Вариант 34

Вариант 34

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) учреждение патриаршества в России
Б) начало Соловецкого восстания
В) возведение Берлинской стены
Г) создание Организации Варшавского договора

ГОДЫ

1) 1589
2) 1668
3) 1707
4) 1945
5) 1955
6) 1961

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Камчатская экспедиция Витуса Беринга
2) открытие Восточного пути в Индию
3) начало политики “ускорения” в СССР

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) падение авторитета императорской власти
Б) вторжение Батыя
В) внешняя политика Ивана IV
Г) возвышение Москвы в качестве центра объединения русских земель

ФАКТЫ

1) поход опричников на Новгород и Псков
2) перенос митрополичьей кафедры из Владимира
3) взятие Астрахани
4) назначение Николая II Главнокомандующим
5) битва на реке Сить
6) деятельность Н.Г. Столетова

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Убийство киевского князя древлянами _______________ (Б)
Озеро Хасан _______________ (В) 1930-е
Польша _______________ (Г) _______________ (Д)
_______________ (Е) Создание второго ополчения 1610-е

Пропущенные элементы:

1) восстание под руководством Т. Костюшко
2) 940-е
3) столкновение советских войск с японцами
4) Нижний Новгород
5) Искоростень
6) Коломна
7) 1830-е
8) приграничный конфликт СССР с Китаем
9) 1790-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) убийство Павла I
Б) феодальная война XV в.
В) Чесменская битва
Г) попытка установления военной диктатуры в России

УЧАСТНИКИ

1) Л.Г. Корнилов
2) И.Ф. Паскевич
3) А.Г. Орлов
4) Василий Косой
5) П.А. Пален
6) П.С. Нахимов

6 Прочтите отрывок из документа.

«Конечно, вопрос об отношении к немцам и к Украине был в данное время самым острым вопросом, и в заседании 29 апреля [съезд донских казаков] Круг постановил утвердить избранное временным донским правительством полномочное посольство на Украину… Круг повёл этот деликатный вопрос хитро, по-народному. Он не признал Украины, он не признал и немцев, хотя и сознавал, что без них он не сидел бы в Новочеркасске, и членами посольства он избрал именно тех людей, которые больше всего кричали о ненависти к немцам и о вечной преданности союзникам…
В том же заседании Круг поставил вопрос «об организации на Дону постоянной армии, упорядочении казачьих сил, поднявшихся для борьбы с большевиками, и об установлении законов об организации армии и установлении в ней дисциплины».
И ещё армия эта не существовала, как уже генерал Деникин сделал попытку подчинить себе донские части и осуществить единое командование…
[Деникин] думал в лице донских казаков получить большие пополнения людьми и материальной частью, усилить Добровольческую армию, а не иметь рядом «союзную» армию».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Современником упомянутых событий являлся С.М. Будённый.
2. Противоречия, о которых говорится в тексте, привели к тому, что казаки объединились с большевиками.
3. Упомянутый в отрывке генерал прославился как один из лидеров коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны.
4. Автор говорит о противоречии в среде антибольшевистских сил.
5. События, о которых идёт речь в тексте, относятся к периоду Гражданской войны в России.
6. Армия, которая упомянута в отрывке, приняла участие в Ледяном походе на Екатеринодар.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Казанский собор
Б) ода «Вольность»
В) здание Наркомзема в Москве
Г) Арка главного штаба

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Гибели автора данного произведения М.Ю. Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта».
2) Памятник построен в стиле конструктивизма
3) Произведение воспевает обычаи русского казачества.
4) Архитектор — К.И. Росси
5) Рядом с этим памятником установлена скульптура М.В. Кутузова.
6) Рядом с этим памятником установлена скульптура А.В. Суворова.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название танка, разработкой которого руководил инженер, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите год присоединения Левобережной Украины к России.

10 Назовите фамилию украинского гетмана, обратившегося к русскому царю с просьбой о принятии в русское подданство.

11 Прочтите текст и укажите дважды пропущенное в тексте другое название Левобережной Украины.

