Вариант 25

Вариант 25

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) битва при Клушине
Б) введение коллегий
В) битва при Рымнике
Г) подписание Тильзитского мира

ГОДЫ

1) 1610
2) 1718
3) 1724
4) 1789
5) 1801
6) 1807

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) убийство князя Игоря древлянами
2) казнь Жанны Д’Арк
3) взятие Астрахани русскими войсками

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) междоусобицы русских князей
Б) становление России в качестве Великой европейской державы
В) борьба Москвы с осколками Золотой орды
Г) борьба украинских казаков с Польшей

ФАКТЫ

1) переход Богдана Хмельницкого в Московское подданство
2) захват Киева Юрием Долгоруким
3) начало Ливонской войны
4) победа в Северной войне
5) взятие Казани
6) Великая Октябрьская революция

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Бегство Петра от сторонников Софьи 1680-е
_______________ (Б) Разгром русских войск ордынцами _______________ (В)
Московское княжество _______________ (Г) 1420-е
Нюрнберг _______________ (Д) _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) река Вожа
2) последния конференция лидеров Большой тройки
3) 1940-е
4) 1370-е
5) начало Феодальной войны
6) освобождение от ордынского владычества
7) Троице-Сергиева лавра
8) река Пьяна
9) проведение суда над нацистскими преступниками

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) реформы Избранной рады
Б) кодификация законов Российской империи
В) создание Тушинского лагеря
Г) принятие закона “об индивидуальной трудовой деятельности”

УЧАСТНИКИ

1) Лжедмитрий II
2) А. Адашев
3) М.М. Сперанский
4) Ю.В. Андропов
5) Д.И. Жилка
6) М.С. Горбачёв

6 Прочтите отрывок из документа.

«Между Ея Императорским Величеством Самодержицею Всероссийскою и Его Султановым Величеством, Их Наследниками и Преемниками Престолов, також между Их верноподданными Государствами, от ныне и навсегда да пресекутся и уничтожатся всякия неприязненныя действия и вражда …
Река Днестр навеки имеет быть границею между обеими Империями, так что впредь пределы Империи Всероссийской имеют простираться до помянутой реки, и ныне обе договаривающияся Империи между собою согласилися и постановили, что между Империeю Всероссийскою и Портою Оттоманскою пребудет границею река Днестр, так, что все земли, на левом берегу помянутой реки лежащия, имеют остаться вечно в совершенном и безпрепятственном владении Всероссийской Империи, а на правом берегу помянутой реки и лежащия все земли, по возвращении их со стороны Всероссийской Империи, имеют остаться вечно в совершенном и безпрепятственном владении Порты Оттоманской.

По утверждении статьею второю сего мирнаго договора, в числе прочих трактатов, акта 28 Декабря 1783 года постановленнаго, касающагося до присоединения к Империи Всероссийской Крыма, Тамана и определяющаго границею в той стороне между обеими договаривающимися сторонами реку Кубань, Блистательная Порта Оттоманская, в изъявление, что она на времена будущия желает отдалить все, что мир, тишину и доброе согласие между обеими Державами возмутить может, обещает и обязуется торжественно употребить всю власть и способы к обузданию и воздержанию народов, на левом берегу реки Кубани обитающих».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Данный документ с российской стороны заключался от имени Екатерины II.
2. В ходе войны, о завершении которой идёт речь в документе, произошло Синопское сражение.
3. В документе отмечается, что Россия возвращает Крым.
4. Участником войны, о завершении которой идёт речь в договоре, был А.В. Суворов.
5. Во время войны, о которой идёт речь в отрывке, произошло восстание Пугачёва.
6. В период правления того же правителя, который вёл войну, завершавшуюся данным трактатом, произошли три раздела Речи Посполитой.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) кинофильм “Летят журавли”
Б) Золотые ворота во Владимире
В) кинофильм “Броненосец Потемкин”
Г) кинофильм “Чапаев”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Этот кинофильм посвящен событиям Гражданской войны.
2) Этот кинофильм посвящен событиям первой русской революции.
3) Данный памятник культуры был создан в период руководства СССР Н.С. Хрущёва.
4) Данный памятник был создан в правление князя Андрея Боголюбского.
5) Данный памятник культуры создан в XIV в.
6) Данный памятник культуры создан в XVI в.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите фамилию военачальника, командовавшего парадом, в честь которого выпущена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите год, к которому относятся события, обозначенные на карте.

10 Укажите, каким номером на карте показана столица Царства Польского.

11 Прочитайте текст и укажите название крепости, пропущенное в тексте, обозначенной на карте цифрой 1.

«Пленные германцы, взятые во время газового штурма, показывали, что от высших начальников до последнего рядового германской дивизии, атаковавших крепость, были уверены, что на этот раз не может быть спасения для гарнизона, что ничто не устоит против силы яда газов. Уверенность, что весь гарнизон погибнет от газов, была настолько велика, что германцы заранее нарядили несколько рот для похорон мертвых, все обозы были запряжены и готовы въехать в _______________. Поэтому первый выстрел, а затем все усиливавшийся огонь крепостной артиллерии произвел потрясающее впечатление».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. События, показанные на карте, произошли после совершения Брусиловского прорыва.
2. Город, обозначенный на карте цифрой 3, до начала событий, показанных на карте, принадлежал Австро-Венгрии.
3. В год, которому посвящена карта, в России уже началась Гражданская война.
4. Цифрой 2 на карте обозначена Рига.
5. Одним из союзников России в войне, которой посвящена карта, была Болгария.
6. Из войны, которой посвящена карта, Россия вышла по сепаратному мирному договору.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из русской летописи.

