Вариант 31

Вариант 31

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) давка на Ходынском поле
Б) объявление Санкт-Петербурга столицей
В) сражение при Гросс-Егерсдорфе
Г) окончательная раздробленность Древнерусского государства

ГОДЫ

1) 1132
2) 1238
3) 1712
4) 1757
5) 1825
6) 1896

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) разгром русской рати в битве на реке Пьяне
2) создание Священного союза
3) открытие Америки Христофором Колумбом

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика Александра II
Б) внутренняя политика Владимира Мономаха
В) политическая мысль XV-XVI веков
Г) политика Игоря Старого

ФАКТЫ

1) присоединение Финляндии
2) совместная с печенегами война против Византии
3) вторжение в Кокандское ханство
4) ограничение ростовщичества
5) введение уроков и погостов
6) создание теории “Москва – Третий Рим”

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Подписание мирного договора с Персией 1820-е
_______________ (Б) Расстрел рабочей демонстрации в кровавое воскресенье _______________ (В)
Москва _______________ (Г) _______________ (Д)
Углич _______________ (Е) 1590-е

Пропущенные элементы:

1) 1400-е
2) смерть царевича Дмитрия
3) 1900-е
4) набег Едигея
5) Санкт-Петербург
6) аул Гуниб
7) захват города Дмитрием Звенигородским
8) село Туркманчай
9) 1890-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) церковный раскол
Б) Курская битва
В) карательный поход на Новгород и Псков
Г) Бородинская битва

УЧАСТНИКИ

1) патриарх Филарет
2) М.Б. Барклай-де-Толли
3) Д.Г. Павлов
4) патриарх Никон
5) П.А. Ротмистров
6) Малюта Скуратов

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«[Крепость] остаётся гнездом неприятеля, и …вяжет руки для предприятий дальних. Моя надежда на Бога и на Вашу храбрость. Поспеши, мой милостивый друг! По моему ордеру (приказу) к тебе присутствие там личное твоё соединит все части. Много там равночинных генералов, а из того выходит всегда [некоторая нерешительность]. Рибас будет Вам во всём на пользу и по предприимчивости и усердию. Будешь доволен и Кутузовым; огляди всё и распорядись…
Вернейший друг и покорнейший слуга, князь Потёмкин-Таврический».
«С 10-го на 11-е число в три часа пополуночи все войска выступили устроенными колоннами к назначенным им пунктам, а флотилия до Дунаю плыла к назначенным местам. А в пять часов с половиною все колонны как с сухого пути, так и водою, двинулись на приступ <...>
С левого же крыла, …шестая колонна под начальством генерал-майора и кавалера Голенищева-Кутузова единовременно с первою и второю колонною, преодолев весь жёсткий огонь картечных и ружейных выстрелов, дошла до рва… Скоро, спустясь в ров, взошла по лестницам на вал, несмотря на все трудности, и овладела бастионом. Достойный и храбрый генерал-майор и кавалер Голенищев-Кутузов мужеством своим был примером подчинённым и сражался с неприятелем…
Жестокий бой, продолжавшийся внутри крепости, чрез шесть часов с половиною с помощию Божиею, наконец, решился в новую Россию славу…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Одним из современников войны, о которой идёт речь в отрывке, был Х.А. Миних.
2. Непосредственным командующим штурмом крепости, который описан в отрывке, являлся А.В. Суворов.
3. Описанное в отрывке сражение – взятие Очакова.
4. Противником русских войск в описываемом в отрывке сражении была Турция.
5. Один из упомянутых в отрывке генерал погиб во время Бородинской битвы.
6. Крепость, о которой идёт речь в сражении – Измаил.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) церковь Покрова на Нерли
Б) церковь Спаса Преображения на Ильине улице
В) собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
Г) картина «Портрет напольного гетмана»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Построен в 1555-1561 гг. в память о взятии Казани.
2) Произведение написано после 1725 г. и поэтому воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи
3) Памятник создан в XII в.
4) В картине отразились многие особенности архитектурных росписей, характерных для русских икон и фресок XVII в.
5) Построен в память о взятии Астрахани.
6) Новгородский храм, где сохранились фрески Феофана Грека

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите фамилию конструктора, под руководством которого был создан самолёт, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название государства, границы которого показаны на карте.

10 Укажите название правящего сословия государства, столица которого изображена на карте цифрой 1.

11 Прочтите текст и укажите пропущенное в тексте название реки.

«После целого ряда восстаний, страшной резни и опустошений по обеим сторонам _______________ Малороссия поддалась русскому царю. Заветная цель собирателей Русской земли, московских государей, государей всея Руси, казалось, была достигнута. После небывалых успехов русского оружия, после взятия Вильны царь Алексей Михайлович имел право думать, что Малороссия и Белоруссия, Волынь, Подолия и Литва останутся навсегда за ним. Но великое дело только что начиналось, и для его окончания нужно было еще без малого полтораста лет. Шатость, изменчивость казаков дали возможность Польше оправиться и затянули войну».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В исторический период, изображенный на карте, большая часть территории современной Украины входила в состав Российского царства.
2. Город, изображенный на карте цифрой 2, был столицей Древнерусского государства.
3. Государство, которому посвящена карта, было образовано во время войны с Русским царством.
4. Город, изображенный на карте цифрой 3, всегда находился в составе Русского государства.
5. Территория государства, столица которого изображена на карте цифрой 1, в XVIII веке несколько раз была поделена между странами-соседями.
6. Большинство жителей Великого Княжества Литовского составляли православные славяне.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника.

