Вариант 49

Вариант 49

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) предательство гетьмана Мазепы
Б) разгром русской рати в битве на реке Пьяне
В) начало строительства Байкало-Амурской магистрали
Г) Андрусовский мир

ГОДЫ

1) 1377
2) 1380
3) 1654
4) 1667
5) 1708
6) 1938

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) образование государства Израиль
2) сражение под Малоярославцем
3) сожжение протопопа Аввакума

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) реформы Избранной рады
Б) экономические преобразования первой четверти XVIII в.
В) Большой террор 1930-х гг.
Г) расширение территории страны Иваном III

ФАКТЫ

1) отмена кормлений
2) издание манифеста о свободе предпринимательства
3) присоединение Пермской земли
4) издание указа о посессионных крестьянах
5) процесс «Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра»
6 полная отмена местничества

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Фридланд _______________ (А) 1810-е
_______________ (Б) Разгром турецкого флота эскадрой Ф.Ф. Ушакова _______________ (В)
Архангельск _______________ (Г) 1910-е
_______________ (Д) Взятие города русско-австрийскими войсками _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1740-е
2) подписание русско-французского мирного договора
3) 1790-е
4) мыс Калиакрия
5) захват города британскими интервентами
6) Синопская бухта
7) победа французских войск над русской армией
8) 1760-е
9) Берлин

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) битва на реке Сити
Б) убийство Александра II
В) введение соляных пошлин
Г) операция “Багратион”

УЧАСТНИКИ

1) И.Х. Баграмян
2) Б.И. Морозов
3) Василько Константинович
4) В.И. Засулич
5) Александр Невский
6) Н.И. Рысаков

6 Прочтите отрывок из произведения.

«События этого печального дня сохранились так же в моей памяти, как смутный сон; я был разбужен и увидел перед собою графиню Ливен. Когда меня одели, мы заметили в окно, на подъемном мосту под церковью, караулы, которых не было накануне; тут был весь Семёновский полк в крайне небрежном виде. Никто из нас не подозревал, что мы лишились отца; нас повели вниз к моей матушке, и вскоре оттуда мы отправились с нею, сёстрами, Михаилом и графиней Ливен в Зимний дворец. Караул вышел во двор Михайловского дворца и отдал честь. Моя мать тотчас же заставила его молчать. Матушка моя лежала в глубине комнаты, когда вошел Император Александр в сопровождении Константина и князя Николая Ивановича Салтыкова; он бросился перед матушкой на колени, и я до сих пор еще слышу его рыдания. Ему принесли воды, а нас увели. Для нас было счастьем опять увидеть наши комнаты и, должен сказать по правде, наших деревянных лошадок, которых мы там забыли»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Упомянутое в отрывке воинское подразделение было создано Петром I .
2. Описанные в отрывке события произошли во второй половине XVIII века.
3. Убийцами императора, о смерти которого написано в отрывке были народовольцы Гриневицкий и Русаков.
4. В отрывке упомянут император, отказавшийся от престола в пользу брата.
5. Автор воспоминаний – Николай II.
6. В отрывке описаны события последнего дворцового переворота в России.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЯМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) здание Адмиралтейства в Санкт- Петербурге
Б) Кремлевский Дворец Съездов
В) Большой Екатерининский дворец
Г) Собор Василия Блаженного

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Памятник построен в честь взятия Смоленска.
2) Памятник создан в период правления Ивана Грозного.
3) Создание памятника культуры относится к царствованию Николая Первого.
4) Здание – образец позднего барокко.
5) Здание заложено по приказу Петра I.
6) Для строительства здания был снесён целый ряд кремлёвских построек XV-XIX вв.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите название страны, на территории которой произошло событие, ставшее темой данной медали.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите дату возникновения города, обозначенного на карте цифрой 2.

10 Напишите имя и прозвище московского князя, к концу правления которого относятся границы, обозначенные на карте.

11 Прочтите текст из исторического произведения и укажите название оборонительного сооружения, трижды пропущенное в тексте.

