Вариант 36

Вариант 36

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) провозглашение России республикой
Б) присоединение Финляндии к России
В) поход Ольгерда на Москву
Г) сражение под Аустерлицем

ГОДЫ

1) 1368
2) 1805
3) 1809
4) 1815
5) 1917
6) 1922

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) сожжение Джордано Бруно
2) подавление Польского восстания войсками Паскевича
3) Брусиловский прорыв

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Прутский поход Петра I
Б) распространение коррупции в Московском царстве
В) усиление крепостничества
Г) реализация первых пятилеток

ФАКТЫ

1) потеря Азова
2) введение бессрочного сыска
3) присоединение Курляндского герцогства
4) ссылка в Белоозеро Бориса Морозова
5) проведение политики коллективизации
6) издание Манифеста “О Трёхдневной барщине”

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Париж _______________ (А) 1810-е
Рязань _______________ (Б) 1520-е
_______________ (В) Принятие решения о присоединении Украины _______________ (Г)
_______________ (Д) Разгром тевтонских войск польско-литовскими силами _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) вступление русско-прусских войск в город
2) 1650-е
3) Москва
4) 1410-е
5) Грюнвальд
6) окончательный разгром армии Наполеона
7) Белая Церковь
8) 1670-е
9) вхождение в состав Московского государства

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) заключение союза между Священной Римской империей и Россией
Б) экономические реформы 1990-х гг.
В) составление наказа Уложенной комиссии
Г) принятие указа об “урочных летах”

УЧАСТНИКИ

1) А.Н. Косыгин
2) Е.Т. Гайдар
3) Екатерина II
4) А.И. Остерман
5) Борис Годунов
6) Пётр I

6 Прочтите отрывок из донесения главнокомандующего российской армией императору.

«Наш центр и все …резервы были подвержены сильному неприятельскому огню; все его батареи обратили действие своё на курган, построенный накануне и защищаемый 18-ю батарейными орудиями, подкреплёнными всею 26-ю дивизиею под начальством генерал-лейтенанта Раевского… Вскоре после того большими силами пошёл на центр наш под прикрытием своей артиллерии густыми колоннами, атаковал курганную батарею, успел овладеть оною и опрокинуть 26-ю дивизию, которая не могла противустоять превосходнейшим силам неприятеля.
Начальник Главного штаба генерал-майор Ермолов, видя неприятеля, овладевшего батареею… со свойственною ему храбростию и решительностию, …взял один только Уфимского пехотного полка баталион и, … ударил в штыки.
Неприятель защищался жестоко, но ничто не устояло противу русского штыка …и в четверть часа батарея была во власти нашей…
После сего неприятель большими силами потянулся на левой наш фланг. Чтоб оттянуть его стремление, я приказал генерал-адъютанту Уварову…, атаковать неприятеля в левый его фланг… Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий…, обратил всё своё внимание на центр наш, против коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Одним из противников России в войне, о которой идёт речь в отрывке, была Великобритания.
2. В ходе сражения, эпизод которого был описан в отрывке, был смертельно ранен П.И. Багратион.
3. Один из упомянутых в отрывке генералов позднее прославился из-за службы на Кавказе.
4. В отрывке описывается один из эпизодов битвы при Березине.
5. Описанные в отрывке боевые действия произошли в 1813 году.
6. Император, которому было отправлено данное донесение, отменил крепостное право в Польше и Прибалтике.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) портрет А. С. Пушкина
Б) картина «Оборона Севастополя»
В) картина «Манифестация»
Г) «Всякая всячина»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Советский сатирический журнал.
2) Автор — В.А. Тропинин.
3) Сюжет посвящен событиям Великой Отечественной войны.
4) Сюжет посвящен событиям Крымской войны.
5) Автор — И.Е. Репин.
6) Журнал, который издавался в годы правления Екатерины II.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название учреждения, над зданием которого советский боец водружает знамя.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой 1.

10 Напишите фамилию полководца, командовавшего русскими войсками в боевых действиях, изображённых на карте.

11 Прочтите отрывок из исторического произведения и укажите название титула правителя государства – противника России в военных действиях, которым посвящена карта, трижды пропущенное в отрывке.

