Вариант 24

Вариант 24

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) денежная реформа Елены Глинской
Б) восстание Черниговского полка
В) Каспийский поход Петра I
Г) убийство Павла I

ГОДЫ

1) 1538
2) 1711
3) 1722
4) 1801
5) 1807
6) 1825

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) казнь Емельяна Пугачёва
2) предательство гетьмана Мазепы
3) подписание Компьенского перемирия

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) попытка Николая I получить выход в Средиземное море
Б) экономические реформы XIX века
В) церковный раскол
Г) внешняя политика Михаила Романова

ФАКТЫ

1) реформы С.Ю. Витте
2) Северная война
3) поражение в Крымской войне
4) создание фискальной службы
5) Смоленская война
6) сожжение протопопа Аввакума

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Москва Набег войск Едигея _______________ (А)
_______________ (Б) Крупное антиордынское восстание _______________ (В)
Река Амур _______________ (Г) 1650-е
_______________ (Д) _______________ (Е) 1030-е

Пропущенные элементы:

1) 1320-е
2) осада города уграми
3) экспедиция Витуса Беринга
4) Тверь
5) окончательный разгром печенегов
6) 1400-е
7) Киев
8) экспедиция Ерофея Хабарова
9) 1300-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Корсунь-Шевченковская операция
Б) осада Киева печенегами
В) возвращение Персии прикаспийских территорий
Г) сражение при Гросс-Егерсдорфе

УЧАСТНИКИ

1) Н.Ф. Ватутин
2) С.Ф. Апраксин
3) А.М. Василевский
4) Анна Иоанновна
5) Княгиня Ольга
6) Изяслав Ярославич

6 Прочтите отрывок из документа.

«Войска Вашего Императорского Величества защищали Севастополь до крайности, но более держаться в нём за адским огнём, коему город подвержен, было невозможно. Войска переходят на Северную сторону, отбив окончательно 27 августа шесть приступов из числа семи, поведённых неприятелем на Западную и Корабельную стороны, только из одного Корнилова бастиона не было возможности его выбить. Враги найдут в Севастополе одни окровавленные развалины. Едва блеснул ослепительный огонь взрыва, кровавым отблеском мгновенно озарив страшную картину нашего отступления… на дворе Павловского форта и на всей его ближайшей окрестности, – как потекла другая огненная река привода, и совершился взрыв первого бастиона. Явление, подобное настоящему, я видел только в знаменитом творении Брюллова».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Описанные в отрывке события относятся ко второй половине XIX века.
2. Современником описанных событий был Л. Н. Толстой.
3. В тексте отрывка упомянут автор картины “Девятый вал”.
4. К войне, о событиях которой идёт речь в отрывке, относится сражение при Чесме.
5. Во время описанного в отрывке сражения были затоплены корабли Черноморского флота.
6. Город, об обороне которого идёт речь, был основан в период правления Екатерины II.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
Б) памятник “Тысячелетие Руси”
В) скульптура “Родина-мать зовет” в Волгограде
Г) памятник Минину и Пожарскому в Москве

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор проекта – И.П. Мартос.
2) Данный памятник культуры создан в XVII в.
3) Один из авторов проекта – Е.В. Вучетич.
4) Данный памятник установлен в Новгороде.
5) Данный памятник культуры создан в XVI в.
6) Автор проекта – Э.М. Фальконе.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите современное название города, за взятие которого советские военнослужащие награждались медалью, изображённой на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите современное название горной системы, поименованное на карте как «Горы Камень» и обозначенное буквой А.

10 Назовите имя хана – противника русских, поход которого обозначен на карте цифрой 2.

11 Прочтите текст о событиях, которым посвящена данная карта и укажите имя полководца, пропущенное в этом тексте.

«Казалось, что Сибирь упала тогда с неба для России. Опала сделалась честью: оглашенный преступник, Иван Кольцо, смиренно наклоняя повинную свою голову пред царем и боярами, слышал милость, хвалу, имя доброго витязя и со слезами лобызал руку Иоаннову. Государь жаловал его и других послов деньгами, сукнами; немедленно отрядил воеводу князя Семена Дмитриевича Болховского и 500 стрельцов к _______________; дозволил Ивану Кольцу на обратном пути искать охотников для переселения в новый край Тобольский и велел епископу Вологодскому отправить туда десять священников».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. События, обозначенные на карте, произошли во время правления Ивана Грозного.
2. Поход русских воинов в Сибирь был осуществлен по приказу царя.
3. Основу русского войска составляли опричники.
4. Противниками русских выступали преимущественно татары.
5. Захваченная русским войском столица противника была уничтожена.
6. Активное участие в организации похода принимали русские купцы.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из произведения историка.

