Вариант 35

Вариант 35

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) языческая реформа князя Владимира Святославича
Б) восстание древлян
В) начало царствования Василия Шуйского
Г) издание Манифеста о незыблемости самодержавия

ГОДЫ

1) 945
2) 980
3) 1097
4) 1606
5) 1861
6) 1881

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) конфликт на КВЖД
2) вторжение Великой армии Наполеона Бонапарта
3) начало революции в Голландии

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) княжеские междоусобицы
Б) политика первых русских князей
В) предпосылки начала Гражданской войны
Г) антиреволюционная политика в России

ФАКТЫ

1) осада Очакова
2) убийство Бориса и Глеба
3) поход Олега на Византию
4) убийство Распутина
5) подписание Брестского мира
6) процесс “193-х”

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Разгром русским войском крымско-татарской армии _______________ (Б)
_______________ (В) Первое использование пушек в истории России _______________ (Г)
Азов _______________ (Д) 1640-е
Мукден _______________ (Е) 1900-е

Пропущенные элементы:

1) 1570-е
2) захват и оборона крепости донскими и запорожскими казаками
3) 1550-е
4) 1380-е
5) окончательное присоединение города к России
6) река Вожа
7) Москва
8) победа японских войск над русской армией
9) село Молоди

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) составление программы “500 дней”
Б) дворцовые перевороты
В) водружение советского знамени на здание рейхстага
Г) присоединение Средний Азии к Российской империи

УЧАСТНИКИ

1) Николай II
2) А.И. Остерман
3) Г.Я. Явлинский
4) М.А. Егоров
5) Александр II
6) А.Н. Косыгин

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«Важнейший очередной вопрос для нашей страны – вопрос земельный – может решить окончательно и правильно только Учредительное собрание, избранное всеобщим, равным, прямым и тайным народным голосованием.
Но для такого решения необходимо предварительно собрать повсеместно сведения о земельных нуждах населения и подготовить к Учредительному собранию новый закон о земельном устройстве. С этой целью …правительство образовывает Главный земельный комитет, который исполнит эту работу при содействии местных губернских, уездных и волостных земельных комитетов.
На обязанность этих комитетов возлагается собирание сведений о местных земельных порядках и земельных нуждах населения…
Только таким путём, после тщательной разработки и всестороннего обсуждения на местах, может быть правильно подготовлен вопрос о земле.
Явная ошибка думать, что каждая губерния, каждый уезд, каждая волость могут сами себе разрешить его. …Большая беда грозит нашей родине, если население на местах, не дожидаясь решения Учредительного собрания, само возьмётся за немедленное переустройство земельного строя.
И пусть будут спокойны наши доблестные воины – защитники родной земли.
Пусть будут они уверены в том, что в их отсутствие и помимо их участия никто на их родине не станет решать вопроса о земле».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Правительство, издавшее это постановление, в конце своего существования возглавлялось А.Ф. Керенским.
2. Правительство, издавшее это постановление, старалось заключить сепаратный договор о выходе России из Первой мировой войны.
3. Современником издавшего данное постановление правительства являлся Л.Г. Корнилов.
4. Данное постановление относится к числу первых декретов большевиков.
5. Правительство, издавшее данное постановление, просуществовало до конца 1918 года.
6. Упомянутый в отрывке государственный орган был разогнан большевиками.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) роман «Белая гвардия»
Б) «Куранты»
В) «Трутень»
Г) поэма «Мёртвые души»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В произведении даётся критическая оценка крепостному праву в России.
2) Сюжет посвящен событиям Октябрьской революции 1917 г.
3) Сюжет иллюстрирует события Гражданской войны на Украине в конце 1918 г.
4) Русский журнал политической направленности, издавался в XIX в. при участии А.И. Герцена.
5) Русский сатирический журнал второй половины XVIII в., издавался Н.И. Новиковым.
6) Первая русская рукописная газета, издававшаяся в России в XVII в.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название международной структуры – предшественницы организации, в честь которой выпущена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите прозвище русского царя, к периоду правления которого относятся события, которым посвящена карта.

10 Укажите фамилию предводителя восстания, ход которого изображён на карте.

11 Прочтите текст и укажите трижды пропущенное в тексте название реки.

«Застигли нас на _______________ заморозы, – говорил он, – и стали мы в зимовке между Царицыном и Саратовым, как вдруг напало на нас двое воров: один с Дона, другой из Шацка, беглый крестьянин; сперва они ограбили струг с икрою, а потом напали на меня и все животы у меня отняли, да еще хвалились, что весною будет у них большое воровское собранье и пойдут воровать на _______________. Верно, эти, что нас ограбили, приходили проведывать, нет ли по _______________ стругов, чтоб захватить».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На первом этапе восстания состоялся т.н. «поход за зипунами».
2. Города, обозначенные цифрами 3 и 1 героически сопротивлялись восставшим.
3. Одной из целей восставших было уничтожение крепостного права.
4. Обозначенный цифрой 2 город в том же веке временно вошёл в состав Русского государства.
5. Восстание, начавшись на юге России, охватило Поволжье и центральные районы страны.
6. Активным участником восстания, которому посвящена карта, был Кондратий Булавин.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника.

