Вариант 27

Вариант 27

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) подписание Деулинского перемирия
Б) мятеж Чехословацкого корпуса
В) подписание Ясского мира
Г) разгром печенегов под Киевом

ГОДЫ

1) 1036

2) 1618
3) 1682
4) 1787
5) 1792
6) 1918

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) издание “Циркуляра о кухаркиных детях”
2) поход Игоря Святославича на половцев
3) подписание Тордесильясского договора

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) освоение Сибири и Дальнего Востока
Б) Великая Северная война
В) Великий голод в период правления Бориса Годунова
Г) фаворитизм во времена дворцовых переворотов

ФАКТЫ

1) восстание Хлопка
2) бироновщина
3) Гангутское сражение
4) путешествие Афанасия Никитина
5) плавание Семёна Дежнёва
6) восстание Степана Разина

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Помощь России в подавлении восстания _______________ (Б)
Любеч _______________ (В) _______________ (Г)
Крым _______________ (Д) 1910-е
_______________ (Е) Формирование первого ополчения 1610-е
Пропущенные элементы:

1) съезд русских князей
2) провозглашение Колчака Верховным правителем России
3) Рязань
4) 1840-е
5) Венгрия
6) 1110-е
7) Нижний Новгород
8) разгром армии Врангеля РККА
9) 1090-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) осада Плевны
Б) Азовские походы
В) восстание на Сенатской площади
Г) принятие закона об индивидуальном предпринимательстве

УЧАСТНИКИ

1) С.П. Трубецкой
2) Пётр I
3) Э.И. Тотлебен
4) М.С. Горбачёв
5) Юрий Долгорукий
6) Ю.В. Андропов

6 Прочтите отрывок из воспоминаний.

«Вид набережной и … улиц был необычный. Всюду виднелись разъезды кавалерии и пехотные патрули. Площади охранялись взводами и эскадронами …
… Весь угол Александровского сада был занят толпой рабочих … Некоторые влезли на деревья … Подростки и даже просто мальчишки … повисли на самой решётке. Вся эта толпа по временам орала, свистела, шикала …
И вот в момент прохода войск, или при угрожающих движениях оружием, толпа облаивала эти войска, обзывая их опричниками, убийцами, мерзавцами и проч. …Толпа прибывала, конница их разгоняла …
Вдруг усилившиеся крики заставили меня обратить всё внимание на толпу, занимавшую самый угол Александровского сада.
Очевидно, толпа принимала всё более угрожающий тон и вызывающее поведение. Усилившиеся крики, надо думать, были ответом на предупреждение о стрельбе (в этот день войска были исключительно с боевыми патронами)… Большинство, вероятно, были до последнего момента уверены, что будут стрелять холостыми, а о настоящих и не думали. Слышались возгласы: Господи, да что же такое? Неужели в своих-то! в братьев! Мгновения летели … Офицеры отошли за строй, быстро сняли фуражки и перекрестились …
Залп, хороший выдержанный залп раздался в морозном воздухе … Почти весь первый ряд повалился … Раздался второй такой же залп … Затем несколько одиночных выстрелов (пачками) … Толпа бросилась бежать …
Какая-то дама нервно говорила: Вы слышали, Гапона убили!.. Они стреляли в крестный ход».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Стачка, которую описывают в отрывке, была организована партией РСДРП.
2. Результатом описанных событий стал переход власти к Временному правительству.
3. Все присутствовавшие на улице в момент описанных событий были заранее готовы к тому, что солдаты будут стрелять боевыми патронами.
4. Участником описанных в отрывке событий являлся П.Д. Святополк-Мирский.
5. Последствием событий, описанных в тексте, явилась Первая русская революция.
6. В документе описано событие, известное как “Кровавое воскресенье”.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) кинофильм “Иван Васильевич меняет профессию”
Б) кинофильм “Москва слезам не верит”
В) “Повесть временных лет”
Г) роман “Петр Первый”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Автор – протопоп Аввакум.
2. Этот фильм получил премию “Оскар” в 1981г.
3. Данный памятник культуры создан в XIII в.
4. Один из персонажей фильма — первый русский царь.
5. Автор не успел завершить данное произведение.
6. Автор – монах Киево-Печерского монастыря Нестор.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите, как расшифровывается аббревиатура названия боевой машины, изображённой на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите век, когда в состав России вошёл город, обозначенный цифрой 1.

