Вариант 47

Вариант 47

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) убийство князя Игоря древлянами
Б) ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов
В) начало Крымской войны
Г) подписание Беловежского соглашения

ГОДЫ

1) 945
2) 1853
3) 1856
4) 1957
5) 1962
6) 1991

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Суэцкий кризис
2) борьба Нидерландов за независимость от Испании
3) Восстание декабристов

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) нападение Девлет-Гирея на Русь
Б) борьба Петра I с боярами
В) первые преобразования большевистских властей
Г) феодальная война второй четверти XV в.

ФАКТЫ

1) приход к власти Василия II
2) пожар в Москве
3) издание Декрета о национализации банков
4) “дело царевича Алексея”
5) оборона Пскова
6) внедрение госприёмки

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Кунерсдорф _______________ (А) 1750-е
_______________ (Б) Столкновение русского авангарда с французскими войсками _______________ (В)
Река Альта _______________ (Г) _______________ (Д)
_______________ (Е) Сдача в плен имама Шамиля 1850-е

Пропущенные элементы:

1) село Шевардино
2) победа русской армии над прусскими войсками
3) 1810-е
4) первое столкновение русских с татаро-монголами
5) 1060-е
6) победа половецких ратей над дружинами русских князей
7) 1230-е
8) аул Гуниб
9) село Молоди

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Первая мировая война
Б) приглашение королевича Владислава на московский престол
В) княжеские усобицы на Руси
Г) подавление восстания Т. Костюшко

УЧАСТНИКИ

1) Кузьма Минин
2) П.К. Ренненкампф
3) Ярополк Святославич
4) патриарх Гермоген
5) А.В. Суворов
6) П.П. Ласси

6 Прочтите отрывок из донесения военачальника.

«Обстоятельная реляция о главной баталии, меж войск его царского величества российского и королевского величества свейского учинишейся… И 27 числа поутру, [неприятель], …напал, чтоб …редутами всеми овладеть. Однакож …толко два редута овладел…
Меж тем послан господин генерал от кавалерии князь Меншиков… на [неприятеля] в лес, [неприятеля] …атаковали и вскоре с помощью божиею наголову побили и генерала-майора Шлиппенбаха взяли…
В 9 часу пред полуднем генералная баталия началась. В которой хотя и зело жестоко, во огне …войска бились, однакож далее двух часов не продолжалась, ибо непобедимыя господа шведы, скоро [бежали], так что швецкое войско ниединожды потом не остановилось, но без остановки от наших шпагами, багинетами и пиками колота…
В погоню же за уходящим неприятелем последовала наша кавалерия болши полуторы мили, а именно пока лошади ради от утомления итти могли».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Россия ещё не была империей на момент описанных в отрывке событий.
2. Упомянутый в отрывке исторический деятель закончил свою жизнь в ссылке.
3. Война, о событиях которой идёт речь в отрывке, – Семилетняя.
4. Итогом войны, о событиях которой идёт речь стало подписание Абоского мирного договора.
5. В отрывке описываются события битвы при Лесной.
6. Битва, описанная в отрывке, определила исход всей войны, к которой она относится.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Б) Преображенская церковь на о. Кижи
В) памятник «Тысячелетие России»
Г) картина «Военный совет в Филях»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Шедевр русского деревянного зодчества.
2) Сюжет о событиях, предшествовавших Бородинской битве.
3) Автор — М.О. Микешин.
4) Произведение пострадало от рук вандала в 1913 г.
5) Памятник культуры создан в конце XVIII в.
6) Памятник культуры посвящен победе над Наполеоном.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите фамилию конструктора, под руководством которого был создан самолёт, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите прозвище русского военачальника, под командованием которого к России была присоединена территория с городами, обозначенными на карте цифрами 1 и 2.

10 Укажите название города, заложенного на месте турецкой крепости Хабжибей, и ставшей впоследствии главным торговым портом России на Чёрном море.

11 Прочитайте отрывок из доклада российского военачальника, и укажите фамилию генерала, о котором идёт речь в отрывке.

«… Ранены: Московского легиона подполковник Голенищев-_______________, приведший гренадерский свой баталион, из новых и молодых людей состоящий, до такого совершенства, что в деле с неприятелем превосходил оный старых солдат. Сей штаб-офицер получил рану пулею, которая, ударивши между глазу и виска, вышла на пролёт в том же месте на другой стороне лица…
Доклад главнокомандующего Крымской армией генерал-аншефа В.М. Долгорукова Екатерине II от 28 июля 1774 года».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Территория, обозначенная на карте цифрой 4, вошла в состав России по условиям Ясского мирного договора.
2.      В период присоединения к России территорий, цифрами обозначенных на карте, началась Кавказская война.
3.      Территории, обозначенные на карте цифрами, включены в состав России в период правления императрицы Екатерины Второй.
4.      В присоединении к России территорий, обозначенных цифрами 3 и 4, принимал участие генерал М.Д. Скобелев.
5.      В период присоединения к России территорий, цифрами обозначенных на карте, Австрия вела войну против России.
6.      Территория, обозначенная на карте цифрой 5, вошла в состав России в результате разделов Речи Посполитой.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