««Юрий оставил сына своего во Владимире и княгиню, а сам вышел из города. Когда же он стал собирать вокруг себя воинов и не поставил сторожевых отрядов, то был захвачен беззаконным Бурун даем, и князя Юрия убили. Батый же осадил город, но горожане сильно боролись за город; тогда монголы сказали обманом горожанам: „Где князья рязанские, ваш город и ваш князь великий Юрий? Не наша ли рука схватила их и предала смерти“.
И услышав об этом, епископ Митрофан начал со слезами говорить всем: „Дети, не побоимся соблазна от врагов, не будем думать о тленной этой и скоро минующей жизни“.
Услышали эти слова все люди, начали крепко сражаться. Монголы же разбивали городские стены стенобитными орудиями и стреляли без числа стрелами. Князь же Всеволод увидел, что надвигается ещё сильнейший бой, испугался, потому что он был молод, сам вышел из города с небольшой дружиной, неся с собой многие дары, надеясь получить от врагов пощады. Батый же, словно дикий зверь, не пощадил юности его, велел его перед собою зарезать и весь город разорил. Епископ же с княгиней и детьми убежали в Успенский собор, а Батый велел его зажечь огнём, и так все бежавшие в собор отдали свои души Богу.
Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришёл к городу _______________, а в нём был молодой князь, именем Василий…
Жители города же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: «Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и там небесные венцы от Бога получим». Монголы же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Жители города же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили у монголов четыре тысячи и сами были перебиты. С тех пор монголы называют этот город злой».
».

13 Укажите десятилетие, когда произошли описываемые в отрывке события (А). Укажите название города, пропущенное в тексте (Б). Укажите владимирского князя, в правление которого было начато строительство собора, упомянутого в третьем абзаце отрывка (В).

14 Какой поступок князя Всеволода указывает автор? (А). Как обосновали своё решение не сдаваться жители города, название которого пропущено в отрывке? (Б). Какую причину гибели князя Юрия указывает автор? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название проекта в оборонной сфере, научным руководителем которого стал учёный, изображённый на марке. Назовите куратора этого проекта.

16 Какой из представленных ниже плакатов выпущен в год, когда состоялось первое испытание оружия, создателем которого был изображённый на марке учёный? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот плакат. Напишите название полигона, где было проведено испытание этого оружия.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Ржевско-Сычёвской операции 30 июля — 23 августа 1942 года стала первым испытанием боем для нашей 52-й стрелковой дивизии. Наступали мы на Ржев с севера, прямо в лоб. А затем вместе со 2-й и 16-й Гвардейскими дивизиями брали Полунино. С августа по декабрь, за пять месяцев наступательно-оборонительных боев дивизия ТРИЖДЫ обновила свой боевой состав, потеряв до 4–5 тысяч бойцов убитыми и 13 тысяч ранеными. Ценой неимоверных усилий, крови, потерь мы смогли продвинуться всего на шесть километров и выйти на северную окраину Ржева. Таков итог полугодового изнурительного противостояния.

И все же в результате Ржевско-Сычёвской операции наши войска продвинулись местами до 35 километров, освободили много населенных пунктов. Мы обескровили три танковые и несколько пехотных дивизий врага, уже приготовленных для отправки в Сталинград. Дополнительно сковали еще 12 вражеских дивизий. Более того, немцы вынуждены были оттянуть часть своих сил из-под Сталинграда на наш Калининский фронт. А главное наше достижение в этих боях состояло в том, что немецкое командование, всполошившись нашей активностью подо Ржевом, отвлеклось от Сталинграда и просмотрело сосредоточение советских войск для наступления под Сталинградом».

Б)

«Против войск, оборонявших в августе 1942 года фронт от Ржева до Козельска, стояла немецкая группировка «Центр». Кривизна фронтовой линии говорила о незавершенности нашей зимней операции, о наших неудачах в районе Вязьмы. Окруженные здесь немецкие дивизии устояли и сумели удержать так называемый Ржевско-вяземский плацдарм. Впоследствии гитлеровцы создали тут могучую систему укрепрайонов и перебросили сюда свежие силы. Этот плацдарм широким клином врезался в зону московской обороны. Не случайно немецко-фашистские стратеги называли Ржев пистолетом, направленным в грудь России. Нужно было во что бы то ни стало срезать этот выступ …
Основные контингенты войск направлялись на юг. Западный фронт перешел в наступление теми силами, которыми располагал. Ощутимым было превосходство противника в танках и авиации. И все же августовские бои дали неплохие результаты: были освобождены сотни населенных пунктов, блокирована дорога Ржев — Вязьма, наши части вплотную подошли к Сычёвке, охватив ржевскую группировку противника с юга. Немцы не только понесли большие потери, но и лишились важных оборонительных рубежей».

18 30 августа 1892 года на пост министра финансов Российской империи был назначен С.Ю. Витте.

а) результат деятельности С.Ю. Витте во внешней политике
б) результат деятельности С.Ю. Витте для финансовой политики
в) результат деятельности С.Ю. Витте для реформирования государственного устройства российской империи

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПРИКАЗЫ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики СССР в 1953-1964 и в 1945-1953 годы по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Эпоха наполеоновских войн в Европе закончилась разгромом армии Бонапарта в битве при Ватерлоо, за которой последовал Венский конгресс. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение теории, согласно которой результаты Венского конгресса отразились на внутренней политике России и Австрии: один аргумент для России и один – для Австрии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.