Вариант 50

Вариант 50

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) августовский путч
Б) окончание правления династии Рюриковичей
В) Георгиевский трактат
Г) антибольшевистское восстание моряков Кронштадта

ГОДЫ

1) 1598
2) 1783
3) 1801
4) 1921
5) 1991
6) 1993

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Сооружение Панамского канала
2) Разорение Москвы ханом Тохтамышем
3) Финансовая реформа С.Ю. Витте

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) формирование российского военного флота
Б) реорганизация аграрной сферы в СССР
В) “Холодная война”
Г) закрепощение крестьян

ФАКТЫ

1) “кукурузная кампания” Н.С. Хрущёва
2) строительство кораблей Петром I на реке Воронеж
3) введение “заповедных лет”
4) возведение Берлинской стены
5) издание указа об обязанных крестьянах
6) Чесменское сражение

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Киев Разорение города Андреем Боголюбским _______________ (А)
_______________ (Б) _______________ (В) 1720-е
_______________ (Г) Подписание мирного договора с Турцией 1790-е
Припять _______________ (Д) _______________ (Е)

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) борьба Нарышкиных и Милославских
Б) Гражданская война
В) подписание Беловежского соглашения
Г) бой за аул Гуниб

УЧАСТНИКИ

1) М.С. Горбачёв
2) Н.И. Махно
3) Б.И. Морозов
4) П.Д. Святополк-Мирский
5) имам Шамиль
6) А.С. Матвеев

6 Прочтите отрывок из произведения средневекового автора.

«Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал — были у него свои междоусобия, воевал тогда Менгли-Гирей, царь перекопский, королевскую Подольскую землю, помогая великому князю. Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку. И пришли татары, начали стрелять, а наши — в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие — на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон — одни других боялись. И пришли тогда братья к великому князю в Кременец — князь Андрей и князь Борис. Князь же великий принял их с любовью. Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар — чтобы, соединившись, вступить в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами и воздыханиями Спасу-вседержителю и господу богу нашему Иисусу Христу и пречистой его матери, преславной Богородице. Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что “на этих полях будем с ними сражаться”, а на самом деле слушая злых людей — сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: “Беги, не можешь с ними стать на бой”. Сам дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. События, описываемые в отрывке, завершили период ордынского владычества на Руси.
2. В отрывке описывается помощь крымского хана русскому князю.
3. Имя упомянутого в отрывке короля – Ольгерд.
4. В отрывке описаны события, произошедшие после присоединения к Москве Великого княжества Тверского.
5. События, описываемые в отрывке – это Куликовская битва.
6. В период правления того же князя, к которому относятся события, описанные в отрывке, произошло присоединение Новгородской земли и Тверского княжества.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) дом Наркомфина в Москве
Б) здание Московского университета на Моховой
В) «Слово о погибели земли Рязанской»
Г) фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Памятник культуры создан в XIV в.
2) Построен в XVIII в.
3) Построен в XX в.
4) Построен в XIX в.
5) Памятник культуры посвящён событиям XIII в.
6) Памятник культуры посвящён событиям XII в.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите город, в котором установлен, изображённый на марке монумент.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите современное название города, подписанного цифрой 1.

10 Укажите цифру, которой обозначен город, ставший местом подписания договора, завершившего войну, которой посвящена схема.

11 Прочтите текст о событиях, и, используя схему, укажите название страны, дважды пропущенное в тексте.

