Вариант 41

Вариант 41

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) созыв Учредительного собрания
Б) издание Манифеста о свободе предпринимательства
В) начало деятельности Союза спасения
Г) избрание Бориса Годунова царем

ГОДЫ

1) 1549
2) 1598
3) 1775
4) 1816
5) 1905
6) 1906

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Долгий Парламент в Англии
2) битва у мыса Гангут
3) Оршанская битва

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) дипломатическая деятельность Александра I
Б) помощь России народам Балкан
В) Гражданская война в России
Г) деятельность Временного правительства России

ФАКТЫ

1) издание Ноты Милюкова
2) взятие Екатеринодара Добровольческой армией
3) издание манифеста об отмене Крепостного права
4) финансовая реформа Канкрина
5) победа России в русско-турецкой войне 1877-1878 годов
6) создание Священного Союза

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Москва _______________ (А) _______________ (Б)
Новодевичий монастырь _______________ (В) 1680-е
_______________ (Г) Победа русской армии над прусскими войсками _______________ (Д)
Сибирское ханство _______________ (Е) 1580-е

Пропущенные элементы:

1) Гросс-Егерсдорф
2) 1450-е
3) заточение царевны Софьи Петром I
4) занятие города Дмитрием Звенигородским
5) 1750-е
6) поход Ермака Тимофеевича
7) оборона монастыря противниками церковной реформы
8) 1420-е
9) Прейсиш-Эйлау

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) деятельность советской разведки в годы Великой Отечественной войны
Б) перенос столицы из Петербурга в Москву
В) Гражданская война в России
Г) битва при Ларге

УЧАСТНИКИ

1) В.В. Талалихин
2) Пётр II
3) П.А. Румянцев
4) Р. Зорге
5) Екатерина I
6) С.М. Будённый

6 Прочтите отрывок из летописи.

«Новгородцы призвали псковичей и ладожан и задумали изгнать князя своего Всеволода Мстиславича; посадили его в епископский двор с женой, детьми и тёщей, месяца мая 28, и стража с оружием сторожила его день и ночь, 30 мужей ежедневно. Сидел он два месяца, и отпустили его из города июля 15, а приняли его сына Владимира. А вот в чём обвиняли его: 1) не бережёт смердов, 2) зачем захотел сесть в Переяславле, 3) бежал с поля битвы впереди всех; а из-за того много убитых…
бежал Константин-посадник ко Всеволоду и несколько других добрых мужей. И дали посадничество в Новгороде Якуну Мирославичу.
Всеволод же пошел в Киев к стрыю своему Ярополку. Тогда поехали к нему псковичи, били челом и взяли Всеволода княжить к себе. И когда приехал ко Пскову, священноиноки и священники и все множество народа встретили его с честью с крестами, пели ему многая лета и посадили его на столе. Когда услышали новгородцы, что Всеволод во Пскове, то поднялся мятеж великий в Новгороде, так как не захотели люди Всеволода. А другие побежали к Всеволоду во Псков. Тогда новгородские люди разграбили домы их. Искали еще и то, кто из бояр был приятель Всеволоду, и брали с них до полторы тысячи гривен. Брали и с невиновных. И дали те деньги купцам снаряжаться на войну.
Потом Святослав Ольгович, собрав всю землю Новгородскую, привел брата своего и курян с половцами и пошел на Псков прогонять Всеволода. И не покорились им псковичи, не выгнали от себя князя, но стали остерегаться, устроили засеки.
Подумав на пути, князь Святослав Ольгович и все люди повернули назад, сказав:
— Не будем проливать крови со своею братьею. Может быть, бог уладит своим промыслом.
Тогда же преставился князь Всеволод Мстиславич во Пскове и положен был в церкви святой Троицы, которую сам создал.».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Описанные в отрывке события произошли в период раздробленности.
2. В отрывке упомянуты кочевники, разбитые Ярославом Мудрым в 1036 году под Киевом.
3. Современником описанных в отрывке событий был Юрий Долгорукий.
4. Описанные в отрывке события привели к установлению в Новгороде Республиканской формы правления.
5. В отрывке упоминается категория зависимых крестьян, не упоминаемая в Русской правде.
6. Описанные в отрывке события произошли в XI веке.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) протопоп Аввакум
Б) Б. Растрелли
В) Феофан Грек
Г) Аристотель Фиораванти

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Построил один из соборов Московского Кремля.
2) Автор росписей собора Василия Блаженного.
3) Полемическая направленность его произведений выражается в критике реформ Никона.
4) Настоятель Троице-Сергиевой лавры.
5) Архитектор XVIII в., наиболее яркий представитель так называемого «елизаветинского барокко».
6) Иконописец, мастер монументальных фресковых росписей, работал над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Солдат, в честь которого выпущена марка, закрыл своим телом амбразуру вражеского ДОТа. Напишите фамилию этого героя.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите фамилию командующего объединённой армией союзников в битве, обозначенной на карте цифрой 1.