«Но уходом визиря из-под Чигирина беда не кончилась: Хмельницкий с татарами остался на западной стороне, занял Немиров, Корсунь и другие города и оттуда нападал и на восточную сторону; вся осень и зима прошли в тревогах, а на лето опять ждали самого _______________ в Украйну… Как же смотрели поляки на все эти события на западной стороне Днепра, на которую они постоянно предъявляли притязания на основании Андрусовского перемирия?… Паны говорили между собою: «Вот вам дружба и помощь царская: отобрал у нас всю Украйну!» Но другие утешали себя тем, что теперь вся злоба _______________ и хана обратится на Москву и царь поневоле будет более усердным союзником Польше. Всё приходили вести о сильных сборах _______________, и 4 марта 1676 года литовский канцлер Пац потребовал у Тяпкина, чтобы тот испросил себе немедленно у своего двора полномочие на подписание следующих условий: чтобы царь приказал своим войскам соединиться с польскими и идти на турок под одним начальством, а король отправит часть своих войск для соединения с русскими и для похода на Крым; чтобы это постановление было исполнено вскоре на самом деле, не на обещаниях только, без отговорок».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Цифрой 2 на карте обозначен Бахчисарай.
2. Ключевым противником России во время событий, которым посвящена карта, была Речь Посполитая.
3. В результате боевых действий, которым посвящена карта российская армия захватила Крым.
4. На стороне неприятеля во время показанных на карте событий воевал сын Богдана Хмельницкого.
5. Цифрой 3 на карте отмечен центр Запорожского войска.
6. Военные действия, которым посвящена карта, завершились подписанием Андрусовского мирного договора.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника.

«Послы, посланные Игорем, вернулись к нему с послами греческими и поведали ему все речи царя Романа. Игорь же призвал греческих послов и спросил их: “Скажите, что наказал вам царь?”. И сказали послы царя: “Вот послал нас царь, обрадованный миром, хочет он иметь мир и любовь с князем русским. Твои послы приводили к присяге наших царей, а нас послали привести к присяге тебя и твоих мужей”. Обещал Игорь сделать так. На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие свое, и щиты, и золото, и присягали Игорь и люди его – сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви святого Ильи, что стоит над Ручьем в конце Пасынчей беседы и Хазар, – это была соборная церковь, так как много было христиан – варягов. Игорь же, утвердив мир с греками, отпустил послов, одарив их мехами, рабами и воском, и отпустил их; послы же пришли к царю и поведали ему все речи Игоря, и о любви его к грекам.
Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея ко всем странам. И пришла осень, и стал он замышлять пойти на __________, желая взять с них еще большую дань.
В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь – пошел к __________ за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, – поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. __________ же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит”. И послали к нему, говоря: “Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань”. И не послушал их Игорь; и __________, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря1 и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в __________ земле и до сего времени…».

13 Укажите год смерти князя, о которой идёт речь в отрывке (А). Назовите племя, с которого собирал дань упомянутый в тексте князь (Б). Каким государством правил упомянутый в отрывке царь?(В).

14 Чем руководствовался русский князь, повторно пойдя за данью? (А). Чем руководствовалось племя, решив убить князя и его дружинников? (Б). Как русский князь поступил с греческими послами? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите Генерального секретаря СССР в год, когда была издана данная марка. Назовите руководящую должность, которую занимал этот политический деятель, единственный из всех руководителей СССР.

16 Какой из представленных ниже архитектурных памятников был построен в период жизни политика, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот архитектурный памятник. Назовите событие, в память о котором установлен этот памятник.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«До 1936 года, то есть до массовых арестов крупных военных деятелей страны и командиров высших соединений, как теоретически, так и практически уделялось серьёзное внимание оперативно-стратегическому взаимодействию видов вооружённых сил; рассматривались и решались важнейшие проблемные вопросы, в период же 1936—1939 гг. эта важнейшая стратегическая работа стояла на мертвой точке, попросту говоря, её некому было вести, так как почти всё серьёзно и глубоко мыслящее постигла трагическая участь. Эта важнейшая государственная работа несколько оживилась после советско-финской войны, в 1940 году и в начале 1941 года, то есть непосредственно перед внезапным нападением фашистской Германии на Советский Союз».

Б)

«Вышел на свободу, задавая себе неразрешенный вопрос, кому и для какой цели понадобилось все то, что было проделано в 1937 году. Ведь удар был нанесен по наиболее подготовленным кадрам руководящего состава Красной армии. Последствия проделанной черной работы сказались уже в финскую кампанию. Красная армия оказалась к моменту назревающих событий оголена. Многолетняя работа партии над воспитанием и подготовкой военных кадров была сведена к нулю. На руководящих постах … оказались малоопытные, не подготовленные к руководству в военное время кадры. Одной преданности и храбрости для ведения войны в современных условиях оказалось недостаточно».

18 После разрыва отношений с Избранной Радой Иван IV Грозный удалился в Александровскую слободу, откуда вернулся через несколько месяцев в феврале 1565 года. Условием возвращения на престол царь выставил создание опричнины – своего личного удела с войском. Укажите:

а) последствие данного события для обороноспособности государства.
б) последствие данного события для бояр.
в) последствие данного события для экономики государства.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «СЕМИБОЯРЩИНА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Василия III и Ивана III по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 После прихода к власти Н.С. Хрущёва и развенчания им культа личности Сталина в 1961 году в СССР и других странах Восточного блока начинается ослабление режима. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой в 1960-е годы в странах социалистического лагеря вспыхивали очаги недовольства населения: один аргумент для СССР и один – для Чехословакии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.