10 Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 3.

11 Прочитайте отрывок из доклада зарубежного чиновника и укажите название страны, пропущенное в тексте отрывка.

«Русские особенно стремятся занять наши земли. Не будем говорить о прошлом, полном горечи и страданий, не будем тревожить незаживающие раны, посмотрим на теперешнее положение – русские офицеры всюду производят съемки, а русские подданные захватывают торговлю и богатства страны, поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы не выдать нашу страну русским. Последние все равно, что заноза, проникнувшая в тело _______________, поэтому мы никогда не можем быть покойными и как ни больно будет, но нужно решиться выдавить эту занозу».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На карте изображён БАМ – железнодорожная Байкало-Амурская Магистраль.
2. В Сибири и на Дальнем Востоке земледелие получило развитие только в южной части территории регионов.
3. Район выращивания хлопка обозначен на карте цифрой 1.
4. Золотодобыча велась, главным образом, на территории Западной Сибири.
5. Цифрой 5 на карте обозначен регион, в середине XX века получивший название Кузбасс.
6. Группа островов, отмеченная на карте цифрой 4, в настоящее время находится под управлением Японии.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из русской летописи.

«Татары, вернувшись от Владимира, взяли, как я сказал уже, Переяславль, и Москву, и Юрьев, и Дмитров, и Волок, и Тверь, а затем подошли к Торжку в первую неделю поста, месяца февраля в двадцать второй день, на обретение мощей святых мучеников в Евгении. И окружили они весь город тыном, так же как и другие города брали, и осаждали окаянные город две недели. Изнемогали люди в городе, а из Новгорода им не было помощи, потому что все были в недоумении и в страхе. И так поганые взяли город, убив всех — и мужчин и женщин, всех священников и монахов. Всё разграблено и поругано, и в горькой и несчастной смерти предали свои души в руки господа месяца марта в пятый день, на память святого Конона, в среду четвёртой недели поста. И были здесь убиты: Иванко, посадник новоторжский, Аким Влункович, Глеб Борисович, Михаил Моисеевич. А за прочими людьми гнались безбожные татары Селигерским путём до Игнатьева креста и секли всех людей, как траву, и не дошли до ______ всего сто вёрст. ______ д же сохранил бог, и святая и великая соборная и апостольская церковь Софии, и святой преподобный Кирилл, и молитвы святых правоверных архиепископов, и благоверных князей, и преподобных монахов иерейского собора.

Кто, братья, и отцы, и дети, не восплачет, видя такое божье наказание всей Русской земле? За грехи наши бог напустил на нас поганых; ведь бог, в гневе своём, приводит иноплеменников на землю, чтобы побеждённые ими люди обратились к нему; а междоусобные войны бывают из-за наваждения дьявола. Ведь бог хочет не зла, но добра людям; а дьявол радуется жестокому убийству и кровопролитию. А если какая-нибудь земля согрешит, бог наказывает её смертью, или голодом, или нашествием поганых, или засухой, или сильным дождём, или пожаром, или иными наказаниями; и нужно нам покаяться и жить, как велит бог, который говорит нам устами пророка: «Обратитесь ко мне всем вашим сердцем, с постом, и плачем, и стенанием». Если так сделаем, простятся нам все грехи. Но мы возвращаемся к злодеяниям, как псы на свою блевотину, и как свинья постоянно валяется в греховных нечистотах, так и мы живём. Поэтому и наказание приемлем от бога — нашествие поганых, по повелению бога, за наши грехи. Кирилл же, епископ ростовский, в то время был на Белоозере, и когда он шёл оттуда, то пришёл на Сить, где погиб великий князь Юрий, а как он погиб, знает лишь бог — различно рассказывают об этом. Епископ Кирилл нашёл тело князя, а головы его не нашёл среди множества трупов; и принёс он тело Юрия в Ростов, и положил его со многими слезами в церкви святой Богородицы. А потом, узнав о судьбе Василька, пошёл и взял его тело, и принёс в Ростов, горько рыдая.
Был же Василёк лицом красив, очами светел, грозен взглядом, необыкновенно храбр, а сердцем лёгок; но, как говорит Соломон, «когда слабеют люди, побеждается и сильный». Так случилось и с этим храбрым князем и войском его; ведь ему служило много богатырей, но что они могут против саранчи? А из тех, кто служил ему и уцелел в сражении, кто ел его хлеб и пил из его чаши, никто не мог из-за преданности Васильку после его смерти служить другому князю. Василёк так же щедро наделял убогих и церковнослужителей. А позднее пришли и нашли голову князя Юрия, и привезли её в Ростов, и положили в гроб вместе с телом.»

