Вариант 4

Вариант 4

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) издание жалованных грамот дворянству
Б) Цусимское сражение
В) Итальянский поход Суворова
Г) Корниловский мятеж

ГОДЫ

1) 1391
2) 1775
3) 1799
4) 1905
5) 1917
6) 1919

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Жакерия во Франции
2) Соляной бунт
3) Поход Аскольда и Дира на Византию

 

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика Александра II
Б) образование Древнерусского государства
В) Крымская война
Г) перестройка в СССР

ФАКТЫ

1) подписание Хельсинкских соглашений
2) битва на реке Альте
3) поход Олега на Киев
4) осада Плевны
5) оборона Севастополя
6) проведение политики “ускорения”

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Разгром остатков белогвардейских частей РККА 1920-е
Адрианополь Подписание мира между Россией и Турцией _______________ (Б)
_______________ (В) _______________ (Г) 1220-е
Псков  _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) первое столкновение русских с татаро-монголами
2) Дальний Восток
3) река Калка
4) осада города Стефаном Баторием
5) 1820-е
6) победа половецких ратей над дружинами русских князей
7) 1810-е
8) Крым
9) 1580-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) обложение племени вятичей данью
Б) присоединение России к континентальной блокаде Великобритании
В) освоение Дальнего Востока
Г) создание ГКЧП

УЧАСТНИКИ

1) Игорь Старый
2) С.И. Дежнёв
3) Г.А. Явлинский
4) Александр I
5) Святослав Игоревич
6 Г.И. Янаев

 

6 Прочтите отрывок из летописи.

«…Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: “Пойду и завоюю землю Александрову”. И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: “Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою”. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: “Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо”». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу. …<…> После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра
На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: “Покорим себе славянский народ”. А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: “Пойдем, И победим Александра, и захватим его”. Когда же приблизились немцы, то — проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. … Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью….»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Во фрагменте описаны события первой половины XIII века.
    2) Упомянутый в отрывке князь принял участие в битве на реке Сити.
    3) Князь, действия которого описаны в отрывке, был отцом основателя династии московских князей.
    4) Город, в котором княжил правитель, жизнь которого описана в отрывке, был присоединён к Московскому государству в 1514 году.
    5) Князь, о делах которого идёт речь в отрывке, поддерживал достаточно тесные отношения с ордынцами.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) роман “Тихий Дон”
Б) “Житие протопопа Аввакума”
В) роман “Отцы и дети”
Г) “Хожение за три моря”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данное произведение посвящено событиям периода Смутного времени.
2) Данное произведение написано в XVIII в.
3) Данное произведение написано в XVII в.
4) Автор был тверским купцом.
5) В данном произведении идёт речь о событиях 1910-1920-х гг.
6) Данное произведение написано в XIX в.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите название месяца, когда произошло событие, которому посвящена медаль.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название государства, которому принадлежал город 3 до его вхождения в состав Московского государства.

10 Укажите правителя, в период правления которого в состав Московского государства вошли города 2 и 5.

11 Прочтите текст о событиях, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте, обозначенное на схеме цифрой 3.

“8 сентября 1514 года произошел бой: русские начали нападение, и долго с обеих сторон боролись с переменным счастием, как наконец литовцы намеренно обратились в бегство и подвели русских под свои пушки; страшный залп смял преследующих, привел их в расстройство, которое скоро сообщилось и всему войску московскому, потерпевшему страшное поражение: все воеводы попались в плен, не говоря уже об огромном количестве убитых ратников; река Кропивна (между _______________ и Дубровною) запрудилась телами москвитян, которые в бегстве бросались в нее с крутых берегов. Сигизмунд, извещая ливонского магистра об _______________победе, писал, что москвичи из 80000 потеряли 30000 убитыми; взяты в плен: 8 верховных воевод, 37 начальников второстепенных и 1500 дворян; но после из литовского же обстоятельного перечисления узнаем, что всех пленных, как взятых на _______________ битве, так и в других местах, было 611 человек. По московским известиям, Острожский сначала занимал Челяднина мирными предложениями, а потом внезапно напал на его войско; первый вступил в битву князь Михайла Голица, а Челяднин из зависти не помог ему; потом литовцы напали на самого Челяднина, и тогда Голица не помог ему; наконец, неприятель напал в третий раз на Голицу, и Челяднин опять выдал последнего, побежал и тем решил судьбу битвы; но московские источники согласны с литовскими относительно страшных следствий _______________ поражения”.

