Вариант 22

Вариант 22

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) введение опричнины
Б) подписание Хельсинкских соглашений
В) Соляной бунт
Г) издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка»

 

ГОДЫ

1) 1565
2) 1648
3) 1672
4) 1881
5) 1905
6) 1975

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) открытие Санкт-Петербургской Академии
2) победа Ярослава Мудрого в борьбе за киевский престол
3) убийство Франца Фердинанда в Сараево

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) освоение Дальнего Востока
Б) борьба Москвы и Литвы за западнорусские земли
В) внешняя политика Петра I
Г) коллаборационизм во время Великой Отечественной войны

ФАКТЫ

1) битва под Оршей
2) создание Русской освободительной армии Власова
3) Каспийский поход
4) экспедиция Лазарева и Беллингсгаузена
5) поход Ерофея Хабарова
6) подписание Кардисского мира

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) _______________ (Б) 1480-е
Деулино _______________ (В) 1610-е
_______________ (Г) Заключение под стражу Е. Пугачёва _______________ (Д)
Бухарест Подписание мира с Османской империей _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) 1810-е
2) присоединение города к Московскому государству
3) Рязань
4) заключение мирного договора с Польшей
5) 1730-е
6) 1770-е
7) Симбирск
8) Тверь
9) разгром русско-шведского войска поляками

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) введение патриаршества в Московском царстве
Б) Куликовская битва
В) операция “Искра”
Г) Семилетняя война

УЧАСТНИКИ

1) П.С. Салтыков
2) К.А. Мерецков
3) П.А. Пален
4) Владимир Андреевич Храбрый
5) К.К. Рокоссовский
6) Фёдор I Иванович

6 Прочтите отрывок из документа.

«В конце июля открылась первая сессия Комиссии о сочинении нового Уложения — свода законов. Подобные комиссии существовали и при Петре Великом, и позднее, но работа ни одной из них не сопровождалась таким громким пропагандистским шумом. Старые комиссии тихо собирались, вызывали для совещаний представителей с мест, переписывали, дополняли старые законы, обсуждали новые. Теперь всё было по-другому. Свыше 570 нарядно — подчас весьма экзотично — одетых людей, приехавших со всех необъятных концов страны, представляли собой яркое зрелище: ведь со времён Земских соборов XVII века не собиралась вся “Земля”, Россия. Великолепна была и сама красочная процедура открытия заседаний комиссии в освящённой традицией Грановитой палате, и многословный “Наказ” императрицы депутатам, где часто встречались гордые, высокие и даже крамольные по тем временам политические понятия: “равенство всех граждан”, “вольность”, “под защитой законов”, “права” и т. д. Наконец, работа Комиссии шла в обстановке солидности и серьёзности, говоривших о намерении власти и депутатов преобразовать страну.
И хотя сам “Наказ” был довольно посредственной компиляцией (преимущественно — из “Духа законов” Монтескьё) о принципах желательного устройства государства, хотя пылкие речи депутатов создавали лишь иллюзию парламентской свободы, а итоги их многомесячной работы были ничтожны, тем не менее о Комиссии и её инициаторе заговорила вся страна, а потом и мир».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Ближе к концу своего правления императрица, по инициативе которой была созвана описываемая в тексте комиссия, изменила свои взгляды на более консервативные.
2. События, о которых идёт речь в отрывке, произошли в первой половине XIX века.
3. Время правления императрицы, по инициативе которой была созвана описываемая в тексте комиссия, называют периодом просвещённого абсолютизма.
5. Причиной, по которой деятельность комиссии завершилась столь скоро, явилось начало восстания Пугачёва.
4. Упомянутые в тексте события произошли в период правления Анны Иоанновны.
6. Современником работы комиссии, о которой говорится в тексте, был Г. Г. Орлов.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) картина “Купание красного коня”
Б) “Последний день Помпеи”
В) “Поучение детям”
Г) опера “Хованщина”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор данного произведения – один из составителей Устава Владимира Всеволодовича.
2) Памятник создан в первой четверти XX в.
3 Автор – член творческого сообщества “Могучая кучка”.
4) Автор был современником Смуты.
5) В данном памятнике отражены события Великой Отечественной войны.
6) Творение создано в первой половине XIX в.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название наступательной операции Вооруженных сил СССР, во время которой произошло событие, изображённое на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 3.

10 Укажите правителя России, в период руководства которого состоялись военные кампании, которым посвящена данная карта.

11 Прочитайте отрывок из исторического текста. Укажите название эмирата, дважды пропущенное в тексте.

