Вариант 20

Вариант 20

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) выход России из Семилетней войны
Б) аграрная реформа Столыпина
В) крестьянская реформа Киселёва
Г) начало Смоленской войны

ГОДЫ

1) 1612
2) 1632
3) 1762
4) 1841
5) 1911
6) 1918

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) начало вьетнамской войны
2) месть княгини Ольги за смерть Игоря
3) формирование второго ополчения в Нижнем Новгороде

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика Николая I
Б) внутренняя политика В.И. Ленина
В) разделы Речи Посполитой
Г) борьба русских земель против ордынского владычества

ФАКТЫ

1) убийство князя Андрея Старицкого
2) восстание Костюшко
3) русско-персидская война
4) проведение политики военного коммунизма
5) победа в Галицийской битве
6) Куликовская битва

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Мыс Гренгам _______________ (А) 1720-е
_______________ (Б) Принятие решения о вступлении СССР в войну с Японией 1940-е
_______________ (В) Провал корниловского мятежа _______________ (Г)
Соловецкий монастырь _______________ (Д) _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) Ялта
2) уничтожение российскими моряками османского флота
3) Потсдам
4) 1910-е
5) 1670-е
6) 1920-е
7) разгром шведской эскадры русским флотом
8) Петроград
9) подавление восстания духовенства

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) объединение Киева и Новгорода под единой властью
Б) Хельсинкское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
В) восстание Черниговского полка
Г) Ледовое побоище

УЧАСТНИКИ

1) Вещий Олег
2) Л.И. Брежнев
3) Ярослав Мудрый
4) Александр Невский
5) Н.С. Хрущёв
6) М.П. Бестужев-Рюмин

6 Прочтите отрывок из письма исторического деятеля.

«А мог бы ты и о том вспомнить, как во времена благочестивой жизни твоей все дела у тебя шли хорошо по молитвам святых и по наставлениям Избранной рады, достойнейших советников твоих, и как потом, когда прельстили тебя жестокие и лукавые льстецы, губители и твои и отечества своего, как и что случилось: и какие язвы были Богом посланы — и опустошение всей земли Русской, и, что всего горше и позорнее, — царской души падение, и позорное бегство войск царских! …Вместо избранных и достойных мужей, которые не стыдясь говорили тебе всю правду, окружил ты себя сквернейшими прихлебателями и маньяками, вместо доблестных воевод и полководцев — гнуснейшими и Богу ненавистными Вольскими с товарищами их … Вспомни же дни своей молодости, когда блаженно царствовал! Не губи себя и вместе с собой и дома своего… ибо затворил ты царство Русское, свободное естество человеческое, словно в адовой твердыне, и если кто из твоей земли поехал … ты такого называешь изменником, а если схватят его на границе, то тем или иным способом предаёшь его смерти… Поучись у мудрейших и покори и подчини в себе звериную часть божественному образу и подобию: все ведь издавна тем и спасают душу, что худшее в себе подчиняют лучшему. Вспомни прошедшие дни и возвратись к ним. И если окажешься мудрым, да прочти их в тишине душевной и без гнева!»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В период написания письма его автор находился за границей.
2. Современником создания письма был Б.И. Морозов.
3. В период правления того же правителя, при котором было составлено данное письмо, в России появилось книгопечатание.
4. Автор письма был главой опричнины и одним из приближённых царя.
5. Бегство, о котором пишет автор письма, произошло во время похода на Казань.
6. В исторический период, к которому относится данное письмо, русские казаки и первопроходцы впервые проникли в Сибирь.

7 Установите соответствие между деятелями культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

А) Алевиз Новый
Б) Андрей Рублёв
В) И.Е. Репин
Г) А.Т. Твардовский

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) Картина “Переход Суворова через Альпы”.
2) Картина “Крестный ход в Курской губернии”.
3) Роман “Они сражались за Родину”.
4) Икона “Троица”.
5) Архангельский собор Московского кремля.
6) Поэма “Василий Тёркин”.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название государства, освобождению столицы которого посвящена марка, в тот исторический период, когда произошло это событие.

Рассмотрите карту и выполните задания 9-12.

9 Назовите фамилию сподвижника Петра, командовавшего кавалерией в битве, отмеченной на карте.

10 Назовите город, отмеченный на карте буквой А.

11 Прочтите текст о событиях, и, используя карту, укажите фамилию исторического деятеля, которая пропущена в этом тексте.

«Изменник же _______________ еще за несколько часов прежде короля купно с некоторыми из своих изменнических единомышленников через Днепр перешел. Многие ж из оных сдались и просили у Его Царского Величества милостивого прощения. А куда он, _______________, ушел, того еще не ведомо, однако ж уповаем, что он своего заслуженного наказания не уйдет».

12 Какие суждения, относящиеся к карте, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Цифрами 1, 2 и 4 на карте показано расположение войск неприятеля.
2. При императоре, руководившим этим сражением, состоялся Прутский поход.
3. Союзником России в войне, событиям которой посвящена карта, была Османская империя.
4. Битва, которой посвящена карта, состоялась во второй четверти XVIII века.
5. Война, к которой относится битва, закончилась поражением России.
6. Битве, которой посвящена карта, предшествовала битва при Лесной.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записок современника.

