Вариант 33

Вариант 33

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) вступление СССР в Лигу Наций
Б) авария на Чернобыльской АЭС
В) созыв Стоглавого собора
Г) призвание варягов на Русь

ГОДЫ

1) 862
2) 907
3) 1551
4) 1934
5) 1940
6) 1986

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) нашествия хана Батыя
2) второй раздел Речи Посполитой
3) начало Тридцатилетней войны

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внедрение западных порядков в России
Б) Первая мировая война
В) помощь народам Балкан в их национально-освободительной борьбе
Г) Отечественная война 1812 года

ФАКТЫ

1) битва под Малоярославцем
2) операция “Концерт”
3) запрет на ношение бороды
4) Великое отступление
5) битва на реке Шелони
6) деятельность Н.Г. Столетова

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Рязань Присоединение к Московскому государству _______________ (А)
_______________ (Б) Присоединение к СССР _______________ (В)
Перевал Сен-Готард _______________ (Г) 1790-е
_______________ (Д) _______________ (Е) 1600-е

Пропущенные элементы:

1) 1520-е
2) сражение русских войск с французами
3) 1480-е
4) северорусские земли
5) 1940-е
6) разгром Наполеоном русско-австрийских войск
7) восстание Хлопка Косолапа
8) Молдавия
9) окрестности Москвы

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) борьба с Кучумом в Сибири
Б) перенос столицы северо-восточной Руси из Суздаля во Владимир
В) Сталинградская битва
Г) издание манифеста о вольности дворянской

УЧАСТНИКИ

1) Павел I
2) Пётр III
3) Ерофей Хабаров
4) Андрей Боголюбский
5) Ермак Тимофеевич
6) В.И. Чуйков

6 Прочтите отрывок из документа.

«Важнейший очередной вопрос для нашей страны – вопрос земельный – может решить окончательно и правильно только Учредительное собрание, избранное всеобщим, равным, прямым и тайным народным голосованием.
Но для такого решения необходимо предварительно собрать повсеместно сведения о земельных нуждах населения и подготовить к Учредительному собранию новый закон о земельном устройстве. С этой целью …правительство образовывает Главный земельный комитет, который исполнит эту работу при содействии местных губернских, уездных и волостных земельных комитетов.
На обязанность этих комитетов возлагается собирание сведений о местных земельных порядках и земельных нуждах населения…
Только таким путём, после тщательной разработки и всестороннего обсуждения на местах, может быть правильно подготовлен вопрос о земле.
Явная ошибка думать, что каждая губерния, каждый уезд, каждая волость могут сами себе разрешить его. …Большая беда грозит нашей родине, если население на местах, не дожидаясь решения Учредительного собрания, само возьмётся за немедленное переустройство земельного строя.
И пусть будут спокойны наши доблестные воины – защитники родной земли.
Пусть будут они уверены в том, что в их отсутствие и помимо их участия никто на их родине не станет решать вопроса о земле».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Документ, из которого взят отрывок, был создан в 1917 году.
2. Защитниками родной земли в документе, из которого взят отрывок, называют солдат РККА.
3. Правительство, упомянутое в документе, кратко называлось СНК.
4. Современником издания документа, из которого взят отрывок, был Л. Г. Корнилов.
5. Законодательный орган, упомянутый в отрывке был разогнан большевиками.
6. Документ, из которого взят отрывок, относится к одному из первых декретов советской власти.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) Шуховская башня в Москве
Б) Триумфальная арка на Тверской заставе в Москве
В) Архангельский собор
Г) Исаакиевский собор в Петербурге

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Этот памятник создан в начале XVI в.
2) Памятник создан в 1920-х гг.
3) Этот памятник создан в начале XVIII в.
4) Памятник посвящён событиям Отечественной войны 1812 г.
5) Автором этого архитектурного памятника является О. Монферран.
6) Автором этого архитектурного памятника является Б. Растрелли.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите латинские буквы, обозначающие номера караванов, шедших по направлению в СССР в период с 1941 г. по осень 1942 г., которым посвящена памятная монета.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 5.

10 Напишите цифру, обозначающую на карте русский город, чьи войска не принимали участие в походе князя Олега, маршрут которого отображён на карте.

11 Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное в тексте имя главного божества, которому поклонялись славяне.

