Вариант 23

Вариант 23

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) вторжение Тамерлана на Русь
Б) основание Санкт-Петербурга
В) Брестский мир
Г) бои на озере Хасан

ГОДЫ

1) 1395
2) 1410
3) 1703
4) 1725
5) 1918
6) 1938

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) крещение княгини Ольги в Константинополе
2) захват Малахова кургана французами
3) Год Африки

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Первая мировая война
Б) свержение ордынского владычества
В) народные выступления второй половины XVII века
Г) внутренняя политика Александра II

ФАКТЫ

1) битва при Гросс-Егерсдорфе
2) восстание Болотникова
3) стояние на реке Угре
4) Медный бунт
5) Брусиловский прорыв
6) проведение военной реформы

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Длительная осада города русско-румынскими войсками 1870-е
Финляндия _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Сожжение города Батыем 1230-е
Афганистан _______________ (Д) _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) вывод советских войск
2) Плевна
3) вхождение региона в состав России
4) 1970-е
5) Рязань
6) 1980-е
7) Шипка
8) 1800-е
9) дарование региону конституции

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) битва на Калке
Б) издание “Циркуляра о кухаркиных детях”
В) приглашение королевича Владислава на московский престол
Г) Карибский кризис

УЧАСТНИКИ

1) Л.И. Брежнев
2) хан Батый
3) Ф.И. Мстиславский
4) Н.С. Хрущёв
5) Александр III
6) Даниил Романович Галицкий

6 Прочтите отрывок из документа.

«А в прошлом во 161-м г. присылал ко Государю Царю и Великому князю _______________ всея Руси Запорожской гетман Богдан Хмельницкий посланников своих дважды, что с королевские стороны по договором, на чем с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви Божии, которые в договоре написаны были отдать из унии, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унию. И хотя православную христианскую веру искоренить и святые Божии церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие городы, и места, и в тех городах и местах святые Божии церкви осквернили, и обругали, и разорили. И православных христиан духовного и мирского чину многих невинно замучили злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышати жалостно.

И они у Царского Величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем, чтоб он, Великий Государь, православные христианские веры искоренить в святых Божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское принять под свою государеву высокую руку. А будет Государь их не пожалует, под свою государеву высокую руку приняти не изволит, и Великий бы Государь Его Царское Величество для православные христианские веры и святых Божиих церквей в них вступился, велел их помирити через своих государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен. А собою они с поляками мирится отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В отрывке защита православия объявлена одной из причин присоединения украинских земель к России.
2. Документ, из которого взят отрывок, был написан в первой четверти XVII века.
3. Имя, пропущенное в тексте – Михаил Фёдорович.
4. В тексте пропущено имя – Алексей Михайлович.
5. События, описанные в документе, из которого взят данный отрывок, стали причиной начала Смоленской войны.
6. Современником описанных в документе событий был А.Л. Ордин-Нащокин.
I.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) опера “Борис Годунов”
Б) “Мы живем, под собою не чуя страны…”
В) повесть “Князь Серебряный”
Г) Седьмая (“Ленинградская”) симфония

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В период позднего сталинизма автор был обвинён в “формализме” и “пресмыкательстве перед Западом”
2) Произведение посвящено борьбе с ордынской зависимостью.
3) В данном памятнике отражены события времён опричнины
4) Автор был представителем объединения “передвижников”.
5) Автор – М.П. Мусоргский.
6) Произведение привело к аресту его автора.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите современное название государства, за успешное проведение рейдов на территории которого изображённому на марке лидеру партизан присвоено звание Героя Советского Союза.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите воинское звание, которое получил главнокомандующий русскими войсками в военной компании, которой посвящена данная карта.

10 Назовите правителя, при котором состоялась военная компания, которой посвящена данная карта.

11 Прочтите текст о задачах России в военной компании, которой посвящена данная карта и укажите название страны, пропущенное в этом тексте.

«Положить предел успехам … и правил анархических, принудить _______________ войти в прежние границы и тем восстановить в Европе прочный мир и политическое равновесие» — так расценивает Павел I участие России в этой коалиции».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Цифрой 2 обозначено место битвы у перевала Сент-Готард.
2.      Главнокомандующим в военной компании, которой посвящена карта, был А.В. Суворов.
3.      Цифрой 3 на карте обозначен Чёртов мост.
4.      В военной компании, которой посвящена карта, русские войска противостояли французским войскам.
5.      В ходе военной компании, которой посвящена карта, русские войска потерпели поражение в битве при Аустерлице.
6.      В боевых действиях, которым посвящена карта, погиб российский генерал П.И. Багратион.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из советской декларации.

