Вариант 26

Вариант 26

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Галицийская битва
Б) принятие Соборного уложения
В) пленение имама Шамиля
Г) осада Смоленска польским королём

ГОДЫ

1) 1609
2) 1649
3) 1817
4) 1859
5) 1914
6) 1944

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) строительство первой железной дороги в Англии
2) битва на реке Шелони
3) взятие Измаила

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика Анны Иоановны
Б) революционное движение в XIX веке
В) реакционная политика Екатерины II
Г) Гражданская война в России

ФАКТЫ

1) издание манифеста”О вольности дворянской”
2) арест Бирона
3) принятие декрета “о Красном терроре”
4) раскол Народной воли
5) переименование реки Яик в Урал
6) Белградский мирный договор

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Сокрушительный разгром шведов русской армией 1700-е
Камчатка _______________ (Б) _______________ (В)
Искоростень _______________ (Г) 940-е
_______________ (Д) Поход РККА _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) 1930-е
2) Нарва
3) убийство киевского князя
4) 1940-е
5) Полтава
6) экспедиция Семёна Дежнёва
7) Польша
8) 1640-е
9) экспедиция Витуса Беринга

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) присоединение Пскова к Московскому государству
Б) взятие Казани
В) атомная программа СССР
Г) переезд кафедры митрополита в Москву

УЧАСТНИКИ

1) С.П. Королёв
2) Василий III
3) Андрей Курбский
4) Иван Калита
5) И.В. Курчатов
6) Дмитрий Донской

6 Прочтите отрывок из документа.

«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Генерал, о котором идёт речь в отрывке, стал одним из основателей Белого движения.
2. Автор пишет о положительном влиянии Советов на армию.
3. Сепаратный мирный договор в конечном итоге был подписан большевиками.
4. В отрывке описываются события, начавшиеся с залпа крейсера Аврора.
5. Главой правительства в момент описываемых событий был А. Ф. Керенский.
6. Автор показывает открытую неприязнь к действиям Корнилова.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Б) “Царь-пушка”
В) Седьмая (“Ленинградская”) симфония Д.Д. Шостаковича
Г) Дмитриевский собор во Владимире

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный памятник был создан в правление князя Всеволода Большое Гнездо.
2) Автор данного памятника культуры являлся членом творческого содружества российских композиторов “Могучая кучка”.
3) Данный памятник культуры создан в XVIII в.
4) Данный памятник был создан в правление Алексея Михайловича.
5) Автором данного памятника культуры является Андрей Чохов.
6) Данный памятник культуры создан в годы Великой Отечественной войны.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите, в каком звании герой Великой отечественной войны, изображённый на конверте, завершил военную карьеру.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 4, в котором состоялся съезд князей, утвердивший порядок наследования земель.

10 Укажите название битвы, обозначенной на карте цифрой 1.

11 Прочтите текст и укажите пропущенное в тексте название кочевого народа – противника половцев.

«Третий сын Мономахов, Ярополк, воевал в окрестностях Дона; взял три города в области Половецкой: Балин, Чешлюев, Сугров; пленил множество Ясов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, на коей он женился. Около сего же времени Владимир выгнал из России Берендеев, _______________ и Торков, новых пришельцев: утесняемые Половцами и разбитые ими близ Дона, они искали убежища в окрестностях Переяславля, но, любя грабеж, не могли кочевать там спокойно. Однако ж многие из них остались на Днепре, были известны под общим именем Черных Клобуков, или Черкасов, и служили Россиянам.»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Указанные на карте половецкие племена пришли в Приазовские и Причерноморские степи из Восточной Сибири.
2.      На карте цифрой 3 указана территория, которая находилась в вассальной зависимости от русских князей.
3.      На карте указана впадающая в Азовское море река, на берегах которой русско-половецкое войско одержало победу над монголо-татарами.
4.      Цифрой 6 обозначен поход русского князя, которому посвящено известное литературное произведение.
5.      На карте обозначено место битвы русской дружины с половецким войском в 1185 г., в которой русские войска потерпели поражение.
6.      Цифрой 5 обозначена река Урал.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«По вступлению моему с высочайшего Вашего Императорского Величества повеления в должность Министра Народного Просвещения, употребил я, так сказать, заглавным, местом, лозунгом моего управления, следующие выражения: «Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности».
Вместе с сим, считаю себя обязанным представить Вашему Величеству краткий, но чистосердечный отчет в моих понятиях о важном начале, мною принимаемом в руководство:
Посреди всеобщего падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, не взирая на повсеместное распространение разрушительных начал, Россия к счастию сохранила доселе теплую веру к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, ей исключительно принадлежащим. В сих понятиях, в сих священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего ее жребия. Правительству, конечно, в особенности Высочайше вверенному мне министерству, принадлежит собрать их в одно целое и связать ими якорь нашего спасения, но сии начала, рассеянные преждевременным и поверхностным просвещением, мечтательными, неудачными опытами, сии начала без единодушия, без общего средоточия, и коим в течение последних 30-ти лет предстояла беспрерывная борьба продолжительная и упрямая, как согласить их с настоящим расположением умов? Успеем ли мы включить их в систему общего образования, которая соединяла бы выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и надеждами будущего? Как учредить у нас народное воспитание, соответствующее нашему порядку вещей и не чуждое Европейского духа? По какому правилу следует действовать в отношении к Европейскому просвещению, к Европейским идеям, без коих мы не можем уже обойтись, но которые без искусного обуздания их грозят нам неминуемой гибелью? Чья рука и сильная и опытная, может удержать стремление умов в границах порядка и тишины и откинуть все, что могло бы нарушить общее устройство?
Тут представляется во всем объеме Государственная задача, которую мы принуждены решить без отлагательства, задача, от коей зависит судьба Отечества — задача столь трудная, что одно простое изложение оной приводит в изумление всякого здравомыслящего.
Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум[1]), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная Вера.
2) Самодержавие.
3) Народность.
Без любви к Вере предков, народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении. Это было бы измена в пространном смысле. Довольно одной народной гордости, чтобы почувствовать негодование при такой мысли. Человек, преданный Государю и Отечеству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашей Церкви, сколько и на похищение одного перла из венца Мономаха.
Самодержавие представляет главное условие политического существования России в настоящем ее виде. Пусть мечтатели обманывают себя самих и видят в туманных выражениях какой-то порядок вещей, соответствующий их теориям, их предрассудкам; можно их уверить, что они не знают России, не знают ее положения, ее нужд, ее желаний. Можно сказать им, что от сего смешного пристрастия к Европейским формам мы вредим собственным учреждениям нашим; что страсть к нововведениям расстраивает естественные сношения всех членов Государства между собою и препятствует мирному, постепенному развитию его сил. Русский Колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании. Правительство не нуждается конечно в похвальных себе словах, но может ли оно не пещись о том, чтобы спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется спасительным духом Самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещенного, обращалось в неоспоримый факт, долженствующий одушевлять всех и каждого, во дни спокойствия, как и в минуты бури?
Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: Народность. Дабы Трон и Церковь оставались в их могуществе, должно поддерживать и чувство Народности, их связующее. Вопрос о Народности не имеет того единства, какое представляет вопрос о Самодержавии; но тот и другой проистекают из одного источника и совокупляются на каждой странице Истории Русского народа. Относительно Народности, все затруднение заключается в соглашении древних и новых понятий; но Народность не состоит в том, чтобы итти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Безумно было бы противиться сему периодическому ходу вещей; довольно того, если мы не будем добровольно скрывать лицо под искусственной и нам не сродной личиной; если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если мы примем их за основную мысль Правительства, особенно в отношении к Народному Воспитанию. Между обветшалыми предрассудками, восхищающимися единственно тому, что было у нас за полвека и новейшими предрассудками, которые без жалости стремятся к разрушению существующего, посреди сих двух крайностей, находится обширное поле, на коем здание нашего благосостояния — твердо и невредимо укрепиться может».

