Вариант 48

Вариант 48

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) смерть царевича Дмитрия в Угличе
Б) подписание Хасавюртовских соглашений
В) вступление России в войну за Польское наследство
Г) месть княгини Ольги за смерть Игоря

ГОДЫ

1) 946
2) 1591
3) 1733
4) 1772
5) 1996
6) 2001

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) гибель Ричарда Львиное Сердце
2) битва под Аустерлицем
3) поход хана Едигея на Москву

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика СССР в период руководства Л.И. Брежнева
Б) революционная борьба в России
В) Ливонская война
Г) Великие реформы 1860-1870-х г.г.

ФАКТЫ

1) ввод советских войск в Афганистан
2) учреждение Правительствующего сената
3) осада Нарвы русскими войсками
4) убийство П.А. Столыпина
5) учреждение земств
6) маньчжурская операция Красной Армии

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Победа русской эскадры над шведским флотом 1710-е
Смоленск _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Осада польскими захватчиками _______________ (Д)
Киев Появление Древнерусского государства _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 860-е
2) Троице-Сергеева лавра
3) 1610-е
4) мыс Гангут
5) объединение армий Багратиона и Барклая-де-Толли
6) 1810-е
7) Чесменская бухта
8) 880-е
9) разгром армии Наполеона на переправе

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Первая мировая война
Б) формирование Второго ополчения в период Смутного времени
В) созыв первого земского собора
Г) создание СССР

УЧАСТНИКИ

1) М.И. Калинин
2) Иван IV
3) Кузьма Минин
4) Иван Заруцкий
5) Ю.В. Андропов
6) А.А. Брусилов

6 Прочтите отрывок из произведения современного автора.

«В первые же годы своего правления князь добился того, что в Москву из Владимира была переведена митрополичья кафедра. Он сумел приобрести расположение митрополита Петра, так что этот святитель жил в Москве больше, чем в других местах. Пётр умер и был погребен в ней. Гроб святого мужа был для Москвы так же драгоценен, как и пребывание живого святителя: выбор Петра казался внушением Божьим. Другие князья хорошо видели важные последствия этого явления и сердились; но поправить дело в свою пользу уже не могли. Во все продолжение своего правления князь ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои владения, с другой — оказывать влияние на князей в прочих русских землях. В этом помогала ему более всего начавшаяся вражда между Тверью и Ордой. Княживший в Твери князь Александр Михайлович принял участие в народном восстании, в котором тверичи убили Чол-хана и перебили всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об участи Чол-хана, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, московский князь поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек дал ему ярлык на великое княжение и 50 000 войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, московский князь пошел в Тверскую волость; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, по выражению летописца, положили пусту всю землю Русскую. Спаслись лишь Москва да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 гривен серебра и множество даров. Александр бежал в Новгород, потом в Псков, но и оттуда его вынудили уехать в Литву. Обстоятельства продолжали благоприятствовать Москве…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Князь, о котором идёт речь, получил прозвище Калита.
2. Брат князя, упомянутого в отрывке, был убит в Сарае.
3. Внук упомянутого в отрывке князя разгромил темника Мамая в битве на Куликовом поле.
4. После упомянутых в отрывке событий Тверь вошла в состав Великого княжества Московского.
5. В данном отрывке идёт речь о событиях конца XIII века.
6. Автор пишет о том, что из всех русских земель в ходе карательного похода пострадала только Тверь.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) Эрнст Неизвестный
Б) А.С. Грибоедов
В) Илья Эренбург
Г) Эльдар Рязанов

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор культового советского фильма «Ирония судьбы или с легким паром».
2) Автор был осужден советским судом и отбывал наказание в ГУЛаге.
3) Автор был осужден как один из участников восстания декабристов.
4) Занимал пост российского посла в Иране. Убит исламскими фанатиками.
5) За своё творчество этот автор был обвинен в формализме и эмигрировал из СССР.
6) Ввёл понятие “Оттепели” в советском периоде.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите наименование боевого состава, изображённого на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите страну – противника России в военных действиях, которым посвящена карта.

10 Напишите фамилию адмирала, командовавшего флотом одной из европейских держав, с эскадрой которого взаимодействовал русский флот в ходе военной компании, указанной на карте.

11 Прочитайте отрывок из статьи историка и, используя схему, укажите фамилию флотоводца, о котором идёт речь в отрывке.

«Контр-адмирал _______________ был реформатором не менее решительным. В сражениях он становил свой корабль передовым и занимал самые опасные положения для руководства и поощрения своих командиров; стремясь к быстроте действий во время атак, он требовал, чтобы корабли перестраивались из походного ордера в боевой, не прекращая сближения с неприятелем; наконец, подобно Сюффрену, он требовал сближения с неприятелем на картечные дистанции и всегда настойчиво преследовал его после битвы.»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Во время военной кампании, которой посвящена карта, русской эскадрой был захвачен остров, обозначенный на карте цифрой 1.
2. Одним из противников России во время военных действий, показанных на карте, была Османская Империя.
3. Во время военной кампании, которой посвящена карта, русская армия освободила от неприятеля итальянские города Неаполь и Рим.
4. Русский флот в ходе боевых действий оказывал поддержку сухопутной армии А.В. Суворова, сражающейся в Северной Италии.
5. Цифрой 5 на карте обозначен остров, захваченный русским флотом после нескольких месяцев осады.
6. Цифрой 4 на карте обозначен город, возле котором русская эскадра приняла первый бой во время военного похода, которому посвящена карта.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний политического деятеля.

«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым… Затем я получил телеграмму от Алексеева… В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».

13 Укажите год, когда произошли события, изложенные в отрывке (А). Назовите императора, о котором говорится в отрывке (Б). Напишите название войны, о которой идёт речь в отрывке (В).

14 Напишите фамилию правящей династии, упоминаемой в отрывке? (А). Кто, помимо государя и наследника, отказался от верховной власти? (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите образное название периода советской истории, связанное с ослаблением репрессивной политики государства, когда произошло событие, которому посвящена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из театров, афиши спектаклей которых представленных ниже, был создан в том же десятилетии, когда произошло событие, которому посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого театра. Назовите режиссёра и актёра, бывшего его первым художественным руководителем.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Я в бинокль рассматривал город своей юности, где продолжал жить единственный родной мне человек – сестра. Но видел одни развалины. Войска были измотаны, понесли, конечно, немалые потери. Необходимо было получить пополнение, подвезти большое количество боеприпасов, создать резервы. Без этого ни о каком наступлении через Вислу не могло быть и речи. Но мы помогали восставшим всем, чем могли: с самолетов сбрасывали им так необходимые нам самим продовольствие, медикаменты, боеприпасы. За две недели было сделано пять тысяч вылетов. Высадили через Вислу крупный десант, но он успеха не имел и, понеся значительные потери, отошел на восточный берег».

Б)«Фашистские варвары уничтожили столицу Польши …, с жестокостью изощрённых садистов гитлеровцы разрушили квартал за кварталом. Спровоцированное лондонским польским эмигрантским правительством и руководством Армии Крайовой … восстание … завершило разрушение города … Город мёртв».

18 25 декабря 1825 года группа членов Тайного общества совершила попытку захвата власти. Укажите:

а) политическую причину выбора заговорщиками даты восстания.
б) последствие данного события для внутренней политики.
в) идеологическое последствие данного события.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ФАВОРИТИЗМ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во внешней политике Алексея Михайловича и Софьи Алексеевны по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В VII-XI веках Русь и Европу сотрясают набеги воинственных норманнов. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, согласно которой норманны повлияли на развитие государств на Руси и в Европе: один аргумент для России и один – для любого европейского государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.