Вариант 44

Вариант 44

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) созыв первого Земского собора
Б) советско-китайский вооруженный конфликт на острове Даманском
В) разорение Киева войском Батыя
Г) зятие Смоленска Василием III

ГОДЫ

1) 1240
2) 1514
3) 1549
4) 1962
5) 1969
6) 1990

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) экспедиция Семёна Дежнёва
2) окончание Кавказской войны
3) начало Великой французской революции

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) “перестройка” в СССР
Б) первая русская революция
В) завершение “Смуты”
Г) княжение Ивана Калиты

ФАКТЫ

1) принятие Декрета о земле
2) перенос резиденции митрополита в Москву
3) принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности»
4) сражение на Куликовом поле
5) подписание Деулинского перемирия
6) восстание на броненосце Потёмкин

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Чумной бунт _______________ (Б)
Хельсинки _______________ (В) 1970-е
Искоростень _______________ (Г) 940-е
_______________ (Д) Встреча РККА и американских частей _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) Москва
2) река Эльба
3) сожжение города княгиней Ольгой
4) река Одер
5) 1790-е
6) 1940-е
7) заключение первого русско-византийского договора
8) 1770-е
9) подписание заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) издание «Указа о престолонаследии»
Б) отмена подушной подати
В) принятие Крестоцеловальной записи
Г) обещание Временного правительства продолжать участие в Первой мировой войне

УЧАСТНИКИ

1) Александр III
2) В.И. Шуйский
3) Александр II
4) Пётр I
5) П.Н. Милюков
6) Л.Г. Корнилов

6 Прочтите отрывок из летописи.

«И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Описанные в отрывке события относятся к IX веку.
2. Описанные в отрывке события произошли в период феодальной раздробленности.
3. В отрывке описывается политика князя, который осадил город Корсунь.
4. Упомянутый в отрывке князь не участвовал в междоусобных войнах.
5. Упомянутый в отрывке город был основан князем Рюриком.
6. Бабушка князя, деяния которого описываются в отрывке, была христианкой.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) «Повесть о Ерше Ершовиче»
Б) картина «Чёрный квадрат»
В) картина «Мистерия XX века»
Г) роман «Что делать?»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор относился к диссидентам советской эпохи.
2) Автор был одним из основателей движения народничества.
3) Одно из первых произведений русской сатирической литературы.
4) Автор — Илья Глазунов.
5) Автор — К. С. Малевич.
6) Советский сатирический журнал.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите наименование движения вооружённого сопротивления, одним из организаторов которого на территории Украины был военачальник, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Назовите город, обозначенный на карте цифрой 1.

10 Укажите год завершения процессов, указанных на карте.

11 Прочитайте отрывок из исторического документа. С помощью карты укажите название государства, название которого пропущено в тексте.

«В вознаграждение же издержек, которые причиняет и будет причинять эта война, а также по другим соображениям, на которые согласна с е.в. _______ прусским е.в. императрица всероссийская, е.в. король _______ вступит во владение землями, городами и округами, заключающимися в черте, означенной на карте, от Ченстохова чрез Раву до Солдау, с присоединением сюда города Данцига с его территорией; так что эти земли, провинции и города будут принадлежать на вечные времена _______ монархии и будут отныне гарантированы за ней е.в. императрицей всероссийской самым формальным и обязательным образом»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Обозначенный на карте цифрой 3 город в настоящее время носит название Львов
2.      В период правления того же императора, при котором произошли данные события, Россия присоединила крепость Азов.
3.      В том же году, когда завершились обозначенные на карте события, к России присоединился Крым.
4.      Город, обозначенный цифрой 1 вошёл в состав России после наполеоновских войн.
5.      Лидер восстания, вспыхнувшего в ответ на отражённые на карте события, был освобождён Павлом I.
6.      Римской цифрой I на карте обозначена Саксония.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из сочинения историка.

«…Тогда, по настоянию Остермана, царь снарядил флот, под начальством адмирала Апраксина, из 30 военных кораблей, 130 галер и значительного числа малых судов; он послал на нем войско под начальством генерал-майора Ласси, для высадки в Швецию. Между тем в Балтийское море вошла английская эскадра, командуемая адмиралом Норрисом, под видимым предлогом охранять английскую торговлю, но на самом деле … в помощь Швеции в случае нужды против России…

