Вариант 38

Вариант 38

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) открытие первой железной дороги Санкт-Петербург – Царское Село
Б) введение “заповедных лет”
В) заключение Кючук-Кайнарджийского мира
Г) приглашение шведских наёмников Василием Шуйским

 

ГОДЫ

1) 1581
2) 1597
3) 1609
4) 1611
5) 1774
6) 1831

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) поездка Александра Невского в Каракорум
2) начало Гражданской войны в США
3) битва при Доростоле

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) срыв плана “Цитадель”
Б) борьба русских княжеств с западной экспансией
В) реформационная деятельность первой половины XIX века
Г) противостояние Советов и Временного правительства

ФАКТЫ

1) битва на Курской дуге
2) Брусиловский прорыв
3) кодификация законов Михаилом Сперанским
4) подавление польского восстания
5) Раковорская битва
6) издание апрельских тезисов

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Андрусово _______________ (А) 1670-е
_______________ (Б) Организация молодёжного партизанского движения 1940-е
_______________ (В) Разгром турок объединённой русско-австрийской армией _______________ (Г)
Москва _______________ (Д) _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1910-е
2) Краснодон
3) заключение мира с Речью Посполитой
4) река Рымник
5) Днепропетровск
6) 1780-е
7) заключение мира со Швецией
8) 1770-е
9) убийство немецкого посла Мирбаха

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) «Углическая драма»
Б) борьба русских княжеств с ордынским владычеством
В) дворцовый переворот 1741 года
Г) освоение Западной Сибири

УЧАСТНИКИ

1) патриарх Никон
2) И.И. Лесток
3) Сергий Радонежский
4) Ермак Тимофеевич
5) В.В. Атласов
6) Б.Ф. Годунов

 

6 Прочтите отрывок из летописи.

 

«Князь великий… слышав измену дяди своего князя Юрия Дмитриевича… город Галич взял и сжёг… Князь Юрий Дмитриевич пошёл на великого князя… с детьми своими…
И был бой между ними, и одолел князь Юрий Дмитриевич, а князь великий побежал к Новгороду…
Пришёл же князь Юрий Дмитриевич под город Москву на Страстной неделе в среду, и стоял под городом неделю, а в среду на светлой неделе город Москву взял и княгинь великих, поймав, послал в Звенигород, и сел на великом княжении. А князь великий пошёл из Новгорода на Мологу, да к Костроме, да оттуда в Новгород Нижний; и князь Юрий Дмитриевич послал на него двух своих сыновей князей Дмитрия Шемяку да Дмитрия Красного… князю же великому не было ниоткуда помощи, и восхотел он в Орду идти. Стоящим же князьям Дмитриям во Владимире пришла весть, что отец их князь Юрий преставился, а брат их князь Василий старший сел на великом княжении в Москве. Посем же и сам [Василий] прислал к ним, поведав им смерть отцову, а своё здравие и княжение; они же ответили: «не восхотел Бог, чтобы княжил отец наш, а тебя и сами не хотим».»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Все упомянутые в отрывке князья являлись потомками Дмитрия Донского.
2. Описанные в отрывке события относятся к XV веку.
3. Упомянутые в отрывке события произошли после окончательного присоединения Твери к Москве.
4. Описанные в отрывке события относятся к концу XIV века.
5. Войну, о которой говорится в отрывке, упомянутый в ней великий князь проиграл.
6. Современником описанных событий был ордынский хан Улу-Мухаммед.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) «Остромирово Евангелие»
Б) «Сказание о князьях Владимирских»
В) картина «Звон — колокольня Ивана Великого»
Г) картина «Меншиков в Берёзове»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор — В.И. Суриков.
2) Произведение датируется началом XX в.
3) Автор — В.В. Верещагин.
4) Произведение было написано в середине XI в.
5) Произведение было написано в XVI в.
6) Произведение было написано в период нашествия Батыя на Русь.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название национального легиона, созданного фашистами, в котором вёл подпольную деятельность поэт, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

 

9 Укажите фамилию исследователя, в честь которого назван мыс, огибаемый линией маршрута, обозначенного номером 3 на карте.

