Вариант 5

Вариант 5

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) начало восстания Емельяна Пугачёва
Б) присоединение Крыма к Российской империи
В) битва на Курской дуге
Г) подписание “Вечного мира” с Польшей

ГОДЫ

1) 1686
2) 1773
3) 1783
4) 1849
5) 1941
6 1943

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) введение патриаршества в Московском государстве
2) учреждение Святейшего Синода
3) завершение франко-прусской войны

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) борьба с экспансией западных соседей
Б) народовольческое движение в России
В) Первая русская революция
Г) застой в СССР

ФАКТЫ

1) Убийство Александра II
2) битва на Калке
3) Невская битва
4) восстание Чехословацкого корпуса
5) восстание на Броненосце “Потёмкин”
6) начало “золотой” пятилетки

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Призвание Владимира Мономаха на княжение 1110-е
Куликово поле _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Разгром новгородского ополчения московским войском _______________ (Д)
Река Прут _______________ (Е) 1710-е
Пропущенные элементы:

1) Киевское княжество
2) первая победа русских войск над татаро-монголами
3) 1470-е
4) река Угра
5) Владимиро-Суздальское княжество
6) возвращение крепости Азов Османской империи
7) разгром войск темника Мамая
8) 1380-е
9) река Шелонь

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) русско-турецкая война 1768-1774
Б) создание Организации Варшавского договора
В) борьба за Владимирское княжение
Г) денежная реформа

УЧАСТНИКИ

1) Марфа Борецкая
2) П.А. Румянцев
3) Юрий Даниилович
4) Елена Глинская
5) И.С. Конев
6) С.М. Киров

6 Прочтите отрывок из летописи.

«Правительство СССР и
Правительство _______,
руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и ________ и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и ________ в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:
Статья I
Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.
Статья II
В случае если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.
Статья III
Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
Статья IV
Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.
Статья V
В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В тексте трижды пропущено слово Япония.
2. Со стороны Советского союза документ подписывал Калинин М.И.
3. В тексте трижды пропущено слово Германия.
4. В документе упомянуто соглашение, подписанное на Генуэзской конференции.
5. Документ, из которого взят отрывок, содержал секретную часть по разделу сфер влияния в Европе.
6. В том же году, когда состоялось подписание данного договора, началась Зимняя война.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Грановитая палата Московского кремля
Б) рассказ “Один день Ивана Денисовича”
В) “История государства Российского”
Г) “Переход Суворова через Альпы”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Автору была присуждена Нобелевская премия.
2. Автор творения был родом из сибирских казаков.
3. Данный памятник культуры посвящён деятельности Петра I.
4. Данный памятник культуры создан в XVI в.
5. Данный памятник культуры создан в XV в.
6. Автор – Н.М. Карамзин.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Назовите термин, обозначающий период, в течение которого немецко-фашистские войска проводили карательные действия на захваченных территориях, что отражено на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название реки, в которой утонуло большое количество солдат противника во время войны, изображенной на карте.

10 Напишите фамилию полководца, который возглавил единую русскую армию в ходе войны, которой посвящена карта.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

«Барклай вышел из Вильны 26 июня и пошёл по направлению к Дрисскому укреплённому лагерю. Но уже когда он выходил из Вильны, и он сам, и Александр, и все окружающие царя были убеждены, что этот Дрисский лагерь — вздорная выдумка бездарного и нагло самоуверенного Фуля.

Барклай со стотысячной армией вступил в Дриссу 10 июля, а уже 16 июля со всеми войсками, бывшими в Дриссе, со всем обозом, со всеми запасами и с самим царём покинул Дрисский лагерь и пошёл по направлению к Витебску. Первой большой остановкой на этом пути был _______________. Там и решилась благополучно головоломная задача, которая ещё от Вильны, а особенно от Дриссы, стояла неотступно перед русским штабом: как поделикатнее и наиболее верноподданно убрать Александра Павловича подальше от армии?»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Цифрой 3 на карте обозначен населённый пункт, возле которого произошла крупнейшая битва войны, которой посвящена карта.
2. Участником войны, которой посвящена карта, был А.В. Суворов.
3. В населённом пункте, обозначенном цифрой 1, состоялся совет, на котором было решено сдать Москву противнику.
4. Территория, обозначенная цифрой II, отошла к России по условиям Венского конгресса.
5. На карте указан город, в котором Александр I и Наполеон Бонапарт подписали мирный договор в 1807 году.
6. В битве за город, обозначенный на карте цифрой 2, впервые объединились две русские армии под командованием Багратиона и Барклая-де-Толли.

 

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний политического деятеля.

