Вариант 40

Вариант 40

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) издание “Чугунного устава”
Б) признание Русью зависимости от Орды
В) церковная реформа Никона
Г) введение всесословной воинской повинности

ГОДЫ

1) 1237
2) 1243
3) 1653
4) 1825
5) 1826
6) 1874

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) изобретение книгопечатания Гутенбергом
2) присоединение России к континентальной блокаде Англии
3) Клушинская битва

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) политика Михаила Романова на западном направлении
Б) политика Андрея Боголюбского
В) русско-византийские отношения в X веке
Г) противоречия между потомками Дмитрия Донского

ФАКТЫ

1) неопределённый исход Смоленской войны
2) присоединение Украины
3) разграбление Киева
4) подписание первого письменного договора в истории Руси
5) убийство Аскольда и Дира
6) начало Феодальной войны в Москве

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Старая Ладога _______________ (А) 860-е
_______________ (Б) Взятие города русским войском _______________ (В)
Онежское озеро Постройка Беломоро-Балтийского канала _______________ (Г)
_______________ (Д) _______________ (Е) 1810-е
Пропущенные элементы:

1) призвание Рюрика на княжение
2) 1510-е
3) Вена
4) 1590-е
5) Париж
6) создание Священного союза
7) Создание Древнерусского государства
8) 1930-е
9) Смоленск

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) издание Указа “о заповедных летах”
Б) диссидентское движение в СССР
В) X съезд РКП(б)
Г) восстание донских казаков

УЧАСТНИКИ

1) А.Д. Сахаров
2) Иван Грозный
3) К.А. Булавин
4) Б.М. Хмельницкий
5) С.П. Королёв
6) Л.Б. Каменев

6 Прочтите отрывок из летописи.

«Выступил в поход [князь] _______________, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал [князь], что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де “мы купцы, идём в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим”. Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал [князь] _______________ Аскольду и Диру: “Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода”, и показал Игоря: “А это сын Рюрика”. И убили Аскольда и Дира…с

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Князь, имя которого пропущено в тексте, прославился своим походом на Хазарский каганат, в ходе которого это государство распалось.
2. В отрывке пропущено имя князя, ставшего последним правителем единого Древнерусского государство.
3. В том же веке, когда произошли описанные события, угры осадили Киев.
4. По легенде князь, имя которого пропущено в тексте, погиб от укуса змеи.
5. Все упомянутые в отрывке исторические персонажи имели варяжское происхождение.
6. Автор пишет о том, что в войске князя, имя которого в тексте пропущено, были только представители славянских племён.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) мавзолей В.И. Ленина на Красной площади
Б) церковь Воскресения на крови в Петербурге
В) дом К.С. Мельникова
Г) Верхние торговые ряды в Москве

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор памятника культуры – представитель стиля конструктивизм в архитектуре.
2) Строительство данного памятника архитектуры относится к последней четверти XIX в.
3) Это здание было возведено в 1924 г.
4) Это здание было возведено в 1930 г., конкурс на его строительство выиграл А.В. Щусев.
5) Храм на месте покушения на Павла I. Сооружен на средства, собранные по всей России.
6) Храм на месте покушения на Александра II. Сооружен на средства, собранные по всей России.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите фамилию военачальника, изображенного на марке верхом на коне.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите цифру, которой на карте обозначена столица государства – противника СССР в войне, которой посвящена карта.

10 Напишите фамилию военачальника, давшую название системе финских оборонительных сооружений, показанных на карте.

11 Прочитайте отрывок из мемуаров советского военачальника и укажите дважды пропущенное в тексте название города.

«После ухода Куусинена Сталин еще раз вернулся к вопросу о Ленинграде. Положение на финляндской границе тревожное. _______________ находится под угрозой обстрела. Переговоры о заключении военного союза с Англией и Францией пока не приносят успеха. Германия готова ринуться на своих соседей в любую сторону, в том числе на Польшу и СССР. Финляндия легко может стать плацдармом антисоветских действий для каждой из двух главных буржуазно-империалистических группировок — немецкой и англо-франко-американской. Не исключено, что они вообще начнут сговариваться о совместном выступлении против СССР. А Финляндия может оказаться здесь разменной монетой в чужой игре, превратившись в науськиваемого на нас застрельщика большой войны.
Разведка сообщает, что ускоренное строительство укреплений и дорог на финляндской стороне границы продолжается. Имеются различные варианты наших ответных действий в случае удара Финляндии по Мурманску и _______________. В этой связи на меня возлагается обязанность подготовить докладную записку. В ней следует изложить план прикрытия границы от агрессии и контрудара по вооруженным силам Финляндии в случае военной провокации с их стороны».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. После начала войны, которой посвящена карта, СССР был исключён из Лиги Наций.
2. Страна, которая являлась противником СССР в данной войне, стала его союзником во время Великой Отечественной войны.
3. Перед началом боевых действий руководство СССР предлагало Финляндии обмен территориями.
4. Одной из задач военных действий для СССР был перенос государственной границы к городу, обозначенному на карте цифрой 3.
5. Во время военных действий, которым посвящена карта, РККА продемонстрировала прекрасную экипировку и оснащённость.
6. Цифрой 1 на карте обозначен город Архангельск.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника.

