Вариант 37

Вариант 37

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) издание манифеста “О вольности дворянской”
Б) введение “урочных лет”
В) дарование конституции Царству Польскому
Г) образование СССР

ГОДЫ

1) 1597
2) 1762
3) 1785
4) 1812
5) 1815
6) 1922

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) убийство Александра II Гриневицким и Рысаковым
2) образование империи Великих Моголов
3) восстание в Соловецком монастыре

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) окончательное образование единого польско-литовского государства
Б) борьба народов Поволжья за независимость
В) действия революционных организаций в XIX веке
Г) взятие курса на сближение с наполеоновской Францией

ФАКТЫ

1) хождения в народ
2) участие Салавата Юлаева в Пугачевском восстании
3) Соляной бунт
4) Люблинская уния
5) переход чехославацких частей на сторону русской армии
6) подготовка похода казаков Платова в Индию

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Оборона города войсками Ивана Болотникова _______________ (Б)
_______________ (В) _______________ (Г) 1680-е
Коломна Переезд Василия II и его сторонников из столицы _______________ (Д)
Болгария _______________ (Е) 1870-е
Пропущенные элементы:

1) Калуга
2) 1600-е
3) 1420-е
4) осада города цинскими войсками
5) Владимир
6) Албазин
7) 1450-е
8) разрыв дипломатических отношений с Россией
9) создание ополчения Н.Г. Столетовым

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) вооруженный конфликт с Японией на реке Халхин-Гол

Б) разделы Речи Посполитой
В) разгром Лжедмитрия II
Г) заключение Абоского мирного договора

УЧАСТНИКИ

1) М.В. Скопин-Шуйский
2) Екатерина II
3) Г.К. Жуков
4) И.И. Болотников
5) М.В. Фрунзе
6) Елизавета Петровна

6 Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.

 

«Утром 7 декабря вышел первый номер «Известий Московского Совета Рабочих Депутатов», в котором было опубликовано Постановление революционных групп об объявлении в Москве с 12 часов дня всеобщей политической стачки, которую следует стремиться перевести в вооружённое восстание. Весь революционный пролетариат, все рабочие, солдаты и граждане призывались к восстанию против царского правительства… Забастовка началась в течение уже того же дня почти на всех фабриках и заводах, во многих учебных заведениях, на электрической станции и на всех железных дорогах, за исключением Николаевской и Павелецкой. Рабочие стали собираться толпами на окраинах города, где происходили митинги, причём на митинге рабочих в паровозных мастерских станции Москва-Казанская раздавались револьверы и холодное оружие. Другая толпа рабочих с завода Гужона остановила поезд на Московско-Курской железной дороге и выпустила пары. Толпы стали выходить на улицы с красными флагами с надписями: «Да здравствует вооружённое восстание»… Москва объявлена на положении чрезвычайной охраны…

Того же числа мною была послана следующая телеграмма в С.-Петербург: “Возникшее сегодня мятежное движение, выразившееся общей забастовкой всех железных дорог, кроме Николаевской, и начавшиеся уже нападения на железнодорожные станции обнаружили совершенную недостаточность войск гарнизона. Для подавления движения убедительно прошу немедленной присылки бригады пехоты из Петербурга, без чего признаю положение очень серьёзным. Генерал-адъютант Дубасов”»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Описанные в отрывке события относятся к периоду Первой мировой войны.
2. Описанные события являлись кульминацией революции 1905 года.
3. Описанное во фрагменте – часть исторического события, одним из результатов которого стало появление в России Государственной думы.
4. В данном отрывке рассказывается о событии, известном как “кровавое воскресенье”.
5. В честь описанных в отрывке событий В.И. Ульянов взял псевдоним Ленин.
6. В год описанных событий Россия подписала Портсмутский мир с Японией.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) памятник Петру I
Б) балет «Ромео и Джульетта»
В) опера «Снегурочка»
Г) памятник Николаю I

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Э.М. Фальконе
2) П.К. Клодт
3) С.С. Прокофьев.
4) П.И. Чайковский
5) М.Ф. Казаков
6) Н.А. Римский-Корсаков

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите город, в котором был казнён советский разведчик, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 1.

10 Напишите название указанного на карте города, в котором был высажен десант для поддержки наступавших в Крыму советских войск.

11 Прочитайте отрывок из воспоминаний современника и укажите дважды пропущенную в тексте фамилию руководителя государства, которой именовали систему румынских оборонительных сооружений.