13 Укажите императора, в период которого был издан документ(А). Укажите десятилетие, когда был издан данный документ (Б). Укажите автора документа (В).

14 В чём автор видит отличие положения России от положения государств Европы? (А). Как автор относится к европейским нововведениям в государственном устройстве? Как он аргументирует свою позицию (Б). Какое значение автор придаёт институту самодержавия? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите название официальной политической идеологии, последователем которой был политический деятель, изображённый на карикатурном плакате. Напишите название титула, который носил этот человек.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений посвящено войне, к которой относится данная карикатура? В ответе запишите цифру, которой обозначено это произведение. Укажите военную специальность девушек – героинь этого произведения.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Многие бойцы кончили свою жизнь в немецком плену. Задачей немцев было уничтожение живой силы СССР в общем и военнопленных в частности. Создавались невыносимые условия для существования пленных. По дороге в лагерь их ничем не кормили. Они питались попадавшимися по дороге капустными листьями, корнями, ржаными колосьями с неубранных придорожных полей. Воду пили из дорожных луж. Останавливаться у колодцев или просить напиться у крестьян строго воспрещалось. Так, в течение пяти дней — с 9 по 13 октября 1941 года — гнали колонну пленных в Дорогобужский лагерь. Колонну сопровождала машина, на которой были установлены четыре спаренных пулемёта. По пути в одной из деревень под печкой сгоревшего дома пленные увидели полуобгоревшую картошку. Около 200 человек бросились за ней. Из четырёх пулемётов был открыт огонь прямо в толпу. Несколько десятков пленных погибло. По пути пленные бросались на поля с невыкопанной картошкой, тотчас же открывался огонь из пулемётов».

Б)

«Большевизм является смертельным врагом национал-социалистской Германии. Впервые перед немецким солдатом стоит противник, обученный не только в военном, но и в политическом смысле … Борьба с национал-социализмом привита ему в плоть и кровь. Он ведет её всеми имеющимися в его распоряжении средствами: диверсиями, разлагающей пропагандой, поджогами, убийствами.

Поэтому большевистский солдат потерял всякое право претендовать на обращение с ним, как с честным солдатом в соответствии с Женевским соглашением. Поэтому вполне соответствует точке зрения и достоинству германских вооруженных сил, чтобы каждый немецкий солдат проводил бы резкую грань между собою и советскими военнопленными. Обращение должно быть холодным, хотя и корректным. Самым строгим образом следует избегать всякого сочувствия, а тем более поддержки … Применение оружия по отношению к советским военнопленным, как правило, считается правомерным».

18 В городе Тильзит 7 июля 1807 года было подписано соглашение, завершившее войну 4-й коалиции. Это соглашение было составлено Наполеоном I Бонапартом и Александром I. Укажите:

а) экономическое последствие данного события для России
б) внешнеполитическое последствие данного события для России
в) территориальное последствие этого события для России

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ОБРОК». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики СССР в 1953-1964 и в 1964-1982 годы по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XV-XVII веках Османская империя находилась на пике своего могущества и осуществляла масштабную экспансию во всех направлениях. Используя исторические знания, приведите аргументы в пользу утверждения, что во второй половине XVII века европейские политики и русские цари искали союзников для борьбы с Турцией: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.