«Пограничная черта между владениями Его Императорского Величества Императора Всероссийского и Его Высокостепенства Эмират ____________ остается без изменения.
С присоединением ныне к русским владениям всех хивинских земель, лежащих на правом берегу реки Аму-Дарьи, прежняя граница владений ____________ Эмира с Хивинским Ханством, идущая на западе от урочища Хал-Ата, по направлению к тогаю Гугертли, на правом берегу Аму, уничтожается».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. На части территорий, присоединённых в ходе военных компаний, которым посвящена данная карта, был образован Туркестанский округ.
2. Военная компания, которой посвящена данная карта, – самая долгая в истории России.
3. Одной из причин покорения показанных на карте территорий была проблема нападения местных жителей на подданных Российской империи.
4. Активным участником компаний, которые отражены на карте, был Э.И. Тотлебен.
5. Указанные на карте территории после развала Российской империи не вошли в состав Советского Союза.
6. В период Гражданской войны на территориях, покорению которых посвящена данная карта, действовала Добровольческая армия.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из мемуаров современника.

«Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть ее на своем законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем ее флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики.

Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты – уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, – о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы – Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София.

Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы.

Только Афины с их бессмертной славой могут свободно определять свое будущее на выборах с участием британских, американских и французских наблюдателей.

Польское правительство, находящееся под господством русских, поощряется к огромным и несправедливым посягательствам на Германию, что ведет к массовым изгнаниям миллионов немцев в прискорбных и невиданных масштабах.

Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы, намного превосходящей их численность, и всюду стремятся установить тоталитарный контроль».

13 Укажите год, когда была произнесена данная речь (А). Укажите автора речи (Б). Укажите город, в котором была произнесена данная речь (В).

14 Как автор характеризует положение государств, оказавшихся за “железным занавесом”? Укажите три характеристики.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите имя императора, фаворитом которого был изображенный на марке государственный деятель. Напишите название губернии, куда был отправлен в ссылку со своей семьёй этот чиновник.

16 На какой из представленных ниже картин изображено сражение, в котором принимал участие изображённый на марке государственный деятель? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Укажите десятилетие, когда произошло это сражение.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Сведения о том, что крупный надводный корабль противника находится уже в районе внутренних арктических коммуникаций, флот получил только спустя полтора суток после появления его там. Фашистский рейдер оказался тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» … с «Шеера» потребовали данные о ледовой обстановке на пути к району пролива Вилькицкого и у мыса Челюскин, куда как раз в тот момент приближался третий арктический караван … Не отвечая на требование гитлеровцев, капитан Качарава повернул «Сибирякова» к берегу; однако «Шеер» последовал за ним, настиг и вновь потребовал данные о ледовой обстановке … Капитан Качарава приказал открыть орудийный огонь … В единоборство с мощным, вооруженным одиннадцатидюймовыми (280-мм) орудиями, одетым в броню быстроходным фашистским рейдером вступил старый грузовой пароход ледокольного типа, ветеран Арктики, имевший слабое вооружение и малый ход … решение, принятое капитаном Качаравой, было правильное: он надеялся задержать гитлеровцев, насколько удастся дольше, чтобы дать возможность уйти в безопасное место третьему арктическому каравану … «Сибиряков» был потоплен, а его люди погибли, самоотверженно исполнив свой долг, задержав фашистский рейдер на один час десять минут … »

Б)

«19 сентября. Конвой PQ-18 прибыл к месту назначения — на Северодвинский рейд. Из 40 транспортных судов достигли конечного пункта 27. Потеряны: до начала сопровождения нашими кораблями — 12 транспортов, из них 9 были лишь подорваны торпедоносцами и подводными лодками противника, но добиты и уничтожены эскортными кораблями; в операционной зоне Северного флота — один транспорт, также добитый английским эскортным кораблем. Цифры сами говорят за себя … Два с половиной часа боя у Канина Носа окончательно решили судьбу конвоя. Вечерний налет бомбардировщиков, когда караван транспортов уже стоял на Мудьюгском рейде, не помог противнику. 24 «юнкерса» были встречены нашими истребителями и в беспорядке сбросили бомбы в воду. Не пострадало ни одно из транспортных судов. Противник потерял два самолёта».

18 В 1581 году Ермак отправился в поход, положивший начало освоению Сибири русскими казаками и первопроходцами. Укажите три предпосылки для данного события.

а) предпосылку данного события, связанную с частными интересами Строгановых
б) экономическую предпосылку освоения Сибири русскими казаками
в) правовую предпосылку присоединения Сибирского ханства к России

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ГРИВНА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве во внутренней политике Николая I и Александра III по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В конце XI века Европа начинает крестовые походы. Целью этих военных компаний, направленных против мусульман и язычников, официально объявлены распространение христианства и борьба за христианские святыни. Однако, эти походы стали средством экспансии европейских государств и рыцарских орденов. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что крестовые походы повлияли на развитие европейских государств: один аргумент для Руси и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.