«Первые два года сего Царствования казались лучшим временем России с XV века или с ее восстановления: она была на вышней степени своего нового могущества, безопасная собственными силами и счастием внешних обстоятельств, а внутри управляемая с мудрою твердостию и с кротостию необыкновенною. ______ исполнял обет царского венчания и справедливо хотел именоваться отцем народа, уменьшив его тягости; отцем сирых и бедных, изливая на них щедроты беспримерные; другом человечества, не касаясь жизни людей, не обагряя земли Русской ни каплею крови и наказывая преступников только ссылкою. Купечество, менее стесняемое в торговле; войско, в мирной тишине осыпаемое наградами; Дворяне, приказные люди, знаками милости отличаемые за ревностную службу; Синклит, уважаемый Царем деятельным и советолюбивым; Духовенство, честимое Царем набожным – одним словом, все государственные состояния могли быть довольны за себя и еще довольнее за отечество, видя, как ______ в Европе и в Азии возвеличил имя России без кровопролития и без тягостного напряжения сил ее; как радеет о благе общем, правосудии, устройстве. И так не удивительно, что Россия, по сказанию современников, любила своего Венценосца, желая забыть убиение Димитрия или сомневаясь в оном!

Но Венценосец знал свою тайну и не имел утешения верить любви народной; благотворя России, скоро начал удаляться от Россиян; отменил устав времен древних: не хотел, в известные дни и часы, выходить к народу, выслушивать его жалобы и собственными руками принимать челобитные; являлся редко и только в пышности недоступной. Но убегая людей – как бы для того, чтобы лицом Монарха не напомнить им лицо бывшего раба Иоаннова – он хотел невидимо присутствовать в их жилищах или в мыслях, и недовольный обыкновенною молитвою в храмах о Государе и Государстве, велел искусным книжникам составить особенную для чтения во всей России…»

13 Укажите государя, о правлении которого идёт речь в отрывке (А) Укажите год его восшествия на престол (Б). Укажите место смерти упомянутого в отрывке царевича Дмитрия (В).

14 Каково, по мнению летописцев, было отношение населения к государю? Чем автор объясняет такое отношение? Приведите три объяснения (А). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите название пропагандистской кампании, которой посвящена данная марка. Назовите руководителя СССР, в период правления которого проводилась эта кампания.

16 Какой из представленных ниже агитационных плакатов связан с той же пропагандистской кампанией, что и данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот плакат. Укажите десятилетие, когда эта кампания проводилась наиболее активно.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Вы знаете, что такое Краков для польского народа. Это — первая столица польского государства, центр культуры, центр науки; здесь один из старейших университетов в Европе. Но с военной точки зрения – это город-крепость, который был сильно укреплён немцами. Перед нами стояла та же задача, что и в Силезии, — не допустить разрушения города, не дать немцам взорвать его. Поэтому я приказал не подвергать город авиационной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу. Бои на окраинах города были жестокими. Был разработан соответствующий маневр по охвату этого города — с тем, чтобы отрезать путь противнику. Должен сказать, что немцы стали к этому времени чувствительными к окружениям и вскоре они были вынуждены город оставить. Нам удалось взять город невредимым, однако он весь был заминирован. Нашим сапёрам пришлось тут поработать, и поработали они на славу. В течение одних суток все крупные объекты были разминированы! Когда я на следующий день проезжал через Краков, то на каждом шагу видел визитные карточки сапёров: «Разминировано», «Путь свободен»…»

Б)

«… нам стало известно, что гитлеровцы готовятся уничтожить Краков, когда в него войдут войска 1-го Украинского фронта. Немцы хотели взорвать не сам Краков, а Рожновскую плотину на реке Дунаец в находившемся рядом городе Новый Сонч. Если бы это случилось, Краков был бы затоплен, а наступление Красной армии остановилось … Нам также стало известно, что в расположенном в Новом Сонче старинном Ягеллонском замке немцами был создан большой склад взрывчатки и боеприпасов и что по мере подхода советских войск к Кракову боеприпасов подвозят на этот склад всё больше и больше … Было ясно, что взрывчатка с этого склада будет использована для подрыва плотины и что склад надо взорвать. Но Ягеллонский замок хорошо охранялся. И тут нам очень помогло то, что с нами начал сотрудничать один гауптман, поляк по национальности, он рассказал, что работает в замке. И он согласился пронести мину на склад.
Перед рассветом 18 января 1945 года раздался мощнейший взрыв — на воздух взлетели сотни тонн тротила, было уничтожено и ранено более 400 гитлеровцев и их пособников. Немцы не смогли быстро восстановить запасы взрывчатки, и плотина в Новом Сонче осталась цела».

18 В 1478 году Московское государство окончательно присоединило Новгородскую землю, ликвидировав республику. Укажите:

а) последствия данного события для новгородской знати
б) последствие данного события для внешней политики Московского государства
в) последствие данного события для торговых отношений Руси с Европой

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве политики Екатерины II и Петра I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Разделы территории Речи Посполитой и их передел по итогам Венского конгресса привели к изменению национального состава России, Австрии и Пруссии. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения о том, что эти события обусловили рост национально-освободительных движений и усиление политической нестабильности на бывших польских территориях: один аргумент для России и один – для Пруссии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.