Вариант 32

Вариант 32

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) присоединение Пскова к Московскому государству
Б) отмена продразвёрстки
В) взятие Берлина русско-австрийскими войсками
Г) военная реформа Александра II

ГОДЫ

1) 1485
2) 1510
3) 1760
4) 1861
5) 1874
6) 1921

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) учреждение Инквизиции в Испании
2) Пражская весна
3) Цусимское сражение

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) реформы Александра I
Б) религиозный конфликт в Московском государстве
В) политика первых Романовых
Г) борьба за власть после смерти Ленина

ФАКТЫ

1) Смоленская война
2) антибольшевистское восстание в Кронштадте
3) изгнание Троцкого из СССР
4) крестьянская реформа Киселёва
5) указ “О вольных хлебопашцах”
6) споры нестяжателей и иосифлян

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Болгария Создание ополчения Н.Г. Столетова _______________ (А)
_______________ (Б) _______________ (В) 1230-е
Киев _______________ (Г) 880-е
_______________ (Д) Победы русской армии над турками _______________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) 1870-е
2) разорение города татаро-монголами
3) Козельск
4) река Ларга
5) захват города ливонскими рыцарями
6) убийство Аскольда и Дира
7) 1850-е
8) река Рымник
9) 1770-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Большой террор
Б) уничтожение кондиций
В) Великое посольство
Г) партизанское движение на Украине в годы Великой Отечественной войны

УЧАСТНИКИ

1) Анна Иоанновна
2) С.А. Ковпак
3) Елизавета Петровна
4) Н.И. Ежов
5) Ф.А. Головин
6) Ф.Э. Дзержинский

6 Прочтите отрывок из документа.

«Между тем послал его царское величество… его светлость генерала князя Меншикова, …с некоторою частью кавалерии и инфантерии к Полтаве, дабы [в помощь] неприятелю идущие войска …атаковать и помянутый город от блокады …освободить. И [Меншиков] встретил на дороге неприятельский корпус резерва, состоящий в 3000 человек, …которых по кратком бою сбили и без остатку побили и в полон побрали. А потом его светлость… к главной армии возвратился…
Между тем же его величество… повелел тотчас двум линиям от нашей инфантерии… выступить, а третью позади оставил… И с нашей стороны правое крыло кавалерии командовал генерал-лейтенант Баур… левое же крыло командовал его светлость князь Меншиков, так как его пребывание там потребнейше было… А [основными силами] командовал сам его царское величество <...> и при том господин генерал-фельдмаршал Шереметев… <...> И всякой в своём назначенном месте управляли со изрядным опыты мужества и воинского искусства своего… Атака от наших войск с такою храбростью учинена, что вся неприятельская армия по получасном бою с малым уроном наших войск <...> опровергнута, так что шведская инфантерия не единожды потом не остановилась, но без остановки от наших шпагами, багинетами и пиками колота, и даже до обретающегося вблизи лесу …гнаны и биты».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Битва, описанная в данном отрывке, стала поворотной точкой в Северной войне.
2. После победы в войне, к которой относится сражение, описанное в тексте, Россия была объявлена империей.
3. Описанные в отрывке события произошли во время Семилетней войны.
4. Упомянутый в отрывке князь был активным участником придворных интриг после смерти Петра I.
5. Произошедшее в отрывке сражение состоялось после поражения в Прутском походе.
6. Описанное в отрывке сражение стало первой победой русских войск над шведами в ходе войны.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) кинофильм «Ностальгия»
Б) «Доживём до понедельника»
В) роман «Молодая гвардия»
Г) «Воин-освободитель»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Памятник установлен в Берлине и посвящен освобождению города от фашистов.
2) Режиссёр – Н. Михалков.
3) Автор произведения был подвергнут критике со стороны руководства страны.
4) Режиссёр – А. Тарковский.
5) Художественный фильм второй половины 1960-х годов, иллюстрирующий проблемы советской школы.
6) Памятник посвящен освобождению Европы войсками антигитлеровской коалиции.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название города, в котором действовала молодёжная антифашистская организация, фильму о которой посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название крупнейшей ярмарки, место проведения которой обозначено цифрой 4.