«Ещё с первого дня, как мы оказались в войне с Японией, следя за нашею, а также и французскою печатью и прислушиваясь ко всем суждениям, которые доходили до меня, в особенности среди членов Государственного Совета, я слышал одно и то же суждение, неизменно повторявшееся всеми, кто высказал своё мнение о характере нашего вооружённого столкновения.
А именно, что война для нас неопасна, что наши силы несоизмеримы с силами Японии, хотя бы она была больше нас готова к войне, так как мы к ней не готовились, – что наше внутреннее положение совершенно устойчиво и не может быть потрясено начавшейся войною, слишком удалённою от наших центров. Словом, что мы вынесем сравнительно легко это бедствие и завершим столкновение победным концом. Это же мнение разделяется и Государем, определённо высказавшим мне его.
Если же это так, то очевидно, что в выборе способов относительно покрытия расходов войны … мы должны руководствоваться тем принципом, чтобы не нарушить основных устоев нашего финансового положения, введённых нами с таким огромным трудом и после длительных приготовлений!
Мне казалось, что мы не должны отказываться от нашего денежного обращения, основанного на золотом размене бумажного рубля … и принять соответствующие этому принципу меры, то есть подкреплять наш золотой запас всеми доступными способами, не разрушая нашего строгого эмиссионного закона. Я придавал исключительное значение тому, что только в этом случае мы сохраним устойчивость нашего финансового положения на мировом рынке, устраним колебания ваших фондов на этом рынке и быстро исправим все невзгоды войны, тогда как прекративши наш золотой размен, мы легко можем вовсе не вернуться к нему в течение длинного промежутка времени.
Не поднялось ни одного голоса против такого принципиального взгляда. Даже наиболее осторожный из всех и, пожалуй, лучше всех нас знавший Японию П. М. Романов не поднял своего голоса против нашего общего заключения и только настаивал на одном, чтобы во всей Сибири, начиная от Урала и по всей Маньчжурии, мы решительно отказались от фактического выпуска золота из казначейств, ввиду близости Китая и лёгкости ухода золота туда, и производили все расплаты исключительно бумажным рублём».

13 Укажите год начала войны, упоминаемой в тексте (А). Назовите мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь в отрывке (Б). Назовите автора эмиссионного закона, упомянутого в тексте (В).

14 Почему, по мнению современников автора, война, о которой идёт речь, была неопасна для России? Укажите любую причину (А). Какой политики следовало, по мнению автора, придерживаться для сохранения устойчивости финансового положения на мировом рынке? Укажите предложенное автором решение(Б). Как автор характеризует мнение своих современников, включая государя, об исходе войны с Японией(В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите, оборона какого города изображена на данной картине. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из представленных ниже скульптурных памятников символизирует эпоху той же войны, что и событие, изображённое на картине? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник. Кого изображает этот памятник?

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Накануне рождества положение группы армии «Юг» вновь стало критическим. Мы узнали, что 24-й танковый корпус потерпел тяжёлое поражение, что русские прорвались в районе Брусилова и теперь развивают прорыв. По имеющимся данным они двигались к Житомиру, и 48-му танковому корпусу была поставлена задача задержать их продвижение… Танковые дивизии 24-го корпуса (8-я, 19-я, и дивизия СС „Рейх“) были переданы в наше распоряжение, но никто и понятия не имел, где они находятся и какие понесли потери. Мы полагали, что их удастся обнаружить где-нибудь в лесах восточнее Житомира. Во всяком случае мы были обязаны определить местонахождение этих несчастных дивизий и восстановить фронт. Выполнение нашей задачи осложнялось ещё и тем, что в Житомире, где скопилось огромное количество войск, царило паническое настроение».

Б)

«В конце декабря началась так называемая Житомирско-Бердичевская наступательная операция нашего соседа слева — 1-го Украинского фронта, продолжавшаяся до половины января 1944 года. В результате её советские войска овладели Новоград-Волынским, Житомиром, Бердичевом, Белой Церковью и нанесли противнику тяжелое поражение. По всему чувствовалось, что центр тяжести Ставка перенесла на Украину и вообще на южное крыло советско-германского фронта. Туда направлялись соединения из резерва Ставки — общевойсковые и танковые армии, танковые корпуса, артиллерийские соединения, танки, пушки, самолеты. Белорусский же фронт не получал в то время ничего, хотя задача наша оставалась прежней. Мы должны были наступать, а сил у нас оставалось всё меньше, о чем Ставка прекрасно знала. Но мы понимали, что иначе нельзя. Наша задача — активными действиями приковать к себе как можно больше вражеских сил и тем самым облегчить наступление на главном направлении. И мы прилагали все усилия, чтобы выполнить эту задачу. На крупные успехи не рассчитывали, но и на месте не стояли… операции проводились войсками фронта при скудной норме боеприпасов».

18 В конце 1660-х – начале 1670-х годов Россию сотрясло одно из самых мощных восстаний в отечественной истории – восстание под руководством Степана Разина. Укажите:

а) сословные причины данного события
б) внешнеполитические предпосылки данного события
в) предпосылки данного события, сложившиеся внутри казачьего сословия

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «СТРЕЛЬЦЫ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В первой половине XVIII века Россия и Великобритания проводили активную внешнюю политику. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой в данный исторический период результаты внешней политики принесли этим государствам значительную экономическую выгоду: один аргумент для России и один – для Великобритании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.