10 Укажите название реки, на которой расположен населенный пункт, обозначенный на карте цифрой 5.

11 Укажите название города (острога), который русские власти обязались разорить согласно договора, заключенного с государством, территория которого обозначена на карте цифрами 8.

«Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную думу. Ни одного дня Россия не должна оставаться без народного представительства. У вас есть способ добиться этого: правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. А потому теперь, когда правительство распустило Государственную думу, вы вправе не давать ему ни солдат, ни денег. Если же правительство, чтобы добыть средства, станет делать займы, заключённые без согласия народного представительства, отныне недействительны, и русский народ никогда их не признает и платить по ним не будет. Итак, до созыва народного представительства не давайте ни копейки в казну, ни одного солдата в армию. Будьте тверды в своём отказе, стойте за своё право все, как один человек. Перед единой, непреклонной волей народа никакая сила устоять не может. Граждане! В этой вынужденной, но неизбежной борьбе ваши выборные люди будут с вами…»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1. Цифрой 5 на карте отмечено будущее месторасположение города Магадана.
2. Цифрой 7 на карте обозначен г. Якутск.
3. В легенде карты цифрой 1 обозначен поход русского путешественника Н.М. Пржевальского.
4. На карте цифрой 6 отмечен г. Нерчинск.
5. Цифрой 8 на карте указана территория династии Цин.
6. Русской дипломатической миссией на переговорах в городе, обозначенном на карте цифрой 6, руководил Ф.А. Головин.

Часть 2

 

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из текста воззвания.

 

«Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную думу. Ни одного дня Россия не должна оставаться без народного представительства. У вас есть способ добиться этого: правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. А потому теперь, когда правительство распустило Государственную думу, вы вправе не давать ему ни солдат, ни денег. Если же правительство, чтобы добыть средства, станет делать займы, заключённые без согласия народного представительства, отныне недействительны, и русский народ никогда их не признает и платить по ним не будет. Итак, до созыва народного представительства не давайте ни копейки в казну, ни одного солдата в армию. Будьте тверды в своём отказе, стойте за своё право все, как один человек. Перед единой, непреклонной волей народа никакая сила устоять не может. Граждане! В этой вынужденной, но неизбежной борьбе ваши выборные люди будут с вами…»

13 Укажите десятилетие, когда был опубликован указанный документ (А). Назовите императора, управлявшего Россией в год публикации документа (Б). В каком году в России появился государственный орган, о роспуске которого идёт речь в отрывке (В).

14 К чему призывают сограждан авторы воззвания? Укажите два рекомендуемых ими действия (А). О необходимости создания какого политического института говорят авторы воззвания? (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название судебного процесса, по результатам которого изображённому на календарном листке политическому деятелю был вынесен смертный приговор. Напишите фамилию руководителя органов госбезопасности, осуждённого на этом же процессе.

16Какой из представленных ниже плакатов выпущен в год, когда состоялся указанный выше судебный процесс? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот плакат. Укажите фамилию руководителя прокуратуры СССР в этом году.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«… американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные патроны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью?… Без американских грузовиков нам нечем было бы тягать нашу артиллерию».

Б)

«… когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу. Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления».

1817 мая 1918 года с восстания Чехословацкого корпуса начинается Гражданская война в России. Укажите:

 

а) причину (предпосылку) начала Гражданской войны, связанные с внешней политикой большевиков.
б) причину (предпосылку) начала Гражданской войны, связанные с внутренней политикой большевиков.
в) причину (предпосылку) начала Гражданской войны, связанные с экономической политикой большевиков.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в международном положении России перед началом Крымской войны и после её завершения по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде.

21 В период VII-IX веков европейские правители и русские князья проводили активную внешнюю политику. Используя исторические знания, приведите аргументы в пользу утверждения, согласно которому внешняя политика русских и европейских правителей оказала огромное влияние на дальнейшую историю Европы: один аргумент для Руси и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.