«…Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: «Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!» И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи… Князь же Олег Рязанский услышал, что князь великий соединился со многими силами и следует навстречу безбожному царю Мамаю да к тому же вооружен твердо своею верою, которую на бога-вседержителя, всевышнего творца, со всею надеждой возлагает. И начал остерегаться Олег Рязанский и с места на место переходить с единомышленниками своими, так говоря: «Вот если бы нам можно было послать весть об этой напасти к многоразумному Ольгерду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: перекрыли нам путь. Думал я по старинке, что не следует русским князьям на восточного царя подниматься, а теперь как все это понять? И откуда князю помощь такая пришла…, что смог против нас трех подняться?» Князь же Ольгерд Литовский, в согласии с прежним замыслом, собрал литовцев много и варягов, и жмуди и пошел на помощь Мамаю. И пришел к городу Одоеву, но, прослышав, что князь великий собрал великое множество воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону против царя Мамая, — прослышав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщетность своих помыслов, о союзе своем с Олегом Рязанским теперь сожалел, метался и негодовал, говоря: “Если человеку не хватает своего ума, то напрасно чужого ума ищет: никогда ведь не бывало, чтобы Литву поучала Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб»».

13 Укажите год, когда произошли события, изложенные в отрывке (А). Напишите имя князя, который в отрывке именуется «великим» (Б). Напишите название битвы, которой закончился поход войска великого князя (В).

14 Какие государства, упомянутые в отрывке, были союзниками ордынцев в их противостоянии с Московским государством? (А). Почему, по мнению автора, эти союзники проявили нерешительность и не пришли на помощь Мамаю? (Б). Как звали русского и татарского воинов, с поединка которых началась битва, завершившая поход московского войска? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите российского изобретателя, совершившего открытие, которому посвящена данная марка. Назовите правителя России в период, когда было сделано это открытие.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений было создано после смерти монарха, правившего Россией в период, когда состоялось открытие, которому посвящена данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Назовите войну, в которой участвовал автор этого литературного произведения.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Окончательно план наступления отрабатывался в Ставке 22 и 23 мая. Наши соображения о наступлении войск левого крыла фронта на Люблинском направлении были одобрены, а вот решение о двух ударах на правом крыле подверглось критике. Верховный Главнокомандующий и его заместители настаивали на том, чтобы нанести один главный удар — с плацдарма на Днепре (район Рогачёва). Дважды мне предлагали выйти в соседнюю комнату, чтобы продумать предложение Ставки. После каждого такого “продумывания” приходилось с новой силой отстаивать своё решение. Убедившись, что я твёрдо настаиваю на нашей точке зрения, Сталин утвердил план операции в том виде, как мы его представили. “Настойчивость командующего фронтом, — сказал он, — доказывает, что организация наступления тщательно продумана. А это надёжная гарантия успеха”».

Б)

«На следующий день перешли в наступление войска 1-го Белорусского фронта под командованием генерала армии К.К. Рокоссовского. В тылу врага партизанские отряды, части, соединения, начали активные операции, заранее увязанные с действиями фронтов… По данным белорусских партизан, действовавших в районе Минска, стало известно, что сохранившиеся в Минске Дом правительства, здание ЦК партии Белоруссии и Окружной дом офицеров спешно минируются и готовятся к взрыву. Чтобы спасти эти важные объекты, было решено ускорить движение в Минск танковых частей и послать вместе с ними отряды разминирования. Цель заключалась в том, чтобы прорваться в город, не ввязываясь в бои на подступах, и захватить правительственные здания. Задача была блестяще выполнена. Здания разминированы и сохранены».

18 23 августа 1939 года в Москве СССР и гитлеровская Германия подписали пакт Молотова – Риббентропа. Укажите:

а) территориальную причину (предпосылку) подписания данного договора.
б) причину (предпосылку) подписания данного договора, связанную с внешней политикой западных держав.
в) причину (предпосылку) подписания данного договора, связанную с советско-японскими отношениями.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ВОТЧИНА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различии в исследованиях Сибири и Дальнего Востока, проводившихся в XVII и XVIII веках по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В Новое время научно-технический прогресс и промышленный переворот в ведущих государствах мира обусловил активное развитие капитализма. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, согласно которой развитие капитализма стало причиной проведения широких социальных реформ в России и в США: один аргумент для России и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.