Вариант 45

Вариант 45

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) разгром печененгов под Киевом
Б) принятие Уложения о службе
В) сражение при Аустерлице
Г) созыв Уложенной комиссии

ГОДЫ

1) 1036
2) 1242
3) 1556
4) 1767
5) 1805
6) 1813

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) издание доктрины Монро
2) казнь московским царём полководца Шеина
3) создание ГКЧП

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Семилетняя война
Б) правление Михаила Фёдоровича Романова
В) формирование Древнерусского государства
Г) “Зимняя война”

ФАКТЫ

1) захват Киева Вещим Олегом
2) прорыв “Линии Маннергейма”
3) сражение при Гросс-Егерсдорфе
4) присоединение Левобережной Украины к России
5) осада Пскова Стефаном Баторием
6) увеличение сроков поимки беглых крестьян

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Ништадт _______________ (А) 1720-е
_______________ (Б) Осада города войсками Ивана Болотникова _______________ (В)
Молдова Оккупация советскими войсками _______________ (Г)
_______________ (Д) _______________ (Е) 1660-е

Пропущенные элементы:

1) Тула
2) 1670-е
3) восстание противников реформы Никона
4) 1610-е
5) заключение русско-шведского мирного договора
6) Соловецкий монастырь
7) 1940-е
8) избрание Никона патриархом
9) Рязань

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Цусимское сражение
Б) набег на Москву
В) введение уроков и погостов
Г) создание группы “Освобождение труда”

УЧАСТНИКИ

1) С.Л. Перовская
2) темник Мамай
3) В.И. Засулич
4) хан Едигей
5) З.П. Рожественский
6) Княгиня Ольга

6 Прочтите фрагмент исторического письма.

«Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я – Император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных! Милорадович смертельно ранен. Шеншин, Фредерике, Стюрлер – все тяжело ранены. Но наряду с этим ужасным зрелищем сколько сцен утешительных для меня, для нас! Все войска, за исключением нескольких заблудшихся из Московского полка и Лейб-гренадерского и из морской гвардии, исполнили свой долг как подданные и верные солдаты, все без исключения.
Я надеюсь, что этот ужасный пример послужит к обнаружению страшнейшего из заговоров, о котором я только третьего дня был извещен Дибичем. … В настоящее время в нашем распоряжении находятся трое из главных вожаков, и им производят допрос у меня.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Автор письма обращается к родному брату.
2. Письмо было написано во второй половине XIX века.
3. Участниками события, упомянутого в отрывке, были П. И. Пестель и К. Ф. Рылеев.
4. Упомянутое в отрывке событие произошло в день коронации автора письма.
5. Автор письма пишет о событиях на Ходынском поле.
6. Письмо было написано последним российским императором.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) здание Сената в Московском Кремле
Б) икона «Спас Нерукотворный»
В) Смоленский Кремль
Г) картина «Последний день Помпеи»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Создание памятника связано с именем архитектора Фёдора Коня.
2) Автор – Андрей Рублёв.
3) Автор – Симон Ушаков
4) Автор — М.Ф. Казаков.
5) Произведение посвящено сюжету из античной истории.
6) В картине изображены сцены разрушения города неприятельской армией.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название города, истории которого посвящена марка, в период изображённых на марке событий.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название бухты, обозначенной на карте цифрой 5.

10 Укажите год завершения войны, отражённой на карте.

11 Прочтите текст и укажите фамилию, пропущенную в тексте.

«В таком приподнятом настроении встречала Екатерина турецкую войну, к которой совсем не была приготовлена. Унывать было нельзя. “Пойдем бодро вперед – поговорка, с которой я проводила одинаково и хорошие и худые годы, и вот прожила целых сорок лет, и что значит настоящая беда перед прошлыми?” – так писала Екатерина своей заграничной знакомой в самом начале военных действий – и начале, не совсем удачном. И она развила в себе изумительную энергию, работала, как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, составляла планы и инструкции, изо всех сил спешила построить азовскую флотилию и фрегаты для Черного моря, обшарила все углы и закоулки Турецкой империи в поисках, как бы устроить заварушку, заговор или восстание против турок в Черногории, Албании, среди майнотов, в Кабарде, поднимала царей имеретинского и грузинского и на каждом шагу наталкивалась на свою неготовность; решив послать морскую экспедицию к берегам Морей, просила своего посла в Лондоне выслать ей карту Средиземного моря и Архипелага, также достать пушечного литейщика поаккуратнее наших, “кои льют сто пушек, а годятся много что десять”, хлопоча поднять Закавказье, недоумевала, где находится Тифлис, на каспийском или черноморском берегу, или же внутри страны. Настроение менялось под сменявшимися впечатлениями. “Зададим мы звону, какого не ожидали”, – писала она вскоре по получении известия о разрыве (ноябрь 1769 г.). “Много мы каши заварили, кому-то вкусно будет”, – раздумчиво писала она через полгода, когда война разгоралась. Но набегавшее раздумье разгоняли такие лихие головы, как братья _______________, умевшие только решаться, а не думать. На одном из первых заседаний совета, собиравшегося по делам войны под председательством императрицы, Григорий _______________, которого Екатерина называла Фридриху II героем, подобным древним римлянам лучших времен республики, предложил отправить экспедицию в Средиземное море.»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Во время войны, которой посвящена карта, вспыхнуло мощное народное восстание в Поволжье.
2. Итог перемирия, завершившего войну, которой посвящена карта: полуостров, обозначенный римской цифрой I, становился независимым от Османской империи государством.
3. В ходе войны, события которой отражены на карте, независимой стала территория, обозначенная на карте римской цифрой II.
4. В результате войны, показанной на карте, Александр Суворов взял штурмом Измаил.
5. В период проведения войны, которой посвящена карта, состоялся первых раздел Речи Посполитой.
6. К войне, которой посвящена данная карта, относится битва при Рымнике.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из правительственного документа.

