Вариант 29

Вариант 29

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ
А) убийство Грибоедова в Персии
Б) Третьеиюньский переворот
В) битва на реке Шелони
Г) битва на Куликовом поле

 

ГОДЫ

1) 1238
2) 1380
3) 1471
4) 1829
5) 1907
6 1918

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) поход Тухачевского на Варшаву
2) создание советской атомной бомбы
3) вторжение монголов в Северный Китай

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) борьба Нарышкиных и Милославских
Б) внешняя политика Николая I
В) правление Екатерины I
Г) внутренняя политика Московского царства в XVI веке

ФАКТЫ

1) открытие Академии наук в Санкт-Петербурге
2) введение патриаршества
3) Стрелецкий бунт
4) заключение Кардисского мирного договора
5) подавление Венгерского восстания
6) принятие Судебника Ивана III

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Москва _______________ (А) 1630-е
Старая Ладога Призвание Рюрика на княжение _______________ (Б)
_______________ (В) _______________ (Г) 1700-е
_______________ (Д) Остановка продвижения тевтонцев на восток _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) деревня Лесная
2) 880-е
3) победа русской армии над шведами
4) казнь воеводы М.Б. Шеина
5) приход к власти царевны Софьи
6) Грюнвальд
7) 860-е
8) Люблин
9) 1410-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) оборона Калуги во время Смуты
Б) съезд князей в Любече
В) отмена временнообязанного состояния
Г) сражение при Кунерсдорфе

УЧАСТНИКИ

1) Александр III
2) Ф.И. Мстиславский
3) Всеволод Большое Гнездо
4) П.С. Салтыков
5) И. И. Болотников
6) Владимир Мономах

6 Прочтите отрывок из указа монарха.

«И июня в 4 день миром и всею землею опять за их великую измену и за пожёг возмутились и стали изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя царя просить головою… И государь царь велел Петра Траханиотова за ту их измену и за московской пожёг перед миром казнить на Пожаре. А того Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что его сослать с Москвы в Кирилов монастырь на Белоозеро, а за то его не казнить, что он государя царя дядька, вскормил его государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду его Морозовым нигде в приказах у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел. На том миром и всею землею государю царю челом ударили и в том во всём договорились. А стрельцов и всяких служивых людей государь царь пожаловал, велел им своё государево жалованье давать денежное и хлебное вдвое. А которые погорели, и тем государь жаловал на дворовое строенье по своему государеву рассмотренью. А дядьку своего Бориса Морозова июня в 12 день сослал в Кирилов монастырь под начал».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Упомянутый в отрывке государь был представителем династии Рюриковичей.
2. Автор пишет, что один из упомянутых в отрывке “изменников” был дорог царю, из-за чего тот не стал его казнить.
3. Упомянутый в отрывке государь издал Новоторговый устав.
4. Описываемые в отрывке события относятся ко второй половине XVII века.
5. Причиной упомянутых в отрывке событий стало введение в оборот медных денег, приравненных к серебряным.
6. Одним из последствий упомянутых в отрывке событий стало издание нового сборника законов.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) картина “Бурлаки на Волге”
Б) Десятинная церковь
В) роман “Живые и мёртвые”
Г) “Великие Четьи минеи”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Памятник культуры был создан во время Гражданской войны в России.
2) Данный памятник культуры был уничтожен в период монгольского нашествия.
3) Автор памятника входил в Товарищество передвижных художественных выставок.
4) Автор памятника культуры был канонизирован Русской православной церковью.
5) Данный памятник культуры посвящён событиям Великой Отечественной войны.
6) Автором данного памятника культуры является патриарх Никон.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите фамилию конструктора, под руководством которого был создан самолёт, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите дату похода, во время которого был захвачен город, обозначенный на карте цифрой 3.

10 Укажите название города-крепости, обозначенного на карте цифрой 2.

11 Прочитайте исторический документ и укажите название рода войск, пропущенное в тексте.

«Россияне обступали Казань. 7000 _______ и пеших Козаков по наведенному мосту перешли тинный Булак, текущий к городу из озера Кабана и, видя пред собою – не более как в двухстах саженях – Царские палаты, мечети каменные, лезли на высоту, чтобы пройти мимо крепости к Арскому полю… Вдруг раздался шум и крик: заскрипели, отворились ворота, и 15000 Татар, конных и пеших, устремились из города на стрельцов: расстроили, сломили их. Юные Князья Шемякин и Троекуров удержали бегущих: они сомкнулись. Подоспело несколько Детей Боярских. Началась жестокая сеча. Россияне, не имея конницы, стояли грудью; победили и гнали неприятеля до самых стен, несмотря на сильную пальбу из города; взяли пленников и медленно отступили в виду всех наших полков, которые, спокойно идучи к назначенным для них местам, любовались издали сим первым славным делом. Приказ Государев в точности исполнился: никто без его слова не кидался в битву, и воинская подчиненность ознаменовалась блестящим образом.»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Город, обозначенный на карте цифрой 1, был взят путём подрыва стены.
2.      В период правления государя, политике которого посвящена карта произошёл набег Едигея на Москву.
3.      Большое влияние на главу государства в период, которому посвящена карта оказывала Избранная рада.
4.      Город, обозначенный на карте цифрой 3 был взят с 3-ей попытки.
5.      В период правления того же царя, в России появилось книгопечатание.
6.      Правитель, присоединивший к России территории, обозначенные пунктиром, начал войну в ходе которой был потерян Смоленск.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического источника.