«В день революции новая императрица объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежавший ей, как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей её власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест, кото­рый должен был доказать её неоспоримое право на престол. В нём было сказано, что так как принцесса Анна и её супруг не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в Германию. Их отправили из Петербурга со всеми слугами под конвоем гвардейцев, состоявших под ко­мандой генерала Салтыкова (бывшего обер-полицмей­стером при императрице Анне). Они доехали только до Риги, где их арестовали. Сначала их поместили на несколько месяцев в крепость; затем перевезли в Дюнамюндский форт и, наконец, вместо того, чтобы дозволить им возвратиться в Германию, их привезли об­ратно в Россию. Место их заточения часто менялось, и великая княгиня умерла в родах в марте 1746 г. Тело ее было перевезено в Петербург и предано земле в мо­настыре св. Александра Невского.
Неизвестно, где именно содержатся теперь принц Антон Ульрих и юный император; иные говорят, что отец и сын находятся в одном и том же месте и что молодому принцу дают, по повелению двора, хорошее воспитание; другие утверждают, что царевич _____ разлучен со своим отцом и находится в монастыре, где его воспитывают довольно плохо.
По всему, что я сказал о принцессе Анне, будет не­трудно определить ее характер. Она была чрезвычайно капризна, вспыльчива, не любила трудиться, была нерешительна в мелочах, как и в самых важных де­лах; она очень походила характером на своего отца, герцога Карла Леопольда Мекленбургского, с той толь­ко разницей, что она не была расположена к жестоко­сти. В год своего регентства она правила с большой кротостью. Она любила делать добро, не умея делать его кстати. Ее фаворитка пользовалась ее полным до­верием и распоряжалась ее образом жизни по своему усмотрению. Своих министров и умных людей она вовсе не слушала, наконец, она не имела ни одного качества, необходимого для управления столь большой империей в смутное время. У нее был всегда грустный и унылый вид, что могло быть следствием тех огорче­ний, которые она испытала со стороны герцога Курляндского во время царствования императрицы Анны. Впрочем, она была очень хороша собой, прекрасно сложена и стройна; она свободно говорила на несколь­ких языках.
Что же касается принца, её супруга, то он обладает наилучшим сердцем и прекраснейшим характером в мире, соединенными с редким мужеством и неустрашимостью в военном деле, но он чрезмерно робок и застенчив в государственных делах. Он приехал слиш­ком молодым в Россию, где перенёс тысячу огорчений со стороны герцога Курляндского, который не любил его и часто обращался с ним весьма жёстко. Эта нена­висть герцога происходила потому, что он считал его единственным препятствием к возвышению своего дома, так как, сделавшись герцогом Курляндским, он возымел намерение выдать принцессу Анну за своего старшего сына и возвести этим браком своё потомство на русский престол; но, несмотря на своё влияние на императрицу, он никогда не мог убедить её согласить­ся на это».

13 Укажите герцога Курляндского, о котором упоминается в тексте (А). Укажите год революции, упомянутой в начале отрывка (Б). Назовите пропущенное в тексте имя правителя, официально занимавшего престол до упомянутой в тексте революции(В).

14 Как автор оценивает способности упомянутой в отрывке Анны управлять государством? Приведите две характеристики её правления автором(А). Почему, по мнению автора, взаимоотношения Курляндского герцога и принца были плохими? (Б).

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите название (аббревиатуру) политической партии, принявшей решение о выпуске газеты, юбилею основания которой посвящена марка. Назовите социальный класс, интересы которого в первую очередь представляла эта газета.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений было создано после возникновения организации, которой посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Укажите фамилию руководителя государства в исторический период, которому посвящено это произведение.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«После поражения под Москвой немецко-фашистские главари поняли, что война приняла затяжной характер. Хотя они по-прежнему стремились разгромить Красную Армию и тем самым закончить войну против СССР, но вести наступление одновременно на всех стратегических направлениях, как это было летом 1941 года, уже не могли. В качестве главной задачи … перед немецко-фашистскими войсками ставилось уничтожение наших войск на южном участке фронта и овладение районом Кавказа и Нижней Волги … Я уже говорил, что к началу операции немецко-фашистскому командованию удалось улучшить исходное положение своих войск и сосредоточить на южном крыле советско-германского фронта крупные силы. В конце июня вражеские войска перешли в наступление, прорвали нашу оборону и устремились на юго-восток. Наши войска вынуждены были отходить под ударами превосходящих сил врага, обладавших большей подвижностью, к тому же на стороне противника было и господство в воздухе».

Б)

«После неудачи под Харьковом наши войска перешли к обороне. 28 июня гитлеровские войска группы генерал-полковника Вейхса перешли в наступление из районов восточнее Курска. Фашистское командование рассчитывало этим наступлением и ударами из Волчанска на Воронеж окружить и уничтожить войска Брянского фронта, прикрывавшие воронежское направление, а затем поворотом на юг, с дополнительным ударом из района Славянска, уничтожить войска Юго-Западного и Южного фронтов и открыть себе дорогу к Волге и на Северный Кавказ … Ошибка, как уже говорилось, состояла в том, что мы предполагали главный удар фашистов не на юге, а на центральном участке советско-германского фронта. Поэтому Ставка всемерно, в ущерб югу, укрепляла именно центральный участок, особенно его фланговые направления. Наиболее вероятным, опасным для Москвы мы считали орловско-тульское направление, но не исключали и курско-воронежского, с последующим развитием наступления врага в глубокий обход Москвы с юго-востока».

18 25 февраля 1956 года на XX съезде КПСС Никита Сергеевич Хрущёв зачитал доклад, посвящённый культу личности Сталина. Укажите:

а) последствие данного события, связанное с внешней политикой СССР
б) последствие данного события, связанное с культурой СССР
в) последствие данного события, связанное с внутренней политикой

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ОТКУП». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях между Первой революцией 1905-1907 годов и Февральской революцией 1917 года по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В течение XIX века ведущие державы активно расширяли свои территории, в многолетних кровопролитных войнах завоёвывая страны за пределами «европейской цивилизации». Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение этого утверждения: один аргумент для России и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.