Война началась и велась очень опустошительным образом. Русские плавали по шхерам вдоль шведского берега, нападали в разных местах на города и селения, не щадили ни государственного, ни частного достояния, а более всего старались разорять шведские рудники и заводы, составлявшие важнейшее богатство Швеции… На всех шведских заводах русские находили такое множество железа, что не в силах были наполнить им свои суда и бросали в море. Они истребляли повсюду хлебное зерно, убивали и угоняли скот и лошадей, уводили пленников, перебили множество безоружного народа, не успевшего спастись бегством. Апраксин истребил шесть больших городов, более сотни дворянских усадьб, 826 деревень, три мельницы и десять магазинов, разорил два медных и пять железных заводов. Генерал-майор Ласси, со своей стороны, сжег два города, двадцать одну владельческую усадьбу, 535 сел и деревень, сорок мельниц, шестнадцать магазинов и девять железных заводов, в числе которых были такие богатые, что шведы предлагали 300 тысяч рейхсталеров за спасение их от разорения…

      В сентябре прекратились нападения; у шведов вся надежда была на английскую помощь адмирала Норриса, но он, не имея повеления своего короля, не решался начинать неприязненных действий против русских…»

13 Укажите десятилетие, когда произошли события, о которых идёт речь в отрывке (А). Напишите название военной кампании, о которой говорится в отрывке (Б). Назовите правителя России в этот период (В).

14 Каким образом, по мнению автора, русские войска вели войну? (А). Какие объекты автор считает важнейшим богатством Швеции? (Б). На чью помощь безуспешно рассчитывали шведы? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите год смерти политического деятеля, изображённого на марке. Укажите, какое название получил период репрессий, последовавший после его смерти.

16 Какой из представленных ниже скульптурных памятников возведён в городе, где был убит политический деятель, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник. Укажите название этого города в тот исторический период.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В 6 часов 23 июня войска 4-й армии нанесли противнику контрудар из района Жабинки. Немцы никак не ожидали этого и на ряде участков фронта были отброшены на несколько километров. Но через полчаса над нашими войсками появилось множество вражеских самолетов. Пикирующие бомбардировщики Ю-88 буквально висели над боевыми порядками 14-го механизированного корпуса.
Под прикрытием авиации перешла в наступление группа Гудериана. И вот на рубеже Каменец – Жабинка – Радваничи развернулось ожесточенное встречное сражение. В него втянулись как с нашей, так и с немецкой стороны почти все танки и самолёты, предназначенные для действий на брестском направлении. С наблюдательного пункта полковника Богданова был хорошо виден бой двух наших танковых полков с огромным количеством вражеских танков и сопровождавшей их артиллерией. Против первого эшелона 30-й танковой дивизии развернулись две фашистские танковые дивизии, 17-я и 18-я. Поле боя из конца в конец было усеяно пылающими боевыми машинами… Захватили несколько пленных… Это были первые пленные, взятые в полосе нашей армии … Бой этот вылился в своеобразный танковый поединок с несомненным преимуществом на стороне противника. У немцев и танков было больше, и авиация их поддерживала лучше. Мы располагали здесь только лёгкими… Т-26 с лобовой броней в 15 миллиметров и 45-миллиметровыми пушками. Немецкие же танковые дивизии имели в своём составе значительное число новых машин Т-4 с лобовой броней в 30 миллиметров и вооруженных 75-миллиметровыми пушками… И всё-таки 30-я танковая дивизия дралась упорно, люди её вели себя геройски, и враг нёс большие потери».

Б)

«Тяжелым тактическим поражением завершились советские атаки 24 и 25 июня южнее и юго-восточнее Гродно. Несмотря на использование большого числа танков, русским не удалось разгромить части 20-го ак, расположенные на не слишком удачных позициях. На оперативном уровне, однако, советские атаки принесли успех. Германский 20-й ак оказался настолько серьезно скованным, что лишь 27 июня оказался в состоянии вновь перейти к наступлению. Таким образом, он потерял 3,5 дня».

18 В 1810 году в России началась реформа армии, предусматривающая создание военных поселений, которая впоследствии показала себя крайне неэффективной и вызывала критику и недовольство в армии. Укажите три причины (предпосылки) проведения данной реформы.

а) экономическую причину (предпосылку) данного события
б) причину (предпосылку) данного события, связанную с внешней политикой
в) социальную причину (предпосылку) данного события

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ГЕТЬМАН». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Фёдора Ивановича и Ивана Грозного по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Официальное христианство в Средние века испытывало сильнейшее противодействие со стороны альтернативных религиозных учений, отклоняющихся от общепринятых норм – так называемых ересей. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение утверждения о том, что в XV-XVI веках церковь вела непримиримую борьбу с еретиками: один аргумент для России и один – для любого европейского государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.