«…В настоящее время державы союзной коалиции желают формально заявить, что целью их политики является восстановление мира внутри России путем предоставления возможности русскому народу добиться контроля над своими собственными делами при помощи свободно избранного учредительного собрания, восстановить мир путем достижения соглашения в спорах, касающихся границ русского государства и выяснить отношения этого последнего к своим соседям, прибегнув для этого к мирному арбитражу Лиги наций.

На основании своего опыта последних двенадцати месяцев, они пришли к убеждению, что достигнуть вышеуказанной цели невозможно, если они будут иметь дело с советским правительством Москвы. В силу этого они готовы оказать помощь правительству адмирала Колчака и его союзникам оружием, военным снаряжением и продовольствием для того, чтобы дать этому правительству возможность сделаться правительством всей России при условии, что оно гарантирует им уверенность в том, что политика правительства адмирала Колчака будет преследовать ту же цель, которую преследуют державы союзной коалиции.

С этой целью они просят адмирала Колчака и его союзников ответить, со- гласны ли они на следующие условия держав союзной коалиции, на которых они могли бы получать дальнейшую помощь со стороны держав.

Во-первых, правительство адмирала Колчака должно гарантировать, чтобы как только войска Колчака займут Москву, было созвано учредительное собрание, избранное на основании всеобщего, тайного и демократического избирательного права, в качестве верховного законодательного органа в России, перед которым должно быть ответственно российское правительство. Если же к этому времени порядок в стране не будет еще окончательно восстановлен, то правительство Колчака должно созвать учредительное собрание, избранное в 1917 г., и оставить его у власти вплоть до того дня, когда явится возможность организовать новые выборы.

Во-вторых, чтобы на всем том пространстве, которое находится в настоящее время под его контролем, правительство Колчака разрешило свободные выборы во все свободно и законно организованные собрания, как городские самоуправления, земства и т.п.

В-третьих, что правительство Колчака не поддержит никакой попытки к восстановлению специальных привилегий тех или других классов или сословий в России. Державы союзной коалиции с удовлетворением ознакомились с торжественной декларацией, сделанной адмиралом Колчаком и его союзниками, заявляющей, что они не имеют намерения восстановить прежнюю земельную систему”.

».

13 Укажите год разгона большевиками упомянутого в отрывке государственного органа (А). Назовите должность, которую в период создания документа занял упоминаемый в тексте адмирал (Б). Укажите название военного блока, позиция которого изложена в документе (В).

14 Как и почему коалиция держав оценивает на заявленную правительством Колчака позицию по земельному вопросу? (А). Почему коалиция стремится сотрудничать именно с адмиралом Колчаком? (Б). При каком ключевом условии Коалиция готова оказать поддержку адмиралу Колчаку?.(В).

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите прозвище императора, изображённого на марке. Напишите, какое название получила эпоха правления этого императора.

16 Какой из представленных ниже скульптурных памятников установлен в честь императора, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник. Назовите город, в котором он установлен.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Колхозники в основном питаются картофелем, а многие и картофеля не имеют, питаются пищевыми отбросами и питают надежду на весну, когда нарастет зелёная трава, тогда будут питаться травой. Но ещё кое у кого останутся сушёные картофельные очистки и тыквенные корки, которые смелют и будут стряпать лепёшки, которые в хорошем хозяйстве не стали бы есть свиньи. Дети дошкольного возраста не знают цвета и вкуса сахара, конфет, печенья и других кондитерских изделий, а питаются наравне со взрослыми картофелем и травой».

Б)

«С начала войны снабжение армии хлебом и другими продуктами питания осуществлялось из центра, за счет наших общегосударственных резервов. Однако резервы эти приходилось всячески экономить, поскольку они были ограничены.
Почти два года мы не получали хлеба от Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик, Смоленщины, Орловщины, из Курской области, потом были лишены кубанского, ставропольского и донского хлеба …
Теперь же, когда положение в освобожденных районах несколько стабилизировалось, в местных колхозах не хватало рабочих рук, транспорта и средств, чтобы убрать оставшийся урожай, обмолотить, перевезти и сохранить его. Лошадей у них вообще не осталось. Вот почему женщины — основное население этих мест — на себе тащили сельскохозяйственные орудия, чтобы обработать землю.
Спасти этот хлеб можно было только с помощью армии, срочно переключив мощные силы её фронтовых тылов на совместную с местными гражданскими организациями работу по заготовке хлеба для нужд армии, а также рабочего тыла и жителей самих освобожденных районов. Для этого требовалось временно мобилизовать с фронтов нужное количество бойцов и транспорта».

18 В октябре 1853 года султан Османской империи объявил войну России. Укажите:

а) последствие этого события для положения России на международной арене
б) последствие этого события для обороноспособности русской армии
в) технологические последствия данного события для России

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПРАВДА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Петра I и Елизаветы I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Во второй половине XX века ведущие державы включились в «космическую гонку». Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение мнения, что в СССР и в США космические открытия стали одним из важнейших элементов поддержания национального престижа: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.