Вариант 30

Вариант 30

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) поход Ивана Калиты и ордынцев на Тверь
Б) Брусиловский прорыв
В) издание Судебника Ивана III
Г) выход статьи “Головокружение от успехов”
ГОДЫ

1) 1327
2) 1497
3) 1669
4) 1905
5) 1916
6) 1930

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) казнь французского короля Людовика XVI
2) созыв первого Земского собора
3) Ледовое побоище

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) передел границ после наполеоновских войн
Б) внешняя политика в 30-е годы XX века
В) русско-турецкие войны XVIII века
Г) Ливонская война

ФАКТЫ

1) осада Пскова войсками Стефана Батория
2) подписание пакта Молотова-Рибентропа
3) присоединение Рязани к Московскому государству
4) создание Царства Польского
5) подписание Белградского мира
6) заключение Кардисского мира

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) _______________ (Б) 1390-е
Польша Восстание под руководством Т. Костюшко _______________ (В)
Париж _______________ (Г) 1850-е
_______________ (Д) Победа русских войск над прусской армией _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) Шевардино
2) Гросс-Егерсдорф
3) 1770-е
4) корректировка положений Сан-Стефанского мира
5) Елец
6) 1750-е
7) 1790-е
8) подписание трактата об окончании Крымской войны
9) разорение города Тамерланом

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) подавление Будапештского восстания
Б) Крымские походы русских войск
В) присоединение Финляндии к Российской империи
Г) штурм Перекопа

УЧАСТНИКИ

1) Александр I
2) М.В. Фрунзе
3) Б.П. Шереметев
4) Н.Ф. Ватутин
5) Г.К. Жуков
6) В.В. Голицын

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«Около 9 часов Иван Нечаев приехал в Москву с письмом к старшему царю и принцессе, в коем краткое изложение заговора с требованием отправить Федьку Шакловитого в Троицу для суда. Сие вызвало немалый переполох наверху и испуг среди людей всех сословий. Однако большинство решило хранить пассивную верность и наблюдать, до какого предела дойдут дела. Подполковник был немедля доставлен наверх и на вопрос, как он посмел взять на себя такое поручение, отвечал, что не дерзнул ослушаться царской воли. При этом принцесса впала в неистовую ярость и повелела немедленно отрубить ему голову, что и было бы сделано, если бы палач оказался под рукой.
Затем вызвали стрельцов, бывших в замке или при дворе. Принцесса, спустившись к подножью лестницы, держала к ним длинную речь, поведав, как дурные посредники между братом и ими применили все средства, дабы разделить их, и подняли великую смуту, зависть и раздор; они подстрекали кое-кого донести о заговоре на жизнь младшего царя и, завидуя добрым услугам Фёдора Шакловитого и его неустанным денным и нощным трудам во благо и безопасность державы, назвали его главным зачинщиком заговора (если что-либо подобное существует); дабы уладить дела, сыскать и выведать основания оных, она предложила свою помощь и предприняла поездку в Троицу, но по наущению дурных советников, окружающих её брата, её остановили и не позволили ехать дальше, и к своему великому бесчестью она принуждена вернуться».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Сразу после описанных в отрывке событий войско, упоминаемое в отрывке, было ликвидировано.
2. Описанные в отрывке события произошли после принятие Церковной реформы.
3. В период правления “принцессы”, о которой упомянуто в отрывке, был подписан Вечный мир с Речью Посполитой.
4. Описанные в отрывке события относятся к периоду эпохи дворцовых переворотов.
5. Современником описанных событий был В. В. Голицын.
6. В период правления “принцессы”, о которой упомянуто в отрывке, было составлено Соборное Уложение.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) парсуна М.В. Скопина-Шуйского
Б) “Слово о погибели Русской земли”
В) храм Христа Спасителя
Г) кинофильм “Война и мир”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный памятник культуры создан в XII в.
2) Памятник создан по проекту К.А. Тона.
3) Автор памятника культуры был представителем барокко.
4) Создание памятника связано с нашествием Батыя на Северо-Восточную Русь.
5) В работе над данным памятником культуры принимал участие С.Ф. Бондарчук.
6) Памятник культуры создан в XVII в.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите название города, в районе которого погиб генерал, изображённый на конверте.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 С помощью карты укажите населённый пункт, в котором состоялось подписание русско-шведского мирного договора.

10 Напишите правителя, который являлся царём в период восстания, обозначенного на карте стрелками.

11 Прочитайте отрывок из исторического документа. С помощью карты укажите название государства, название которого пропущено в тексте.

«Умел ли Василий воспользоваться своею победою, дав мятежникам соединиться и вновь усилиться в ________________? Он послал к ней войско, но уже чрез несколько дней, и малочисленное, смятое первою смелою вылазкою; послал и другое, сильнейшее с Боярином Иваном Шуйским, который, одержав верх в кровопролитном деле с Болотниковым при устье реки Угры, осадил ________________ (30 Декабря), но без надежды взять её скоро. Худые вести, одна за другою, встревожили Москву. В ________________ и Тульской области новые шайки злодеев скопились и заняли Тулу.»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Обозначенный цифрой 6 на карте город находился под контролем шведов.
2. Цифрой 4 на карте обозначена Тула.
3. В городе, обозначенном на карте цифрой 2 состоялось подписание русско-польского мирного договора.
4. Предводителем восставших, действия которых указаны на карте стрелками, являлся Иван Болотников.
5. Цифрой 2 на карте обозначен центр сбора Первого ополчения.
6. В период восстания, территория которого отмечена точками, царём был Борис Годунов.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника.