«Император и вельможи его приняли условия, только с следующими изменениями: русские, пришедшие не для торговли, не берут месячины; князь должен запретить своим русским грабить села в стране греческой; русские, пришедши в Константинополь, могут жить только у св. Мамы, император пошлет переписать их имена, и тогда они будут брать свои месячины – сперва киевляне, потом черниговцы, переяславцы и другие; входить в город будут они одними воротами, вместе с чиновником императорским, без оружия, не более 50 человек и пусть торгуют, как им надобно, не платя никаких пошлин… Императоры Леон и Александр целовали крест в соблюдении договора; привели также к присяге Олега и мужей его, те клялись по русскому закону: оружием, _______________, богом своим, Волосом, скотьим богом, и таким образом утвердили мир».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Русская дружина состояла только из славянских и скандинавских воинов.
2. В результате похода, которому посвящена карта, армия князя Олега не смогла захватить город, обозначенный на карте цифрой 1.
3. После похода, маршрут которого обозначен на карте, русские купцы получили значительные торговые преференции при торговле в Византии.
4. Византийский император отказался выплачивать дань русским воинам.
5. Во время похода, которому посвящена карта, русские дружины передвигались на специально построенных морских судах, предназначенных для сражения с греческим флотом.
6. События, которым посвящена карта, описаны в «Повести временных лет».

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из международного договора.

«Их величества император всероссийский, император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и император оттоманский, побуждаясь желанием положить конец бедствиям войны и с тем вместе предупредить возобновление давших к оной повод недоразумений и затруднений, решились войти в соглашение касательно оснований для восстановления и утверждения мира с обеспечением целости и независимости империи оттоманской взаимным действительным ручательством. Постановили нижеследующие статьи:
Е. в. император всероссийский обязуется возвратить е.в. султану город Карс с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.
Их величества император французов, королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить е.в. императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками».

13 Укажите год, когда был заключён договор (А). Назовите императора, правившего Россией в год заключения договора (Б). Напишите название войны, завершившейся заключением данного договора (В).

14 Напишите название договора (трактата), выдержка из которого приведена в отрывке? (А). Какие государства входили в состав коалиции, противостоявшей России в войне, закончившейся подписанием данного договора? (Б). Акватория какого моря оказалась недоступной для русского флота по условиям данного договора? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите родной город русского купца и путешественника, которому посвящена марка. Напишите название путевых заметок, автором которых является этот путешественник.

16 Какое из представленных ниже архитектурных сооружений было построено в том же веке, когда состоялось событие, которому посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это архитектурное сооружение. Назовите архитектора его архитектора.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Решение: в ходе этого столкновения с Россией должно быть покончено. Весной 41-го. Чем скорее будет разгромлена Россия, тем лучше. Операция имеет смысл только в том случае, если мы разобьем это государство одним ударом. Одного лишь захвата оперативного пространства недостаточно. Остановка зимой чревата опасностью. Поэтому лучше выждать, но принять твердое решение разделаться с Россией…Итак, май 1941-го, на проведение операции – 5 месяцев…»

Б)

«… начальник Генштаба сухопутной армии генерал-полковник Гальдер рассчитывает на безусловный успех и молниеносную оккупацию немецкими войсками Советского Союза, и прежде всего Украины, где, по оценке Гальдера, успешным операциям будет способствовать хорошее состояние железных и шоссейных дорог. Тот же Гальдер считает легкой задачей также оккупацию Баку и его нефтяных промыслов, которые немцы якобы смогут быстро восстановить после разрушений от военных действий. Гальдер считает, что Красная Армия не в состоянии будет оказать надлежащего сопротивления молниеносному наступлению немецких войск и русские не успеют даже уничтожить запасы».

18 В 1695 и 1696 годах Пётр I осуществил Азовские походы. Укажите:

а) последствие данного события для международного престижа Московского царства.
б) технологическое последствие данного события.
в) внешнеполитическое последствие данного события.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Военный коммунизм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях внешней политики Александра II и его преемников по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В 1930-е годы в Европе распространяется фашистская идеология. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение утверждения о том, что в 30-е и 40-е годы XX века демократические и социалистические страны вели борьбу с фашизмом за пределами территорий своих государств: один аргумент для СССР и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргумент для СССР: Начиная с 1936 года и до завершения гражданской войны в Испании, СССР предоставлял Испанской республике военную помощь, в том числе самолёты, танки и другую военную технику, снаряжение и боеприпасы. В составе интернациональных бригад против фашистских войск Франко сражались советские воины-добровольцы. Аргумент для Франции: В 1943 году в составе Красной армии боевые действия против немецко-фашистских войск начал истребительный авиаполк «Нормандия-Неман». Французские лётчики принимали участие в Курской битве, в боях на территории Белоруссии и в Восточной Пруссии.