Вариант 3

Вариант 3

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) стояние на реке Угре
Б) подавление антисоветского восстания в Будапеште
В) взятие Измаила
Г) битва на реке Воже

ГОДЫ

1) 1378
2) 1380
3) 1480
4) 1790
5) 1956
6) 1968

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) осада Вены турецкими войсками
2) сражение при Аустерлице
3) созыв III Государственной Думы в Российской империи

 

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внутренняя политика И.В. Сталина
Б) ордынское владычество
В) феодальная раздробленность в России
Г) советско-финская война

ФАКТЫ

1) борьба Москвы и Твери за Владимирский ярлык
2) смерть Мстислава Великого
3) создание полков “нового строя”
4) начало коллективизации
5) бои на реке Халхин-Гол
6) прорыв линии Маннергейма

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Курская дуга _______________ (А) _______________ (Б)
_______________ (В) Конгресс по пересмотру условий Сан-Стефанского мира _______________ (Г)
Галиция _______________ (Д) 1910-е
_______________ (Е) Земский собор 1540-е

Пропущенные элементы:

1) захват региона польскими войсками
2) 1870-е
3) Париж
4) Брусиловский прорыв
5) Берлин
6) 1940-е
7) танковое сражение между советскими и немецкими войсками
8) 1850-е
9) Москва

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) подавление восстания Хлопка Косолапа
Б) свёртывание НЭП в СССР
В) отмена крепостного права в России
Г) переход русской армии через Альпы

УЧАСТНИКИ

1) Василий Шуйский
2) А.В. Суворов
3) Борис Годунов
4) И.В. Сталин
5) Н.А. Милютин
6) Н.Н. Раевский

6 Прочтите отрывок из летописи.

«Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом холоп Богданко Губарев. Служил, государь, я, холоп твой, вам государем, царем и великим князем: царю и великому князю Ивану Васильевичу, царю и великому князю Федору Ивановичу, царю и великому князю Борису Федоровичу, и царю и великому князю Василию Ивановичу и тебе государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси сорок три года всякие ваши государские службы служил зимние и летние, и немецкие и литовские, и на поле в станицах и в подъездах ездил, и на многих делах и на боях ранен был и от тех, государь, от многих ран болен и увечен стал и от многих ран мне холопу твоему служить не мочно. Милосердый государь, царь и великий князь Михайло Федорович, пожалуй меня, за мою кровь, и за работу, и за раны и за увечье, вели меня, от своей царской службы отставите, и вели мне дати свою царскую грамоту к воеводе, чтобы меня холопа твоего вперед на твои царские службы не посылали.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В отрывке упомянут правитель, созвавший первый земский собор.
2. Сын государя, к которому обращается автор документа, стал первым русским императором
3. В отрывке упомянуты только представители династий Рюриковичей и Романовых.
4. Документ, из которого взят отрывок, был написан во второй половине XVII века.
5. Современником автора документа был Ермак Тимофеевич.
6. В отрывке упоминается правитель, призванный Семибоярщиной.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) “Моление Даниила Заточника”
Б) “Калязинская челобитная”
В) роман “Они сражались за Родину”
Г) “Капитанская дочка”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Произведение посвящено событиям Отечественной войны 1812 г.
2) Данное произведение – памятник древнерусской литературы XIII в.
3) Данное произведение написано в XVII в.
4) Автор произведения – лауреат Нобелевской премии.
5) Данное произведение создано в годы “перестройки” в СССР.
6) Данное произведение посвящено событиям Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите фамилию руководителя СССР, вступившего в должность в год, когда была выпущена медаль.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название обозначенного на карте цифрой 4 города, которым его называли жители Древней Руси.