Два важных вопроса волновали _______________ по смерти Богдана Хмельницкого: один политический, другой социальный. Первый возбужден был московским правительством, второй ошибками самого Хмельницкого в первые годы восстания против Польши. Внезапное прекращение войны Московского государства с Польским, согласие Москвы на сделку с Польшею в то время, когда вся западная Русь уже была во власти царя, – произвели в умах … сомнения и тревожные опасения за будущую судьбу, а вместе с тем колебания и смуты … Мы видели, что невозможность удержать народ от стремления в казачество была одною из причин новых войн Хмельницкого с Польшею. По присоединении _______________ к Московскому государству число казаков было определено только в 60 000. Это было привилегированное служилое сословие, не платившее податей, пользовавшееся свободным землевладением и получавшее жалованье».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На переход Левобережной Украины в русское подданство дал своё согласие царь Алексей Михайлович.
2. После присоединения Левобережной Украины в русское подданство началась война России с Речью Посполитой.
3. После завершения русско-польской войны 1654-1667 гг. на территории Украины установилась стабильная военно-политическая обстановка.
4. Украинское казачество до конца XVII века безоговорочно поддерживало российскую власть.
5. На присоединенных к России территориях ускорилось экономическое развитие.
6. Русско-польская война 1654-1667 гг. затронула часть этнически польских земель.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма политического деятеля.

«Когда победоносные войска е. и. в., покорив Варшаву, заняли назначенный им стан внутри варшавских укреплений, дано повеление генерал-порутчику барону Ферзену с корпусом его идти за оставшимся войском мятежников и принудить их низложить оружие или при упорстве истребить. По сведениям о мятежнических силах, они ещё были немалочисленны, считалось около 30 000 со многим числом пушек и состояли под руководством Вовржецкого (который выбран на место пленённого Костюшки). Теперь войска располагаются на винтер-квартиры (зимние квартиры).
Так кампания кончена! Везде спокойно. Войск польских более не существует, токмо что его величеству королю оставлено гвардии: 600 пехоты и 400 кавалерии. Сверх того в Варшаве: 300 полицейских солдат».

13 Укажите год, когда произошли события, указанные в письме (А). Назовите императрицу, которая правила Россией во время событий, описанных в письме (Б). Укажите предводителя восстания, о котором идёт речь в письме (В).

14 Напишите, какие территориальные преобразования произошли в Восточной Европе после указанных событий? (А). Какие государства прирастили свои территории в результате этих событий? (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите год, когда органами НКВД был арестован политический деятель, изображённый на листке календаря. Укажите название судебного процесса, в рамках которого он был осуждён.

16 Какой из представленных ниже архитектурных пямятников был создан в той же половине века, когда вышел в свет данный календарь? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот архитектурный памятник. Назовите стиль, в котором построено это здание.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«1. Маскировать общую численность немецких войск на востоке по возможности распространением слухов и известий о якобы интенсивной замене войсковых соединений в этом районе. Передвижение войск обосновывать их переводом в учебные лагеря, переформированием и т. п.
2. Создать впечатление, что основное направление в наших перемещениях сдвинуто в южные районы генерал-губернаторства, в протекторат и Австрию, и что концентрация войск на севере сравнительно невелика…
3. Распространять соответствующим образом подобранные сведения для создания впечатления, будто после западного похода противовоздушная оборона на востоке серьёзно усиливается и что зенитные средства всех важных объектов укрепляются за счет трофейной французской техники.
4. Работы по улучшению сети шоссейных и железных дорог и аэродромов объяснять необходимостью развития только что завоёванных восточных областей, ссылаясь при этом на то, что они ведутся нормальными темпами и служат главным образом экономическим целям…»

Б)

«Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмобилизованной, с развернутыми тылами, она имеет возможность предупредить нас в развертывании и нанести внезапный удар.
Чтобы предотвратить это, считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий Германскому командованию, упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт и взаимодействие родов войск.
Для того, чтобы обеспечить выполнение изложенного выше замысла, необходимо заблаговременно провести следующие мероприятия, без которых невозможно нанесение внезапного удара по противнику как с воздуха, так и на земле:
1. Произвести скрытое отмобилизование войск под видом учебных сборов запаса;
2. Под видом выхода в лагеря произвести скрытое сосредоточение войск ближе к западной границе, в первую очередь сосредоточить все армии резерва Главного командования;
3. Скрыто сосредоточить авиацию на полевые аэродромы из отдаленных округов и теперь же начать развертывать авиационный тыл;
4. Постепенно под видом учебных сборов и тыловых учений развертывать тыл и госпитальную базу».

18 В 1068 году в Киеве вспыхнуло мощное городское восстание.

а) причину (предпосылку) восстания, связанную с традициями самоуправления на Руси.
б) причину (предпосылку) восстания, связанную с внешней политикой Руси.
в) последствие восстания для киевского престола.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ФИСКАЛЫ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внутренней политики Александра III и Николая II по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 На протяжении всего периода противостояния СССР и США, известного как “Холодная война”, эти сверхдержавы участвовали в конфликтах в странах третьего мира и вели прокси-войны. Используя исторические знания, приведите аргументы в пользу утверждения, согласно которому военные действия в странах третьего мира во второй половине XX века обостряли внутренние конфликты и способствовали росту внутриполитической нестабильности: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.