13 Укажите год, когда состоялась битва на реке Сить, упомянутая в отрывке (А). Название какого города пропущено в отрывке? (Б). Какой князь правил в нём в это время? (В).

14 Как автор объясняет причину поражения Ростовского князя? (А). Каково, по мнению автора, значение этого решения присяжных для общественной жизни России? Укажите два положения (Б). В чём автор видит отличие междоусобных войн от иноземного нашествия (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите предшественника руководителя СССР, во время правления которого началось событие, упомянутое на данной памятной медали. Назовите руководителя государства в год, когда завершилось это событие.

16 Какая из представленных ниже скульптур была создана после выхода в свет данной монеты? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта скульптура. Назовите скульптора, по проекту которого создан этот скульптурный памятник?

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Снабжение немецкого народа продоволь­ствием в эти годы, без сомнения, есть глав­ное германское требование на Востоке, поэтому южные области и Северный Кавказ должны стать источником снабжения неме­цкого народа продовольствием. Мы ни в коем случае не считаем себя обязанными снабжать русское население из этих плодо­роднейших областей. Мы знаем, что это суровая необходимость, находящаяся за пределами чувств. Без сомнения, потребует­ся широкая эвакуация, и русским, безуслов­но, предстоят очень трудные годы …

Мы ведем сегодня «крестовый поход» против большевизма не только для того, чтобы спа­сти от него «бедных русских», но и для прове­дения германской мировой политики и обе­спечения безопасности германского рейха …

Задачу нашей политики, мне кажется, надо видеть в том, чтобы разумно и целеустрем­ленно поддержать стремления к свободе всех этих народов и привести их к совершен­но определенной государственной форме, т.е. органически выделить из огромной тер­ритории Советского Союза государственные образования (республики) и организовать их против Москвы, чтобы освободить герман­ский рейх на грядущие столетия от восточно­го кошмара …»

Б)

«Гаулейтер прибыл прямо из ставки фюрера и выразил нам в необычайно признательных словах благодарность фюрера за работу … Политическую точку зрения и свои задачи рейхскомиссара он изложил следующим образом: свободной Украины нет. Цель нашей работы – заставить украин­цев работать на Германию, а не осчастливить этот народ. Украина должна поставлять то, чего нет в Германии. Эту работу нужно про­водить, не считаясь с потерями … Положение с продовольствием в Германии серьёзное. Производство падает из-за тяжёлого положения с продовольстви­ем. Повышение хлебного пайка является политической необходимостью для продол­жения войны до победы. Недостающее коли­чество зерна должно быть восполнено за счет Украины. Фюрер возложил на гаулейте­ра ответственность за то, чтобы это количе­ство было обеспечено. Снабжение граждан­ского населения в силу важности этой задачи совершенно безразлично. Благодаря чёрно­му рынку оно живет лучше, нежели мы себе представляем. Дискуссиям о новых обложениях нет места. Фюрер потребовал от Украи­ны 3 миллиона тонн зерна для рейха, и они должны быть поставлены. Жалобы на недо­статок транспортных средств он не желает слушать. Транспортную проблему следует решить за счёт собственной фантазии».

18 В 1650-х годах патриарх Никон провёл церковную реформу. Укажите:

а) внутриполитическое последствие данного события, связанное с неприятием частью духовенства проводимых реформ.
б) последствие данного события для религиозной политики России в XVII-XVIII веках.
в) причину проведения реформы, связанную с внешней политикой Московского царства.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «СУДЕБНИК». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении СССР на международной арене в период 1953-1964 годов в сравнении с периодом 1985-1991 годов по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Одним из последствий военных действия на европейском континенте в период Второй мировой войны стало разрушение инфраструктуры государств, на территории которых проходили боевые действия. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что США и СССР принимали меры для восстановления экономики европейских государств после окончания войны: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.