«Но заняв к 22-23 августа господствующие высоты, мы увидели перед собой главную оборонительную линию Румынии – бесконечную цепь огромных железобетонных ДОТов, расположенных через каждые 5-6 километров друг от друга, а перед ними широченную полосу различных инженерных заграждений: противотанковых рвов, целых полей железобетонных надолб, десятки рядов колючей проволоки, спиралей Бруно и других заграждений. Все, конечно, было заминировано и взаимосвязано. Мы видели перед собой непрерывную цепь огромных железобетонных ДОТов, а перед ДОТами мощные заграждения: минные поля, противотанковые рвы, ряды колючей проволоки! Такую, как эта, линию обороны я видел первый раз в жизни. Построена эта линия обороны была еще до войны и называлась «линией _______________». Строили эту «линию _______________» те же французские инженеры, которые строили «линию Мажино» во Франции и «линию Маннергейма» в Финляндии».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На карте отображены события Висло-Одерской наступательной операции Красной Армии.
2. В результате победы советских войск в боевых действиях, ход которых отображён на карте, Румыния вышла из состава союзников гитлеровской Германии.
3. В ходе показанных на карте боевых действий советскими войсками была освобождена территория Молдавской ССР.
4. Показанная на карте наступательная операция завершилась штурмом Бухареста.
5. Цифрой 3 на карте обозначен город Николаев.
6. Главный морской порт Румынии отмечен на карте цифрой 2.

Часть 2

 

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из донесения командующего эскадрой.

 

«Истребление турецкого флота в Синопе эскадрою, состоящею под начальством моим, не может не оставить славной страницы в истории Черноморского флота. Изъявляю душевную мою признательность командирам кораблей и фрегатов за хладнокровное и точное постановление своих судов по данной диспозиции во время сильного неприятельского огня, равно и за непоколебимую их храбрость в продолжение самого дела, обращаюсь с признательностью к офицерам за неустрашимое и точное исполнение их своего долга, благодарю команды, которые дрались, как львы. Затем мне не остаётся ничего, как исполнить свой приятный долг донести государю императору как об общем деле, так и о действии каждого в частности и ходатайствовать о наградах».

13 Укажите год, когда произошли события, указанные в донесении (А). Назовите театр военных действий, о которых говорится в донесении (Б). Укажите автора донесения (В).

14 Как командующий эскадрой характеризует поведение команд военных кораблей в бою? (А). О чём намерен ходатайствовать командующий перед императором? (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название отряда кораблей, к которому принадлежало судно, изображённое на марке. Напишите название страны – главного противника России на Балтике во времена строительства судна, изображённого на марке.

16 Какой из представленных ниже архитектурных памятников создан в период правления императора, по приказу которого построено изображённое на марке судно? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот архитектурный памятник. Укажите его название.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Польша всё более и более открыто выступает как фактический участник блока агрессоров … добилась насильственного установления дипломатических и всяких иных сношений с Литвой, которые она справедливо рассматривает лишь как начало постепенного освоения ею Литвы. В германских планах разрешения чехословацкого вопроса Польша играет активную роль. Она открыто провоцирует обострение тешинского вопроса… Польша, как это теперь очевидно для всех, прочно связана с Германией и будет и дальше идти по её пути».

Б)

«1. Правительство Польской Республики констатирует, что оно, благодаря занимаемой им позиции, парализовало возможность интервенции Советов в чешском вопросе… 2. Польша считает вмешательство Советов в европейские дела недопустимым… 4. В течение прошлого года польское правительство четыре раза отвергало предложение присоединиться к международному вмешательству в защиту Чехословакии. 5. Непосредственные претензии Польши по данному вопросу ограничиваются районом Тешинской Силезии… 7. По нынешним сведениям, западные державы могут пытаться придерживаться прежней концепции Чехословакии при частичных уступках в пользу Германии. 19 сего месяца мы выступили с возражениями против такого разрешения вопроса. Наши локальные требования мы ставим в категорической форме. Мы сообщаем конфиденциально, что наблюдение за границей усилено, а 21 сего месяца мы будем располагать в южной части Силезии значительными военными силами».

18 Александр Невский, один из наиболее прославленных полководцев в истории России, защищал новгородские земли от шведов и немцев, однако пошёл на союз с татаро-монголами. Укажите:

 

а) причину (предпосылку) данного события, связанную с религиозной политикой татаро-монголов.
б) причину (предпосылку) данного решения, связанную с военным фактором.
в) причину (предпосылку) данного решения, связанную с личными амбициями князя.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики СССР в период 1953-1964 и в период 1985-1991 по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Эпоха “Великих географических открытий” существенно расширила возможности европейских государств во внешней торговле. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение этого утверждения: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.