«Известно Нам, Великому Государю, учинилось: что Гетман Мазепа, забыв страх Божий и свое крестное к Нам, Великому Государю, целование, изменил и переехал к неприятелю Нашему Королю Шведскому, по договору с ним и Лещинским, от Шведа выбранным на Королевство Польское, дабы с общего согласия с ними Малороссийскую землю поработить по прежнему под владение Польское, и церкви Божии и славные монастыри отдать в Унию. И понеже Нам, яко Государю и Оборонителю Малороссийского края, надлежит отеческое попечение о вас имети, дабы в то порабощение и разорение Малой России, також и церквей Божиих во осквернение не отдать: того ради повелеваем всей Генеральной Старшине, Полковником и протчим вышеобъяавленным чинам войска Запорожского: дабы на прелесть и измену сего изменника, бывшего Гетмана, не смотрели, но при обороне Наших Великороссийских войск против тех неприятелей стояли; и для лучшего упреждения взякого зла и возмущения в Малороссийском народе от него бывшего Гетмана, вся Старшина Генеральная и полковая пребывающея при войске, съезжалась немедлинно в город Глухов, для обрания по правам и вольностям своим вольными голосами нового Гетмана, в чем крайняя нужда и спасение всея Малыя России состоит. При сем-же объявляем: что известно Нам, Великому Государю, учинилось, что бывший Гетман хитростию своею, без Нашего Указу, аренды и многие иные поборы наложил на Малороссийский народ, будто на плату войску, а в самом деле ради обогащения своего, и те тягости повелеем мы ныне с Малороссийского народа оставить. ».

13 Напишите имя российского государя, упомянутого в документе (А). Напишите имя шведского короля, упомянутого в документе (Б). Какие действия, согласно документа, предполагал осуществить гетман Мазепа? (В).

14 Какие указания предводителям казачества содержатся в документе? (А). Как в документе сформулирована цель выполнения этих указаний? (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите предшественника руководителя СССР, во время правления которого произошло событие, годовщине которого посвящена данная марка. Укажите, как был назван период правления этого руководителя после его смерти.

16 Какой из представленных ниже архитектурных объектов возводился в период, указанный на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот объект. Станция какого вида транспорта носит название этого объекта?

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Противник не только нёс под черноморской твердыней тяжелейшие потери и тратил огромные материальные ресурсы на ликвидацию советского плацдарма в Крыму. Но, главное, 11-я армия и приданные ей части усиления — в частности, те самые 80 тяжёлых и сверхтяжёлых батарей — всю первую половину 1942 года протопталась на тупиковом оперативном направлении. Если бы Севастополь не оборонялся вплоть до июля 1942 г., а был оставлен в январе или даже в марте, вся артиллерийская группировка убыла бы под Ленинград. Как, собственно, и 11-я армия, которую планировали задействовать для решающего штурма Ленинграда».

Б)

«Не раз мы задавали друг другу вопрос. Сколько же немец сосредоточил бензина, сколько сосредоточил бомб, сколько участвовало в подвозе топлива и бензина железнодорожных эшелонов и автомашин?
… После занятия Северной стороны бомбардировки с воздуха усилились еще более, дойдя до своего апогея. Самолетов было настолько много и настолько тесно было им маневрировать в воздухе, что были зафиксированы отдельные случаи столкновения германских самолетов друг с другом, которые с грохотом падали на землю. Если в июле германские самолеты летали на больших высотах, то теперь они летали значительно ниже. Бомбардировщики Ю-87 летали на высотах 100-150 метров. Они бы летали еще ниже, если бы не опасность погибнуть от взрывов сбрасываемых ими своих бомб. К середине июля наша зенитная артиллерия была подавлена совсем. Изредка то там, то здесь можно было заметить отдельные редкие выстрелы из одной пушки. Над нашими наземными артиллерийскими батареями буквально висели самолеты противника и засыпали их бомбами.
… Наша истребительная авиация днем уже почти не поднималась в воздух. Базируясь на аэродромы Куликово поле, Юхарина балка и Херсонский маяк, наша авиация в течение 16 часов обстреливалась артиллерией с Северной стороны и подвергалась ожесточенной бомбардировке с воздуха. Десятки мессершмитов барражировали в районе аэродромов, не давая возможности подняться нашим самолетам. Казалось, что самолеты все разбиты и летчики погибли. Но каково было наше радостное возбуждение и гордость за наших летчиков, когда с наступлением темноты в воздух поднимались наши самолеты и летели бомбить боевые порядки немцев».

18 После смерти Василия III царём формально стал его 3-летний сын Иван IV. Укажите:

а) причину, по которой после его смерти страна оказалась под управлением группы бояр.
б) причину, по которой бояре вскоре оказались отстранены от власти.
в) внешнеполитическое последствие смерти Василия.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «РЕАБИЛИТАЦИЯ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Святослава Игоревича и Олега Вещего по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XIII веке на монгольском курултае Темучин принимает титул Чингисхана и начинает активные завоевания. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в этом веке русские княжества и территории Китая попадают в зависимость от монгольских завоевателей: один аргумент для Руси и один – для Китая. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.