«В конце лета _______. явился в Твери Ханский Посол, Шевкал, сын Дюденев и двоюродный брат Узбека, со многочисленными толпами грабителей. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.

Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50 000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. Тогда Князь Тверской мог умереть великодушно, или в славной битве, или предав себя одного в руки Моголов, чтобы спасти подданных; но сын Михаилов не имел добродетели отца. Видя грозу, он пекся единственно о собственной безопасности и думал искать убежища в Новегороде. Туда ехали уже Наместники Московские: граждане не хотели об нем слышать. Между тем Иоанн и Князь Суздальский, верные слуги Узбековой мести, приближались ко Твери, несмотря на глубокие снега и морозы жестокой зимы. Малодушный Александр, оставив свой добрый, несчастный народ, ушел во Псков, а братья его, Константин и Василий, в Ладогу. Началось бедствие. Тверь, Кашин, Торжок были взяты, опустошены со всеми пригородами; жители истреблены огнем и мечем, другие отведены в неволю. Самые Новогородцы едва спаслися от хищности Моголов, дав их послам 1000 рублей и щедро одарив всех Воевод Узбековых.
… Хан с нетерпением ожидал вести из России: получив оную, изъявил удовольствие. Дымящиеся развалины Тверских городов и селений казались ему славным памятником Царского гнева, достаточным для обуздания строптивых рабов. В то же время казнив Рязанского Владетеля, Иоанна Ярославича, он посадил его сына, Иоанна Коротопола, на сей кровию отца обагренный престол и, будучи доволен верностию Князя Московского, дал ему самую милостивую грамоту на Великое Княжение, приобретенное бедствием столь многих Россиян».

13 Укажите год, когда произошли события, указанные в отрывке (А). Назовите город, правление в котором давала упомянутая в отрывке грамота на «Великое Княжение» (Б). Напишите прозвище московского князя, упомянутого в отрывке (В).

14 Как автор охарактеризовал реакцию жителей других русских княжеств на восстание в Твери? (А). Какую причину восстания называет автор? (Б). Почему, по мнению автора, Узбек привлёк московского князя к подавлению восстания? (В).

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите российского императора в период, когда произошло событие, юбилею которого посвящена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из художественных фильмов, афиши которых представлены ниже, вышел на экраны в то же десятилетие, когда была выпущена данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена афиша этого фильма. Укажите исторический период, события которого легли в основу сюжета этого фильма.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Нанесенный врагом неожиданный удар огромными силами и его стремительное продвижение в глубь территории на некоторое время ошеломили наши не подготовленные к этому войска. Они подверглись шоку. Чтобы вывести их из этого состояния, потребовалось длительное время. Растерянности способствовали ещё причины военного и политического характера, относившиеся ко времени, отдалённому от начала войны.
Совокупность важных причин и обстоятельств в определённой степени понизила боеспособность войск в моральном отношении, на какой-то период ослабила их устойчивость и упорство, вывела из равновесия особенно те части, которые вступали в бой неорганизованно. А иные неустойчивые элементы совершенно потеряли веру в свои силы, в возможность сопротивления грозному врагу».

Б)

«Обучение войск оборонительным действиям, встречным сражениям, отступательным действиям редко выходило из тактических рамок. Я не знаю ни одного оперативно-стратегического мероприятия, где оборона была бы разыграна или отработана в крупных оперативно-стратегических масштабах, где бы оборона противодействовала глубокому прорыву крупных бронетанковых группировок, взаимодействующих с крупными воздушными силами, а как следствие наши штабы и командиры оперативного масштаба накануне войны не были обучены эффективному ведению обороны оперативно-стратегического масштаба, не говоря уже о том, что такие оборонительные операции не были разработаны в штабах приграничных округов и генштабе как возможный вариант».

18 Летом 1783 года был подписан Георгиевский трактат – документ, согласно которого, Грузия входила в состав Российской империи, а уже в 1801 году состоялось присоединение. Укажите:

а) внешнеполитическую причину, по которой Грузия пошла на такой шаг.
б) военно-политическое последствие присоединение Грузии к России.
в) последствие данного события для русско-персидских отношений.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ДЕНГА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях между Первым и Вторым народными ополчениями по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Во второй половине XX века социалистические государства вмешивались во внутренние конфликты в соседних странах, в широких масштабах применяя военную силу. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение этого утверждения: один аргумент для СССР и один – для Китая. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.