«…В Манифесте Сената объявляется.

1-е. Уничтожение бывшего правления.

2. Учреждение временного, до установления постоянного, выборными.

3. Свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры.

4. Свободное отправление богослужения всем верам.

5. Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.

6. Равенство всех сословий перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.

7. Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как то: земли, дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою, тягаться друг с другом пред судом.

8. Сложение подушных податей и недоимок по оным.

9. Уничтожение монополий, как то: на соль, на продажу горячего вина и проч. и потому учреждение свободного винокурения и добывания соли, с уплатой за. промышленность с количества добывания соли и водки.

10. Уничтожение рекрутства и военных поселений.

11. Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение онаго последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.

12. Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.

13. Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений, и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначенных.

14. Гласность судов.

15. Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.

Учреждает правление из 2-х или 3-х лиц, которому подчиняет все части высшего управления, то есть все министерства. Совет, Комитет министров, армии, флот. Словом, всю верховную, исполнительную власть, но отнюдь не законодательную, и не судную.—Для сей последней остается министерство, подчиненное временному правлению, но для суждения дел, не решенных в нижних инстанциях, остается департамент Сената уголовный и учреждается гражданский, кои решают окончательно, и члены коих останутся до учреждения постоянного правления»

13 Назовите автора документа (А). Назовите политическое движение, к которому он принадлежал (Б). Назовите год, когда представители этого движения совершили попытку восстания (В).

14 Какую политику манифест предусматривал по отношению к правам населения? Приведите 3 примера. (А) Укажите 3 меры реформирования армии. Как автор манифеста предполагал осуществлять принцип разделения властей на практике? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название периода стагнации социально-экономического развития страны во время управления СССР политиком, изображённым в календаре. На территорию какого государства в период правления этого политика Советский Союз ввёл войска, вступив в десятилетний военный конфликт?

16 Какой из представленных ниже памятных монументов имеет непосредственное отношение к военной службе политического деятеля, изображённого в календаре? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот монумент. Укажите название города, где этот монумент установлен.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Мы стремились взять в первую очередь Бремен, Гамбург, Любек, чтобы захватить немецкие порты, а на юге Южную Баварию, Северную Италию, Западную Австрию и закрыть немцам доступ в горы Южной Баварии, где, по нашим данным, гитлеровские войска намеревались укрепиться для дальнейшей борьбы, чтобы избежать безоговорочной капитуляции, – сказал Д. Эйзенхауэр.
– Премьер-министр У. Черчилль категорически возражал против моих планов, считая, что дальнейшие действия союзных войск приобретают сугубо политическое значение и не могут осуществляться без координации политических руководителей союзных держав. Он всё ещё требовал захвата Берлина и был не удовлетворен тем, что моими планами не предусматривается взятие Берлина. У. Черчилль настаивал перед Рузвельтом и Комитетом начальников штабов союзных войск, чтобы мы захватили Берлин раньше русских, с захватом которого имелось в виду осуществить свое политическое влияние на дальнейшую судьбу Германии. Однако все атаки У. Черчилля в этом направлении, – говорил Д. Эйзенхауэр, – были отбиты Вашингтоном, и я действовал в духе ранее принятых решений»

Б)

«В ходе таких бесед я неоднократно слышал от Сталина очень лестные отзывы о порядочности Эйзенхауэра. Сталин говорил, что когда мы наступали на Берлин, то если бы со стороны союзников был не Эйзенхауэр, а какой-то другой верховный командующий их войсками, мы бы, конечно, Берлин не взяли, просто не успели бы. Его бы заняли раньше нас американцы. И это действительно так, потому что немцы сосредоточили главные силы против нас и охотно готовы были сдаться Западу. Сталин обратился к Эйзенхауэру с письмом, в котором говорилось, что, согласно межсоюзническому договору и с учетом крови, которая пролита нашим народом, мы хотели бы, чтобы наши войска вошли первыми в Берлин, а не союзные. Как говорил Сталин, Эйзенхауэр тогда придержал свои войска и прекратил наступление. Он предоставил нашим войскам возможность разбить немцев и занять Берлин. Таким образом, мы получили приоритет, захватив столицу Германии. Другой человек на это не пошел бы. А ведь если бы Берлин был захвачен американцами, то тогда, по словам Сталина, по-другому решался бы вопрос о судьбе Германии, а наше положение значительно ухудшилось бы. Эйзенхауэр проявил такое рыцарское благородство и был верен слову, данному нам Рузвельтом. Он уважал память о Рузвельте».

18 После смерти Ярослава Мудрого на Руси окончательно установилась феодальная раздробленность. Укажите:

а) экономико-культурное последствие данного события
б) традиционно-правовую предпосылку данного события
в) последствие данного события для обороноспособности русских земель

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «УСКОРЕНИЕ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию об особенностях политики большевиков во время Гражданской войны по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Церковь сыграла важную роль в освобождении европейских государств от иноземных захватчиков в период XIV-XV веков. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение этого утверждения. Приведите по одному аргументу для России и Испании. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.