«Ужасный день настал, милая матушка, и согласно вашего приказания, я сообщаю вам о происшедшем. Сегодня я получил доклад Верховного суда, составленный кратко, и он дал мне возможность, кроме пяти человек, воспользоваться данным мне нравом, — немного убавить степень наказания. Я отстраняю от себя всякий смертный приговор, а участь пяти наиболее жалких предоставляю решению суда. Эти пять следующие. Пестель, Рылеев, Каховский, Сергей Муравьев и Бестужев-Рюмин; 24 приговорены к вечной каторге вместо смертной казни. В числе этих находятся Трубецкой, Оболенский, Волконский, Щепин, Ростовский и им подобные.
Я провел тяжелые сутки и, проходя через покой нашего ангела, я себе сказал, что за него мне приходится исполнять этот ужасный долг, и что всемогущий в своей милости избавил его от этих мучений. Но «да будет воля твоя», и от глубины души поблагодарим провидение, что оно спасло нашу дорогую родину.
Милая и добрая матушка. Приговор состоялся и объявлен виновным. Не поддается перу, что во мне происходит; у меня какое-то лихорадочное состояние, которое я не могу определить. К этому, с одной стороны, примешано какое-то особое чувство ужаса, а с другой, благодарности господу богу, коему было благоугодно, чтобы этот отвратительный процесс был доведен до конца. Голова моя положительно идет кругом. Если я добавлю к этому о том количестве писем, которые ко мне ежедневно поступают, одни, полные отчаяния, а другие – написанные в состоянии умопомешательства, то могу вас уверить, любезная матушка, что только одно чувство ужасающего долга на занимаемом посту заставит меня терпеть все эти муки. Завтра в три часа утра это дело должно совершиться. Вечером надеюсь вам сообщить об исходе.
Пишу на скорую руку – два слова, милая матушка, желая вам сообщить, что все совершилось тихо и в порядке; гнусные и вели себя гнусно, без всякого достоинства.
Сегодня вечером выезжает Чернышев и, как очевидец, может рассказать вам все подробности. Извините за краткость изложения, но зная и разделяя ваше беспокойство, милая матушка, я хотел довести до вашего сведения то, что мне уже стало известным.
Милая матушка. Час тому назад мы вернулись сюда, и, по полученным сведениям, везде все спокойно, царит единодушное возмущение, а что все, наконец, копчено, производит всеобщее довольство. Подробности казни (т. е. чтения приговора и самой казни), как она ни ужасна, убедили всех, что одураченные люди заслужили эту кару, почти никто из них не раскаялся; зато пять казненных проявили большее чувство раскаяния, особенно Каховский, который, идя на смерть, сказал, что молится за меня. Его единственного я и жалею. Да простит ему господь и умиротворит его душу. Войска, были великолепны и дух их прекрасный. Завтра мы на площади отслужим молебствие; эстрада находится как раз на том месте, где погиб несчастный Милорадович.
Будет все это грустно, но и торжественно, когда вспомнишь об этом дне жестокого испытания и ужаса.
А для меня всегда будет утешением в жизни мысль о том, что наш ангел избавился от происшедшего, что наша честь спасена и что господь дал новое доказательство своей милости к нашей дорогой родине…».

13 Назовите автора письма (А). Назовите событие, последствием которого стала казнь, упомянутая в отрывке (Б). Назовите год, когда произошло это событие (В).

14 Как, по мнению автора, относятся к своему преступлению и последующему приговору большинство приговорённых? (А). Как автор письма воспользовался данным ему правом убавить степень наказания? (Б). Почему автор жалеет одного из казнённых? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите, бассейны каких морей соединяет схематически изображённый на марке гидротехнический объект (канал). Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какое из представленных ниже архитектурных сооружений построено в то же десятилетие, что и объект, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначено это сооружение. Каково его назначение?

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Общая стоимость советских заказов, размещённых в Германии в 1931 году, достигла рекордной суммы 919,2 миллиона рейхсмарок. Если несколько важных германских машиностроительных фирм, особенно в области производства оборудования, выдержали депрессию, и Гитлеру их удалось вернуть к работе в его стремлении к перевооружению после 1933 года, то это произошло исключительно благодаря советским заказам, которые поддерживали эти фирмы на плаву. Так, например, в первой половине 1932 года СССР закупил 50 процентов чугуна и стали, экспортировавшихся Германией, 60 процентов всего землеройного оборудования и динамо-машин, проданных за рубеж, 70 процентов всех металлообрабатывающих машин, 80 процентов кранов и листового металла и целых 90 процентов всех паровых и газовых турбин и паровых кузнечно-прессовых машин, которые экспортировала Германия».

Б)

«Нашей задачей является получить от Германии новейшие усовершенствованные образцы вооружения и оборудования. Старые типы вооружений покупать не будем. Германское правительство должно показать нам все новое, что есть в области вооружения, и пока мы не убедимся в этом, мы не сможем дать согласие на эти поставки. Для этого требуется время на поездки на заводы, военные корабли и воинские части».

18 23 апреля 1985 года М.С. Горбачёв предложил план широких реформ в рамках политики “ускорения социально-экономического развития”. Укажите:

а) последствие данного события для преодоления товарного дефицита в советской экономике.
б) последствие данного события, связанное с общественным мнением.
в) последствие данного события, связанное с попыткой реорганизации советской экономики.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «АНТАНТА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о влиянии церкви на политику и экономику Московского государства в первой половине XVII века и во второй половине XVIII века по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В период средневековья многие оседлые государства соседствовали с кочевыми народами. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение теории, согласно которой набеги кочевников зачастую представляли угрозу существованию государствам: один аргумент для Руси и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.