10 Укажите цифру, которой на карте обозначен город, являвшийся ключевым пунктом русско-английской торговли с XVI века.

11 Прочтите текст и укажите дважды пропущенное в тексте название московской площади.

«Всякими товары торговать в рядах, в которых коими указанл и где кому даны места. А которые всяких чинов торговые люди ныне торгуют на _______________ площади и на перекрёстках и в иных, не в указанных местах, поставя шалаши и скамьи, и рундуки, и на веках всякими разными товары: и те шалаши и скамьи, и рундуки, и веко с тех мест великий государь указал сломать и впредь на тех местах никому, ни с какими товары не торговать, чтобы на _______________ площади и на перекрёстках и стеснения не было».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Город Нижний Новгород носил прозвище «карман России».
2. Купеческий капитал стал основой формирования промышленных активов.
3. Крупнейшие российские ярмарки не пользовались популярностью у иностранных продавцов.
4. В исторический период, к которому относится карта, водные транспортные пути имели второстепенное значение в перевозках грузов по стране.
5. В исторический период, к которому относится карта, торговля с зарубежными странами не никак не ограничивалась государством.
6. Ярмарочная торговля носила временный характер.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма военачальника.

«При вступлении предводительствуемых мною армий в границы Пруссии император повелевает мне объявить, что движение наше есть только следствие военных действий. Верный всегдашнему своему правилу, его императорское величество не побуждаем никакими видами завоевания. Даже после великих успехов, коими провидение благословило его праведные усилия, умеренность его остаётся неизменна и имеет целью независимость государств и мир. Император предлагает их и содействие своё всем народам, которые, будучи ныне вооружены против России, оставят Наполеона и последуют своим собственным выгодам. Призываю их воспользоваться настоящим благоприятным случаем и соединиться с русскими армиями для преследования неприятеля, бегство коего доказывает его бессилие».

13 Назовите императора, о котором говорится в письме (А). Назовите название войны, предшествовавшей событиям, которые описаны в письме (Б). Укажите название международного конгресса, состоявшегося после событий, описанных в письме (В).

14 Как автор характеризует движение русской армии по территории другого государства? (А). Кому русский император предлагает содействие? (Б). К чему русский император призывает другие народы? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название стройки, окончанию которой посвящена данная почтовая карточка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какой из представленных ниже скульптурных пямятников был создан в той же половине века, когда шло строительство основной части объекта, которому посвящён выпуск почтовой карточки? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите скульптора, по проекту которого создан этот памятник.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«С 10 по 20 апреля германские войска двигались через Варшаву на восток беспрерывно, как в течение ночи, так и днем. Из-за непрерывного потока войск останавливалось все движение на улицах Варшавы. По железным дорогам в восточном направлении идут составы, груженные, главным образом, тяжелой артиллерией, грузовыми машинами и частями самолетов».

Б)

«… большинство агентурных данных, касающихся возможностей войны с СССР весной ____ года, исходит из англо-американских источников, задачей которых на сегодняшний день, несомненно, является стремление ухудшить отношения между СССР и Германией».

18 В 1613 году в Московском царстве закончилась Смута. Укажите:

а) территориальное последствие данного события
б) экономическое последствие данного события
в) династическое последствие данного события

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ИЗБРАННАЯ РАДА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве во внутренней политике Николая I и Александра III по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В конце 1940-х – начале 1950-х годов международная обстановка оказывала серьёзное влияние на внутреннюю политику СССР и США. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение мнения, что в обеих державах внешнеполитические события провоцировали рост недоверия властей к представителям отдельных социальных групп, что обернулось для последних масштабными преследованиями: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.