«Третья неудачная попытка взять штурмом Плевну привела русское командование к решению отказаться от штурмов крепости и перейти к правильной осаде. В середине октября Плевна была полностью блокирована, в результате чего в крепости создалась очень трудная обстановка с продовольствием. Гарнизон был переведён на голодный паёк. В конце ноября турки вышли из крепости и пытались на одном из участков прорваться через русские линии обороны и пойти на соединение с главными силами своей армии. Но это им не удалось. Быстро подошедшими из других участков резервами русских войск они были остановлены, атакованы и окружены.

По команде быстро раздвинулись войска, и только что турки бросились в открытое им пространство, сорок восемь медных зевов бросили огонь и смерть в их сплошные и скученные ряды… Картечь со злобным свистом врывалась в эту живую массу, оставляя по пути другую массу, но уже или недвижимую, бездыханную, или корчившуюся в страшных муках… Гранаты падали и рвались — и некуда было уйти от них. Как только гренадёры заметили, что огонь на турок произвёл надлежащее действие… беглым шагом бросились на «ура». Ещё раз скрестились штыки, ещё раз заревели медные зевы орудий, и скоро бесчисленное скопище неприятеля опрокинулось в беспорядочное бегство… Атака шла блистательно. Отступающие почти не отстреливались. Редиф и низам, баши-бузуки и кавалеристы с черкесами — всё это перемешалось в одно море коней и лав, неудержимо рвавшихся назад…

…Во главе лучших своих таборов, сам впереди, Осман-паша бросился — чтобы последний раз попытаться прорвать наши линии. Каждый солдат, следовавший за ним, дрался за троих… Но всюду… перед ним вырастала стена грозных штыков, и прямо в лицо паши гремело неудержимое «ура!». Все было потеряно. Поединок оканчивался… Армия должна сложить оружие, пятьдесят тысяч лучшего боевого войска будут вычеркнуты из значительно поредевших уже ресурсов Турции…»

13 Укажите год, когда произошли события, описываемые в отрывке (А). Укажите название военной компании, в ходе которой произошли данные события (Б). Войска какого государства помогали российской арми в битве, о которой идёт речь в отрывке? (В).

14 По каким причинам русская армия начала осадные действия? (А). К чему привела осада крепости? Назовите не менее двух последствий (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название государства на территории Поволжья, присоединённого к России в период правления монарха, изображённого на марке. Назовите династию, к которой относится изображённый на марке правитель.

16 Какая из представленных ниже картин относится к правлению монарха, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Напишите название части государственной политики в русском государстве, которую представляет собой эта картина.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Чемберлен вполне считается с возможностью германской экспансии в Центральной и Юго-Восточной Европе и даже с возможностью поглощения Германией (в той или иной форме) ряда небольших центрально-европейских и балканских государств. Однако он полагает, что это меньшее зло, чем война с Германией в непосредственном будущем. Премьер рассчитывает, что процесс поглощения должен занять сравнительно много времени и Англия пока хорошо вооружится».

Б)

«Это катастрофа для нас, которую мы не заслужили. Мы подчиняемся и пытаемся обеспечить мирную жизнь нашей нации. Я не знаю, выиграют ли ваши страны (Великобритания и Франция) от решения, принятого в Мюнхене. Но мы, конечно, не последние, это коснётся и других».

18 В период Гражданской войны в России страны Антанты участвовали в интервенции. Укажите:

а) причину (предпосылку) данного события, связанную с внешней политикой большевиков
б) территориальную причину (предпосылку) данного события.
в) экономическую причину (предпосылку) данного события.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «КАРИБСКИЙ КРИЗИС». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях внутренней политики Екатерины II и Павла I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В отсутствие прямых наследников на трон или в условиях конфликтов внутри правящей верхушки нередко на роль правителя государства приглашались знатные иностранцы. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение утверждения о том, что в XVI-XVII веках в европейских монархиях имело место призвание зарубежных дворян для управления государством: один аргумент для России и один – для Польши. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.