«В Москве узнали о нашествии Ольгерда только тогда, когда литовский князь уже приближался с войском к границе вместе с братом своим Кейстутом, племянником Витовтом, разными литовскими князьями, смоленскою ратью и Михаилом тверским … Князья, подручные Димитрию, не успели по его призыву явиться на защиту Москвы. Оставалось обороняться силами одной московской земли: Димитрий выслал против врага воеводу Димитрия Минина, а Владимир Андреевич – Акинфа Шубу. Литовцы на пути своем жгли, грабили селения, истребляли людей; высланная московская рать была ими разбита в прах, 21 декабря 1368 года на реке Тростне воеводы пали в битве. «Где есть великий князь со своею силою?» – спрашивал Ольгерд пленных. Все в один голос давали такой ответ: «Князь в городе своем Москве, а рати не успели собраться к нему». Ольгерд поспешил прямо к Москве. Великий князь Димитрий, князь Владимир Андреевич, митрополит, бояре со множеством народа заперлись в _______________, который был только что перед тем укреплен каменною стеною. Москвичи сами сожгли посад около _______________. Ольгерд три дня и три ночи простоял под стенами _______________. Взять его приступом было трудно, а морить осажденных голодом Ольгерд не решался, так как зимою стоять долгое время в открытом поле было бы слишком тяжело для осаждающих; притом же на выручку Москве могли подоспеть рати подручных князей. Ольгерд приказал сжечь кругом Москвы все, что еще не было сожжено самими русскими. Тогда, кроме посада, обнесенного дубовою стеною, за пределами этого посада было поселение, носившее название Загородье, а за Москвою-рекою другое, называемое Заречье. Литовцы сожгли все, не щадя ни церквей, ни монастырей; возвращаясь назад, они разоряли Московскую волость, жгли строения, грабили имущества, забирали скот, убивали или гнали в плен тех людей, которые не успевали спастись от них в леса. По известию современника, Москва потерпела от Ольгерда такое бедствие, какого не испытывала со времени нашествия Батыя».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Указанные на карте границы относятся к XIV веку.
2.      Цифрой 1 на карте обозначен центр княжества – союзника Москвы в Куликовской битве.
3.      На карте подписана река, на которой в 1377 году московское войско было наголову разбито ордынцами.
4.      Цифрой 4 на карте обозначен город с республиканским устройством.
5.      В том же веке, к которому относится карта, произошло окончание ордынского владычества.
6.      Цифрой 3 на карте обозначен город, являвшийся главным противником Москвы в борьбе за объединение русских земель.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний военачальника.

«Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собранный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го августа японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак нашего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, против Орлиного Гнезда. Начался первый штурм …
Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.
Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».

13 Укажите год, когда произошли события, изложенные в отрывке (А). Напишите название города, который обороняли русские войска (Б). Напишите название войны, о которой идёт речь в отрывке (В).

14 Укажите, какое значение имел город, который обороняла русская армия? (А). Как автор воспоминаний характеризует боевой настрой противника? (Б). Как завершилось сражение за город? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите десятилетие, когда был основан город, юбилею которого посвящена эта марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из представленных ниже памятников архитектуры расположен в городе, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите князя, по приказу которого был построен данный памятник архитектуры.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Мы решили форсировать его там, где имелись так называемые дамбы. Это решение явилось результатом личной рекогносцировки и оказалось правильным (решение по карте могло быть иным). Операция предстояла сложная, в известной мере рискованная, но при наличии наших артиллерийских средств мы могли на это пойти. В связи с этим еще раз подчеркиваю свою мысль, что ни одна река в современных условиях не является непреодолимым препятствием. Задача прорыва на р. Одер была выполнена, как мы ее наметили».

Б)

«Наступление должно было начаться 20 января. Однако обстановка вынудила изменить этот срок. Действия противника в Арденнах поставили англо-американские войска в тяжелое положение. В связи с этим премьер-министр Англии У. Черчилль обратился к Советскому правительству с просьбой о помощи. Несмотря на еще неполную готовность войск, наше Верховное Главнокомандование решило ускорить переход фронтов в наступление и начать его 12 января. Этим наступлением и открылась завершающая кампания войны против гитлеровской Германии…
В двадцатых числах января и в начале февраля войска 1-го Украинского фронта вышли на Одер. В районах Олау и Оппельна они форсировали реку, захватили и расширили плацдарм на ее западном берегу. Наши соединения достигли также Одера в районе Бреслау. Советские воины в боях за плацдармы на Одере показали чудеса доблести, отваги и героизма».

18 В 1637 году донские и запорожские казаки захватили крепость Азов и обороняли её до 1642 года, однако позднее казакам пришлось оставить крепость. Укажите:

а) политическую причину сдачи Азова.
б) причину сдачи города, связанную с внутренним устройством казачьих войск.
в) “инженерную” причину сдачи города.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «РЕАБИЛИТАЦИЯ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во взаимоотношениях СССР и союзников во время Тегеранской и Ялтинской конференций по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В период XI-XV веков в общественно-политической жизни христианских государств значительную роль играла церковь. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой церковь в данный период выполняла функцию консолидации народов и государств: один аргумент для Руси и один – для Европы. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.