Вариант 42

Вариант 42

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) присоединение Финляндии
Б) заключение Петербургского договора между Россией и Пруссией
В) создание группы “Освобождение труда”
Г) съезд князей в Любече

ГОДЫ

1) 1097
2) 1185
3) 1762
4) 1809
5) 1883
6) 1905

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) денежная реформа Елены Глинской
2) открытие Суэцкого канала
3) мятеж чехословацкого корпуса

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) белое движение во время Гражданской войны
Б) внутренняя политика Николая I
В) переговоры в Ялте во время Великой Отечественной войны
Г) политика Василия Шуйского

ФАКТЫ

1) поход Дроздовского полка из Румынии на Дон
2) крестьянская реформа Киселёва
3) обязательство СССР вступить в войну с Японией
4) принятие Крестоцеловальной записи
5) высылка М.М. Сперанского
6) начало поставок оружия по ленд-лизу 

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Река Плюсс Подписание мира со Швецией _______________ (А)
Таганрог _______________ (Б) 1820-е
Устье Невы _______________ (В) _______________ (Г)
_______________ (Д) Переход украинских казаков в российское подданство _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1580-е
2) 1240-е
3) Белая Церковь
4) смерть российского императора
5) разгром немецких рыцарей новгородцами
6) Переяслав
7) 1650-е
8) разгром шведов новгородцами
9) 1570-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) восстание на Сенатской площади
Б) крестьянская война под предводительством Степана Разина
В) коллективизация в СССР
Г) заключение русско-византийского договора

УЧАСТНИКИ

1) Григорий Отрепьев
2) И.В. Сталин
3) П.И. Пестель
4) Олег Вещий
5) Н.И. Рысаков
6) Василий Ус

6 Прочтите отрывок из документа.

«11 июля происходило царское венчание. Перед тем как идти в Успенский собор, государь сидел в Золотой подписной палате, и тут сказано было боярство двоим стольникам: родственнику царскому, князю Ивану Борисовичу Черкасскому, и вождю-освободителю, князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому; у сказки последнему назначен был стоять думный дворянин Гаврила Пушкин, который бил челом, что ему у сказки стоять и меньше князя Дмитрия быть невместно, потому что его родственники меньше Пожарских нигде не бывали. Государь указал для своего царского венца во всяких чинах быть без мест и велел этот свой указ при всех боярах в разряд записать. Выступил дьяк Петр Третьяков и объявил, что боярин князь Мстиславский будет осыпать государя золотыми, боярин Иван Никитич Романов будет держать шапку Мономахову, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой – скипетр, новый боярин князь Пожарский – яблоко, и опять послышалось обычное челобитье: Трубецкой бил челом на Романова, что ему меньше его быть невместно. Государь сказал Трубецкому: «Известно твое отечество перед Иваном, можно ему быть тебя меньше, но теперь быть тебе меньше его потому, что мне Иван Никитич по родству дядя; быть вам без мест». Когда дело таким образом уладилось, государь пошел в соборную церковь, где венчался царским венцом от казанского митрополита Ефрема. На другой день, 12 июля, праздновались царские именины (св. Михаила Малеина); для этого торжества пожаловал государь в думные дворяне Кузьму Минина.».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Описанные в отрывке события произошли в период Смуты.
2. В период правления царя, упомянутого в отрывке, был заключён Нерчинский договор.
3. Современником описанных в отрывке событий был протопоп Аввакум.
4. Описанная в отрывке система разделения должностей была окончательно отменена при Фёдоре Алексеевиче.
5. В отрывке упоминаются лидеры Второго ополчения.
6. Отрывок описывает избрание царя, при котором началась Ливонская война.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) кинофильм «Трактористы»
Б) “Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях”
В) «Метрополь»
Г) «Санкт-Петербургские ведомости»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Литературно-художественный альманах издавался в 1979 г. при участии писателей В. П. Аксенова, Ф. А. Искандера.
2) Инициатором создания был Петр I.
3) Создан в период коллективизации и индустриализации.
4) Создан в период освоения целины.
5) Первый манифест российского консерватизма, написан Н.М. Карамзиным.
6) Один из программных документов движения народовольцев.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите фамилию изображённого на марке советского генерала – фортификатора, замученного фашистами в концлагере за отказ от сотрудничества с ними.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите фамилию руководителя экспедиции, маршрут которой показан на карте.

10 Назовите страну, в которой родился руководитель экспедиции, которой посвящена карта.

11 Прочтите отрывок из инструкции о задачах экспедиции и напишите название полуострова, пропущенное в тексте.

