Вариант 43

Вариант 43

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) гибель князя Святослава Игоревича
Б) поход князя Игоря Святославича на половцев
В) полная отмена местничества
Г) издание циркуляра “О кухаркиных детях”

ГОДЫ

1) 972
2) 1185
3) 1556
4) 1682
5) 1874
6) 1887

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Славная революция в Англии
2) битва на Куликовом поле
3) битва при Молодях

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) НЭП
Б) движение декабристов
В) борьба русских князей против монгольских завоевателей в XIII в.
Г) экономическая политика России в XVII в.

ФАКТЫ

1) подвиг дружины Евпатия Коловрата
2) издание Новоторгового устава
3) заключение Ништадтского мира
4) восстание Черниговского полка
5) первое заседание Государственной думы
6) замена продразверстки продналогом

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Запуск первой в мире атомной электростанции _______________ (Б)
_______________ (В) Ссылка Меншикова _______________ (Г)
Москва Восстание горожан из-за роста цен на соль _______________ (Д)
Крым _______________ (Е) 1680-е

Пропущенные элементы:

1) Берёзов
2) 1950-е
3) Обнинск
4) 1640-е
5) Белоозеро
6) 1720-е
7) присоединение к Российской империи
8) 1960-е
9) походы армии князя Голицына

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Восточно-Прусская операция
Б) борьба за ярлык на Великое княжение
В) подписание советско-германского договора в Раппало
Г) либерализация цен

УЧАСТНИКИ

1) Дмитрий Донской
2) Е.Т. Гайдар
3) Лжедмитрий I
4) И.Д. Черняховский
5) Мстислав Великий
6) Г.В. Чичерин

6 Прочтите отрывок из договора.

«По благословению и по совету святейшего _______________ патриарха Московского и всея Руси… Великий государь Сигизмунд король пожалует, даст на Владимирское и на Московское и на все великие государства Российского царства сына своего королевича Владислава.
И государю королевичу Владиславу …венчаться на Владимирское и на Московское государство… царским венцем… как прежние великие государи цари Московские венчались.
А будучи государю королевичу Владиславу на Российском государстве, церкви Божия на Москве и по всем городам и по сёлам в Московском государстве и во всём Российском царствии чтить и украшать во всём по прежнему обычаю…
И святым иконам, и всем святым, и чудотворным мощам поклоняться и почитать.
И римской веры костёлов в Московском государстве и по городам, и по сёлам нигде не ставить…
И Российского государства людей православных христиан от греческой веры в римскую и ни в которую иную силою и нуждою и иными никакими мерами не отводить…
А польским и литовским людям на Москве ни у каких у земских расправных дел, и по городам в воеводах и в приказных людях не быть и в наместничество городов польским и литовским людям не давать».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Создание данного договора завершило Смуту и возвело на престол новую династию.
2. Патриархом, по совету которого был составлен данный договор, являлся Филарет.
3. В период составления договора во главе Российского государства находилась Семибоярщина.
4. Патриархом, по совету которого был составлен данный договор, являлся Гермоген.
5. Во время составления договора Россией правил Василий Шуйский.
6. Впоследствии призванный на престол королевич был изгнан из России.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Л.Н. Толстой
Б) Симон Ушаков
В) Ф. Шехтель
Г) М. Горький

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В его произведениях прослеживается эволюция от жанра иконы к жанру портрета.
2) Архитектор, занимался реконструкцией Москвы после пожара 1812 г.
3) В своих произведениях изображал быт деклассированных элементов – т.н. “босяков”.
4) Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском зодчестве рубежа XIX−XX вв.
5) Автор романа “Война и мир”
6) Автор романа “Преступление и наказание”

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите название добровольного вооружённого формирования граждан, которому посвящёна марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите номер, на карте обозначающий город, в котором, по указанию императрицы, в тюрьму была заключена семья предводителя восстания.

10 Напишите ранее употреблявшееся название реки, казаки с которой составили основу армии восставших на начальном этапе восстания.

11 Прочтите отрывок из указа предводителя восстания, адресованного солдатам, и напишите пропущенное в тексте имя российского государя, которое присвоил себе предводитель восстания.