«Из деклараций, в свое время изданных, известны праведные уважения, подвигнувшие Нас к разрыву с Швецией и к введению войск Наших в шведскую _______________. Безопасность отечества Нашего взыскивала от Нас сея меры.
Явная преклонность короля шведского к державе, Нам неприязненной, новый союз его с нею и наконец насильственный и неимоверный поступок, с посланником Нашим в Стокгольме учиненный, происшествие столько же оскорбительное Империи Нашей, как и противное всем правам в просвещенных странах свято наблюдаемым, превратили меру воинской предосторожности в необходимый разрыв и соделали войну неизбежной.
Всевышний приосенил помощью Своею праведною Наше дело. Войска Наши с мужеством им обычным, борясь с препятствиями и превозмогая все трудности им предстоявшие, пролагая себе путь чрез места, кои по настоящее время считались непроходимыми, повсюду встречая неприятеля и храбро поражая его, овладели и заняли всю почти Шведскую _______________».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      В ходе военных действий, обозначенных на карте, русские войска совершили рейд по льду в тыл шведской армии.
2.      Указанные на карте события относятся ко второй половине XVIII века.
3.      Город, обозначенный на карте цифрой 4, стал столицей Российской империи в 1712 году.
4.      В результате войны, которой посвящена данная карта, к России присоединилась Прибалтика.
5.      Территории, вошедшей в состав России в ходе войны, которой посвящена данная карта, позднее была дарована Конституция.
6.      В период войны, которой посвящена данная карта, Россия вела боевые действия против Турции.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни».

13 Укажите год, когда произошли события, изложенные в отрывке (А). Как именуется народное возмущение, о завершении которого говорится в отрывке? (Б). Укажите город, где произошли эти события (В).

14 Какой из царей упоминается в отрывке? (А). Кто из чиновников управлял царским правительством во время событий, изложенных в отрывке (Б). Какие меры обещал предпринять государь в ответ на требования восставших? Укажите не менее двух таких мер (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите Генерального секретаря ЦК КПСС в год, когда была выпущена данная памятная медаль. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа

16 На каком из приведённых ниже портретов изображён деятель культуры, творчество которого относится к той же половине века, когда произошло событие, которому посвящена данная памятная медаль? В ответе запишите цифру, которой обозначен портрет этого деятеля культуры. Укажите название одного любого произведения, созданного этим деятелем культуры.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Штеменко прочел вслух телеграмму, существо которой вкратце сводилось к следующему: англо-американское командование готовит операцию по захвату Берлина, ставя задачу захватить его раньше Советской Армии. Основная группировка создается под командованием фельдмаршала Монтгомери. Направление главного удара планируется севернее Рура, по кратчайшему пути, который отделяет от Берлина основную группировку английских войск. В телеграмме перечислялся целый ряд предварительных мероприятий, которые проводились союзным командованием: создание группировки, стягивание войск. Телеграмма заканчивалась тем, что, по всем данным, этот план – взять Берлин раньше Советской Армии – рассматривается в штабе союзников как вполне реальный и подготовка к его выполнению идет вовсю.
После того как Штеменко дочитал до конца телеграмму, Сталин обратился к Жукову и ко мне.
– Так кто же будет брать Берлин, мы или союзники?
Так вышло, что первому на этот вопрос пришлось отвечать мне, и я ответил, что Берлин будем брать мы и возьмем его раньше союзников».

Б)

«Американские войска до сих пор находятся в Тюрингии и, как видно, пока не собираются уходить в свою зону оккупации, – сказал я. – По имеющимся у нас сведениям, американцы охотятся за новейшими патентами, разыскивают и отправляют в Америку крупных немецких учёных. Такую же практику они проводят и в других европейских странах. По этому поводу я уже писал Эйзенхауэру и просил его ускорить отвод американских войск из Тюрингии. Он ответил мне, что собирается в ближайшие дни приехать в Берлин, чтобы установить личный контакт со мной и обсудить все вопросы. Думаю, что следует потребовать от Эйзенхауэра немедленного выполнения договоренности о расположении войск в предназначенных зонах оккупации. В противном случае нам следует воздержаться от допуска военного персонала союзников в зоны большого Берлина».

18 В период регентства царевны Софьи внешняя политика России во многом определялась её фаворитом князем В. В. Голицыным. Укажите:

а) последствие деятельности Голицына для освоения дальних рубежей России.
б) последствие деятельности Голицына для отношений России с западными государствами.
в) последствие деятельности Голицына для борьбы с Османской империей.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПОЛЮДЬЕ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики И.В. Сталина и Ю.А. Андропова по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 С конца XVIII века Османская империя вошла в фазу своего заката, и в XIX веке многие называли её “больным человеком Европы”. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что этот факт вынес на международную повестку так называемый «восточный вопрос»: один аргумент для России и один – для Австрии.