1. Надлежит на _______________, или в другом там месте, сделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах [плыть] возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля – часть Америки 2.
3. И для того искать, где оная сошлася с Америкою, и чтоб доехать до какого города европейских владений; или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него, как оной куст называют, и взять на письме, и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды.

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На карте показан маршрут первой из двух Камчатских экспедиций.
2. Место смерти руководителя экспедиции обозначено на карте флажком.
3. Карта посвящена плаванию, в ходе которого русские суда впервые прошли через пролив, обозначенный цифрой 1.
4. Экспедиция, которой посвящена карта, состоялась по указанию императрицы Екатерины I.
5. Одной из главных задач экспедиции был поиск сухопутного пути из Азии в Америку.
6. На момент начала экспедиции полуостров, обозначенный цифрой 2, не был частью Российской империи.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма исторического деятеля.

«Между тем как во всей Западной Европе демократические начала волнуют умы и сильно потрясают гражданское устройство, Россия и в _______ году не только продолжала наслаждаться совершенным спокойствием, но нравственное ее состояние оказывалось в высшей степени удовлетворительным. Всякое важное происшествие, как внутреннее, так и внешнее, производило на сердца русских впечатления, согласные с впечатлениями их Царя, и при каждом таковом событии, радостном ли или печальном, они, подобно верной дружине, еще ближе сроднялись чувствами со своим венценосным Владыкой. Порывы народной любви особенно видны были во время Высочайшего пребывания Вашего Величества и всей Августейшей фамилии в Москве. Во всех сословиях постоянно выражался искренний восторг, и всюду повторялись излияния чувств преданности к Вашему Величеству. Память этого счастливого для Москвы события ознаменована со стороны купечества и мещан многими патриотическими пожертвованиями. Объявленный Высочайшим Манифестом 26 апреля поход российских войск противу венгерских мятежников принят был повсеместно как мера мудрой политики в деле, касающемся безопасности наших границ, а со стороны войск – с безусловным повиновением и с полною верою в правоту и необходимость сей войны. Но и при этом случае люди, имеющие неблагонамеренную наклонность видеть во всем неблагоприятную сторону, предвещали, даже среди успехов оружия Вашего Величества, нравственную порчу войск наших и угрожали, что армия заразится западным социальным духом. Зловещее их предсказание не сбылось, и ежели кто-либо и старался потрясти обычный образ мыслей войск Вашего Императорского Величества, они, несмотря на то, оказав подвиги врожденной им храбрости, возвратились с теми же чистыми и верноподданническими чувствами, которые отличали и отличают их с незапамятных времен».

13 Укажите год, когда произошли события, описываемые в отрывке (А). Назовите императора, управлявшего Россией в указанный период (Б). Какое участие приняла российская армия во время указанных событий? (В).

14 Как, по мнению автора, войска приняли решение о проведении похода? (А). Что, по мнению автора, беспокоило часть российской общественности, критически настроенную к данной войне? (Б). Как, по словам автора, на известие о походе отреагировала основная часть российского общества? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите, какое событие популяризует данный плакат. Укажите год, когда произошло это событие.

16 Какой из фильмов, афиши которых представлены ниже, вышел на экраны в то же десятилетие, что и данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Назовите режиссёра, снявшего этот фильм.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили своё действие договоры, заключённые между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам, а также к беззащитному положению украинского и белорусского населения. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Белоруссии, Западной Украины».

Б)

«Мы определённо рассчитываем окончательно разгромить польскую армию в течение нескольких недель. Затем мы будем удерживать под военным контролем ту территорию, которая была определена в Москве как сфера германских интересов. Естественно, однако, что мы будем вынуждены по причинам военного характера продолжать боевые действия против тех польских вооружённых сил, которые будут находиться в тот момент на польской территории, принадлежащей к сфере русских интересов. Пожалуйста, немедленно обсудите это с Молотовым и выясните, не считает ли Советский Союз желательным, чтобы русские вооружённые силы выступили в соответствующий момент против польских вооружённых сил в районе сферы русских интересов и со своей стороны оккупировали эту территорию. По нашему мнению, это было бы не только облегчением для нас, но также соответствовало бы духу московских соглашений и советским интересам…»

18 9 февраля 1904 года японская эскадра атаковала русские корабли, находившиеся в Порт-Артуре, началась русско-японская война. Укажите:

а) причину (предпосылку) этого события, связанную с внешней политикой России.
б) причину (предпосылку) этого события, связанную с внутренней политикой Японии.
в) последствие этого события для российского общества.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Владимира Святославича и Ярослава Мудрого по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В Средние века в Европе начинается книгопечатание. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что распространение этого ремесла началось с выпуска книг религиозной тематики: один аргумент для России и один – для Германии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.