«…Сим моим имянным указом регулярной команде повелеваю: Как вы, мои верные рабы, регулярные солдаты, редовые и чиновные, напередь сего служили мне и предкам моим, великим государям, императорам всероссийским, верно и неизменно, так и ныне послужите мне, законному своему великому государю _______________ Феодоровичу до последней капли крови. И, оставя принужденное послушание к неверным командирам вашим, которые вас развращают и лишают вместе с собою великой милости моей, придите ко мне с послушанием и, положа оружие свое знаменами моими, явите свою верноподданическую мне, великому государю, верность…»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Одной из причин народного восстания, которому посвящена карта, было усиление крепостного права в России.
2. Фраза «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный» содержится в произведении А.С. Пушкина, события которого происходят во времена восстания, которым посвящена карта.
3. Восставшим так и не удалось захватить Яицкий городок.
4. Предводитель восстания был схвачен императорскими войсками.
5. Предводитель восстания происходил из дворянского сословия.
6. На борьбу с восставшими императрица направила А.В. Суворова.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«…Его царское величество решил предпринять большое путешествие и отправился в дорогу с большою свитою, состоявшею, между прочим, из разных князей и вельмож его государства, двух или трёх послов, священников и других должностных лиц. Некоторые из них ехали в Германию и в Вену к Германскому императору, другие же в Италию и в Рим к папе (но ни один во Францию, ибо французов великий царь недолюбливал); сам же он со многими из вышеупомянутых господ отправился в Голландию и в Англию. Но в газетах не смели сообщить о том, что он самолично участвует в этом путешествии; а писалось всегда: «великое Московское посольство» или «некоторые князья из великого посольства его царского величества» были здесь или там».

13 Укажите годы, когда произошли события, изложенные в отрывке (А). Какое название получила данная дипломатическая миссия в российской историографии? (Б). Кто возглавлял миссию? (В).

14 Кто входил в состав посольства? (А). Почему русское посольство не посетило Францию? (Б). Каковы были цели посольства? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите, какой подвиг совершил лётчик, изображённый на марке. Укажите год, когда произошло это событие.

16 Какой из представленных ниже архитектурных объектов возведён в то же десятилетие, когда произошло событие, героем которого стал лётчик, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот объект. Укажите город, где он расположен.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Нет, мы правильно поступаем, что так сурово караем националистов всех мастей и расцветок. Они лучшие помощники наших врагов и злейшие враги собственных народов. Ведь заветная мечта националистов — раздробить Советский Союз на отдельные “национальные” государства, и тогда он станет легкой добычей врагов. Народы же, населяющие Советский Союз, в своем большинстве будут физически истреблены, оставшаяся же часть превратится в бессловесных и жалких рабов завоевателей.
Неслучайно презренные предатели украинского народа — лидеры украинских националистов, все эти мельники, коновальцы, бандеры уже получили задание от немецкой разведки разжигать среди украинцев, которые те же русские, ненависть к русским и добиваться отделения Украины от Советского Союза».

Б)

«… 29 февраля 1944 года, примерно в 19.00, в населенном пункте Милятын Острожского района бандгруппа численностью в 100-120 человек обстреляла машину командующего Первым украинским фронтом … и машины, его сопровождавшие … Несмотря на позднее время и наличие по маршруту Гоща-Милятын-Славута вооруженных банд, что Военному Совету 13-й армии было известно из сообщений отдела “СМЕРШ” той же армии, генерал-лейтенант Пухов и генерал-майор Козлов для сопровождения командующего фронтом … не направили дополнительной охраны и не предложили бронированных средств передвижения»

18 В феврале 1945 года в Ялте состоялась конференция лидеров Большой тройки. Укажите:

а) последствие данного события, связанное с советско-японскими отношениями.
б) последствие данного события, связанное с функционированием международной системы коллективной безопасности.
в) последствие данного события, связанное с территориальными изменениями для СССР.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ЦЕЛИНА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Владимира Святославича и Ярослава Мудрого по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.зложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Захват Константинополя турками-османами в 1453 году стал значительным событием, повлиявшим на расстановку сил на международной арене. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что падение Константинополя отразилось на внутренней политике России и Турции: один аргумент для России и один – для Османской империи. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.