«Мы видели, какое сильное впечатление на восприимчивую, страстную природу Иоанна произвело страшное бедствие, постигшее Москву в 1547 году; сильная набожность, которая заметна в Иоанне во все продолжение его жизни, содействовала тому, что он так легко принял религиозные внушения от лица духовного, священника Сильвестра; с другой стороны, ненависть к вельможам, которою он напитался во время малолетства, облегчала доступ к нему человеку, не принадлежавшему по происхождению своему и сану к вельможам; сам Иоанн говорит, что это именно побуждение заставило его приблизить к себе Сильвестра, то же побуждение заставило его облечь полною доверенностию и Адашева, человека относительно низкого происхождения. Привыкнув советоваться и слушаться Сильвестра в делах религиозных и нравственных, питая к нему доверенность неограниченную, царь не мог не советоваться с ним и в делах политических; но здесь-то, уже мимо всяких других отношений, необходимо было неприязненное столкновение между ними. Привыкнув требовать исполнения своих религиозных и нравственных советов от Иоанна как от частного человека, Сильвестр требовал исполнения и своих политических советов, тогда как царь не хотел своих государственных мыслей приносить в жертву тому уважению, которое питал к нравственным достоинствам Сильвестра; отсюда тягость, которую начал чувствовать Иоанн от притязаний последнего: например, Иоанн принял твердое намерение покорить Ливонию, это было намерение, которое сделалось после того постоянным, господствующим стремлением Иоанновых преемников, намерение, за которое Петр Великий так благоговел пред Иоанном, но против этого намерения восстали бояре и особенно Сильвестр; вместо покорения Ливонии они советовали царю покорить Крым; но мы говорили уже о неудобоисполнимости этого намерения. Иоанн отвергнул его и продолжал войну Ливонскую. Как же поступил Сильвестр в этом случае? Он стал внушать Иоанну, что все неприятности, которые после того его постигали, – болезни его самого, жены, детей – суть божие наказания за то, что он не слушался его советов, продолжал воевать с ливонцами. Бесспорно, что Сильвестр был вообще человек благонамеренный, муж строгого благочестия, что особенно и давало ему власть над набожным Иоанном; без сомнения, и против войны Ливонской он выставлял благовидные причины: вместо того, чтоб воевать с христианами, слабыми, безвредными, лучше воевать с неверными, беспрестанно опустошающими границы государства и т.п.».

13 Укажите название круга царских приближённых, в который входили упомянутые в отрывке Сильвестр и Адашев (А). Укажите название литературного произведения, вышедшего под редакцией упомянутого в отрывке Сильвестра (Б). О какого рода бедствии идёт речь в начале отрывка? (В).

14 Какими методами, по мнению автора, Сильвестр пытался убедить царя изменить свою политику (А). Как автор объясняет стремление Сильвестра закончить войну с ливонцами? (В). Чем автор объясняет особенное расположение царя к Сильвестру? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название социально-экономического процесса, направленного на создание сельскохозяйственных объединений, которым посвящена марка. Напишите, как называли зажиточных крестьян – противников этих объединений.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений повествует о событиях периода, которому посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Укажите название региона, на территории которого происходят события, изложенные в этом произведении.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Организация операций болгарских войск тоже не стояла на месте. В середине сентября Ф.И. Толбухин по указанию Ставки встретился в Софии с командованием болгарской армии. Вскоре болгарским командованием был разработан предварительный план наступательных действий войск Болгарии. Толбухин ознакомился с ним и доложил в Москву. Болгарское командование считало, что войска Болгарии после очистки от профашистских и монархистских элементов могут захватить узлы шоссейных и железных дорог в районе Крушевац, Ниш, Скопле, Велес и отрезать пути отхода немецко-фашистских войск из Греции на север, создавая по крайней мере тройной барьер. Одновременно это надежно обеспечивало бы советские и югославские войска при наступлении их на Белград. Болгары гарантировали готовность своих войск в конце сентября».

Б)

«Ф.И. Толбухин к тому времени и сам заметил некоторый разнобой в наступлении войск и обратился к маршалу Тито. Оба они стремились сбить оборону противника, не позволить ему отводить войска. В пределах Белграда враг мог, опираясь на городские сооружения, организовать прочную оборону и вынудить наступающих начать осаду города. Всем было понятно, что это значило: не только были бы потеряны время и люди, но подвергся бы разрушению и сам город. Следовательно, торопиться вперед нужно было и танкам, и пехоте — и не порознь, а только вместе.
Во исполнение указаний Ставки Ф.И. Толбухин попросил Верховного Главнокомандующего НОАЮ посадить свою пехоту на советские танки и автомашины для совместного захвата Белграда и тем самым ускорить темп развития операции. Маршал Тито, конечно, сразу же дал согласие. Уже 14 октября первые советские танки с десантом из наших автоматчиков и бойцов 1-го Пролетарского корпуса завязали сражение за Белград».

18 1 сентября 1878 года в Берлине прошёл конгресс Великих держав, скорректировавший Сан-Стефанский мирный договор. Укажите:

а) последствие этого события для политического влияния России на международной арене
б) последствие этого события для российско-германских отношений
в) последствия этого события для российско-французских отношений

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во внешней политике СССР в 1953-1964 и в 1985-1991 годах по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Великая Северная война стала одним из крупнейших европейских конфликтов Нового времени. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что Северная война кардинально изменила геополитический статус России и Швеции: один аргумент для России и один – для Швеции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.