10 Напишите название реки, на порогах которой был убит князь, чьи походы обозначены на карте.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

«Тронутые сею речью, достойные его сподвижники громкими восклицаниями изъязвили решительность геройства — и на другой день все войско Российское с бодрым духом выступило в поле за Святославом. Он велел запереть городские ворота, чтобы никто не мог думать о бегстве и возвращении в _______________. Сражение началося утром: в полдень Греки, утомленные зноем и жаждою, а более всего упорством неприятеля, начали отступать, и Цимиский должен был дать им время на отдохновение. Скоро битва возобновилась. Император, видя, что тесные места вокруг _______________ благоприятствуют малочисленным Россиянам, велел Полководцам своим заманить их на обширное поле притворным бегством; но сия хитрость не имела успеха: глубокая ночь развела воинства без всякого решительного следствия.».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Цифрой 1 на карте обозначен город, в который Святослав перенёс столицу.
2. Город, обозначенный на карте цифрой 3, был столицей одноимённого княжества.
3. На карте подписан город, в котором был казнён князь Игорь.
4. Сын князя, к правлению которого относится карта – Владимир Святой.
5. Город, обозначенный на карте цифрой 1, был столицей Хазарского каганата.
6. Князь, к периоду правления которого относится данная карта, заключил первый письменный договор с Византией.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословение тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистинне великий не словом, но делом; ибо оный, разсыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил, которой не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церквах великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном».

13 Укажите десятилетие, когда был издан данный документ (А). Назовите российского императора, издавшего этот документ (Б). Назовите изданный этим же правителем указ, на который он ссылается в тексте документа (В).

14 Как автор документа аргументирует издание указа с религиозной и исторической точки зрения. Укажите оба аргумента. (А). Как автор характеризует личность Ивана Васильевича и почему? (Б).

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите сегодняшнее название города, где происходили события, запечатлённые на картине, фрагмент которой изображён на марке. Укажите год этих событий.

16 Какая из представленных ниже газет была издана по инициативе политического деятеля, изображённого на фрагменте картины на данной марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта газета. Печатным органом какой партийной организации эта газета стала в СССР?

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Вначале предполагалось разгромить киевскую группировку и захватить Киев, нанося главный удар с букринского плацдарма. Затем от этого плана пришлось отказаться, так как противник стянул сюда крупные силы киевской группировки. Оставив это направление для вспомогательных действий, мы перенесли главный удар севернее Киева, с лютежского плацдарма, поскольку там немецко-фашистские войска ослабили свой северный участок.
25 октября начала осуществляться перегруппировка 3-й гвардейской танковой армии с букринского плацдарма. Ей предстояло совершить путь около двухсот километров вдоль Днепра, а это значило – вдоль фронта противника. На наше счастье, погода была нелетная, и авиационная разведка противника во время перегруппировки почти не действовала… Были приняты все меры маскировки и радиообмана. Передвижения на лютежский плацдарм совершались в ночное время. Чтобы приковать внимание противника к букринскому плацдарму, там поддерживалась активная деятельность войск и применялись различные дезинформационные мероприятия. Перегруппировка танковой армии и артиллерийского корпуса противником не была обнаружена, и он продолжал ожидать главный удар войск фронта именно в этом районе».

Б)

«Южнее форсировали Днепр войска 60-й армии на участке устье реки Тетерев, Дымер. К 30 сентября мы и здесь имели плацдарм глубиной 12—15 и шириной 20 километров. Черняховский получил от меня указание углубить захваченный район, наступая на запад и юго-запад в обход Киева. Но командарма, словно магнит, притягивал Киев. И он главный удар направил на юг, вдоль Днепра. Черняховский упустил из виду, что противнику легче всего было организовать отпор как раз на этом направлении, чему способствовали и особенности местности и близость города, откуда враг бросал в бой все силы, какие там только имелись. Стремление Черняховского продвинуться ближе к Киеву помешало армии углубить плацдарм. Несколько дней было потеряно в бесплодных атаках. Враг воспользовался этой задержкой, подтянул силы на угрожаемое направление и остановил продвижение наших частей. Не удалось расширить плацдарм и вдоль берега».

18 В 1773-1775 годах в России произошло крупнейшее восстание XVIII века – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва. Укажите:

а) Последствия этого события для сословной политики
б) Последствия этого события для российского казачества
в) Последствия этого события для внешней политики России

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «КОНДИЦИИ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о концентрации искусства в Древней Руси по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В 1848-1849 годах по Европе прокатилась волна революций, народно-освободительные движения затронули множество европейских государств – это явление вошло в историю как «Весна народов». Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения о том, что «Весна народов» оказала влияние на внутреннюю политику России и Австрии во второй половине XIX века: один аргумент для России и один – для Австрии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.