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Город, обозначенный на карте цифрой 4, вошёл в состав России в результате русско-литовской войны.
2. На карте изображено место битвы на реке Шелони.
3. Границы, обозначенные на карте, относятся к XIII веку.
4. Город, обозначенный цифрой 2, вошёл в состав Московского государства при Иване Грозном.
5. Город, обозначенный цифрой 3, вошёл в состав Московского государства в XVI веке.
6. Руководителем одного из походов, обозначенных на карте, был хан Ахмат.

 

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из выступления руководителя СССР.

 

«Хотел бы для начала назвать только некоторые из наших трудностей — наиболее крупные. У нас наметилась тенденция к замедлению темпов экономического роста. Большие недостатки имеются в капитальном строительстве. Слишком медленно увеличивается производительность труда, эффективность общественного производства. Эти и другие моменты вызывают серьезное напряжение при реализации народнохозяйственных планов и мер по повышению жизненного уровня советских людей…

Истекшие годы принесли целый ряд осложнений в международной обстановке. Это — агрессия США во Вьетнаме, война на Ближнем Востоке, обострение отношений с Китаем, серьезные трудности, с которыми столкнулся социализм в Чехословакии. Вы знаете, что все эти события были не только политическим испытанием для нашей страны, но и возложили немалую и к тому же, конечно, не предусмотренную планами дополнительную нагрузку на советскую экономику…

Уже несколько лет назад мы пришли к выводу, что решительное повышение эффективности общественного производства является стержневой проблемой развития нашей экономики. Раньше мы еще могли развивать народное хозяйство главным образом за счет количественных факторов, то есть увеличения численности рабочих и высоких темпов наращивания капитальных вложений. Период такого — как его называют, экстенсивного — развития по существу подходит к концу. Сейчас у нас из каждых десяти человек трудоспособного населения девять уже работают или учатся. И при этом повсеместно ощущается острый недостаток рабочей силы. Значит, впредь нам приходится рассчитывать прежде всего на качественные факторы экономического роста, на повышение эффективности, интенсивности народного хозяйства…»

13 Назовите предшественника автора отрывка на посту руководителя СССР (А). Напишите название периода в социально-экономической жизни государства, о котором идёт речь в отрывке (Б). Назовите Председателя Совета Министров СССР в описываемый период (В).

14 В какой сфере, по мнению автора, страна испытывает наиболее крупные трудности? (А). Какие осложнения в международной обстановке усилили давление на советскую экономику? Назовите не менее трёх событий (Б). На какие факторы роста экономики должен был сделан расчёт? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название высшего законодательного органа, созданного в результате событий, которым посвящена марка. Укажите год, когда этот орган был распущен.

16 На какой из представленных ниже картин запечатлены события морского сражения, состоявшегося в период правления монарха, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Назовите военный конфликт, в ходе которого произошло это сражение.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Немецко-фашистское командование, определив направление нашего главного удара и почувствовав угрозу окружения Корсунь-Шевченковской группировки, поспешно перебросило на ликвидацию прорыва две пехотные и четыре танковые дивизии. Но маневр противника не застал нас врасплох. По опыту предыдущих операций мы знали, что гитлеровцы обязательно попытаются нанести удар по нашим войскам у основания прорыва. Поэтому 4-я и 53-я армии имели достаточно глубокое оперативное построение, а наступление танковой армии строилось в два эшелона. Кроме того, имелись оперативные резервы фронта».

Б)

«Корсунь-Шевченковская операция закончилась пленением 18 200 солдат. 55 тысяч было убито и ранено. Убитым нашли генерала Штеммермана. Вся вражеская артиллерия, множество другой военной техники — все осталось на поле боя. Удалось бежать из кольца лишь старшим офицерам и генералам и небольшим группам солдат, прокравшимся за пределы кольца оврагами. Таким получился «Сталинград на Днепре», как тогда говорили».

18 В 1591 году в Угличе скончался царевич Дмитрий. Укажите:

а) династическое последствие данного события
б) внутриполитическое последствие данного события
в) внешнеполитическое событие данного последствия

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ЯРЛЫК». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве в экономическом положении крестьян до отмены крепостного права в 1861 году и после него по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 18 ноября 1799 года Наполеон Бонапарт приходит к власти во Франции, став её первым консулом, после чего начинает проводить агрессивную военную политику. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой военные успехи наполеоновской армии вынудили Россию и ряд других европейских государств уступить французскому доминированию на международной арене: один аргумент для России и один – для любого европейского государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.