10 Напишите название города, в окрестностях которого состоялось сражение, часто именуемое как «Битва народов».

11 Прочитайте отрывок из письма русского офицера и укажите пропущенную в отрывке фамилию военачальника.

«…Мы все ретируемся. В армии беспорядок, Витгенштейн потерял голову, прочие генералы сами не знают, что делать, все хотят командовать, все хотят умничать, отчего страшная сумятица… Говорят _______________будет сделан главнокомандующим».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. В битве, обозначенной на карте цифрой 2, российские войска участие не принимали.
  2. Активным участником показанных на карте событий.
  3. В ходе событий, изображённых на карте состоялось сражение под Прейсиш-Эйлау.
  4. Одним из последствий военных действий, показанных на карте, стало присоединение к России территории Герцогства Варшавского.
  5. На карте подписан город, ставший местом проведения послевоенного конгресса, положившего начало новой системе международных отношений.
  6. Цифрой 1 на карте обозначен Тильзит.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма сочинения историка.

«Понеже хотя по прежним указам купецким людям деревень покупать было и запрещено 1), и тогда то запрещение было того ради, что они, кроме купечества, к пользе государственной других никаких заводов не имели 2); а ныне по нашим указам, как всем видно, что многие купецкие люди компаниями, и особно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебреные, медные, железные, игольные и прочив сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству 3), так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии, токмо под такою коцдициею 4), дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно. И для того, как шляхетству, так и купечеству, тех деревень особо без заводов отнюдь никому не продавать и не закладывать, и никакими вымыслы ни за кем не крепить, и на выкуп таких деревень никому не отдавать, разве кто похочет для необходимых своих нужд те деревни и с теми заводы продать, то таким продавать с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии.
А ежели кто будет заводы заводить токмо для лица малые, чтоб ему тем у кого деревни купить, и таковых вымышленников до той покупки отнюдь не допускать, и смотреть того накрепко в Берг- Мануфактур-коллегии; а ежели таковые явятся, и их по усмотрению штрафовать отнятием всего движимого и недвижимого имения».

13 Укажите императора, издавшего данный указ (А). Укажите год смерти этого императора (Б). Укажите его наследника (В).

14 Как автор указа аргументирует снятие запрета на приобретение деревень купцами? На каких условиях можно было владеть деревнями, согласно положениям указа? (Б). Какие санкции предполагает указ по отношению к его нарушителям? (В).

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите название военной операции, с которой связан данный карикатурный плакат. Укажите год, когда произошло это событие.

16 Какой из представленных ниже скульптурных памятников посвящён войне, к которой относится данная карикатура? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник. Укажите дореволюционное название города, в котором установлен этот памятник.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Сегодня в 5 часов утра у нас зазвонил телефон, и именно президент из Вашингтона сообщил мне печальную новость о том, что Германия вторглась в Польшу и что её самолеты бомбят польские города. Он сказал мне, что Гитлер собирается выступить перед Рейхстагом, поэтому мы включили радио и слушали его до 6 часов… Пока я слушала речь Гитлера, мне всё время вспоминалось это сообщение… как ты можешь говорить, что не собираешься воевать с женщинами и детьми, а потом посылать самолеты бомбить города?»

Б)

«Как всегда, я пытался мирным путём добиться пересмотра, изменения этого невыносимого положения. Это — ложь, когда мир говорит, что мы хотим добиться перемен силой … Таким же образом я пробовал решить проблему Данцига, коридора, и т.д., предлагая мирное обсуждение проблем …
В разговоре с польскими государственными деятелями я обсуждал идеи, с которыми вы знакомы по моей последней речи в рейхстаге … Нет на свете ничего более скромного и лояльного, чем эти предложения … Эти предложения были отвергнуты. Мало того, что ответом сначала была мобилизация, но потом и усиление террора и давления на наших соотечественников …
Польша не была готова уладить проблему Коридора разумным способом …»

18 В 1648 году в Москве вспыхнуло одно из крупнейших городских восстаний в истории России – Соляной бунт. Укажите:

а) причину недовольства населения, связанную с экономической политикой правительства.
б) причину недовольства населения, связанную со злоупотреблениями чиновников.

в) правовое последствие данного события.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «КОНТРИБУЦИЯ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях между Красной и Белой армиями в период Гражданской войны по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В монархических государствах Европы пресечение княжеской династии нередко приводило к вмешательству иностранных держав для занятия их правителями престола государства, столкнувшегося с династическим кризисом или оккупации части его территорий. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение данного утверждения: один аргумент для России и один – для любого европейского государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.