Вариант 2

Вариант 2

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Тегеранская конференция
Б) битва при Лесной
В) разгром турецкой эскадры у мыса Синоп
Г) Крещение Руси

 

ГОДЫ

1) 988
2) 1708
3) 1853
4) 1877
5) 1943
6) 1945

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) Воцарение династии Романовых
2) Битва на Косовом поле
3) «Хованщина» в Москве

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Великие реформы Александра II
Б) борьба сыновей Святослава Игоревича за власть
В) Холодная война
Г) эпоха дворцовых переворотов

ФАКТЫ

1) гибель Олега
2) Куликовская битва
3) отмена крепостного права
4) арест Бирона
5) демобилизация армии
6) создание СЭВ

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Провозглашение России империей _______________ (Б)
Москва _______________ (В) 1550-е
_______________ (Г) Победа войск Батыя над дружинами русских князей _______________ (Д)
Нерчинск _______________ (Е) 1680-е

Пропущенные элементы:

1) Ништадт
2) 1700-е
3) река Сить
4) Стоглавый собор
5) подписание первого русско-китайского договора
6) 1720-е
7) разорение города Едигеем
8) река Угра
9) 1230-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Зимняя война с Финляндией
Б) управление Россией в качестве регента императора
В) присоединение к России Казанского ханства
Г) битва под Аустерлицем

УЧАСТНИКИ

1) А.М. Курбский
2) Э.И. Бирон
3) М.Н. Тухачевский
4) Дмитрий Шемяка
5) П.И. Багратион
6) К.Е. Ворошилов

6 Прочтите отрывок из документа.

«Из деклараций, в свое время изданных, известны праведные уважения подвигнувшие Нас к разрыву с Швецией и к введению войск Наших в шведскую Финляндию. Безопасность отечества Нашего взыскивала от Нас сея меры.

Явная преклонность короля шведского к державе, Нам неприязненной, новый союз его с нею и наконец насильственный и неимоверный поступок, с посланником Нашим в Стокгольме учиненный, происшествие столько же оскорбительное Империи Нашей, как и противное всем правам в просвещенных странах свято наблюдаемым, превратили меру воинской предосторожности в необходимый разрыв и соделали войну неизбежной.

Всевышний присоединил помощью Своею праведною Наше дело. Войска Наши с мужеством им обычным, борясь с препятствиями и превозмогая все трудности им предстоявшие, пролагая себе путь чрез места, кои по настоящее время считались непроходимыми, повсюду встречая неприятеля и храбро поражая его, овладели и заняли всю почти Шведскую Финляндию.

Страну, сию оружием Нашим таким образом покоренную, Мы присоединяем отныне навсегда к Российской империи, и вследствие того повелели Мы принять от обывателей ее присягу на верное престолу Нашему подданство.

Возвещая о сем присоединении верным Нашим подданным, удостоверены Мы, что разделяя Наши чувства признательности и благодарения к престолу Всемогущего, прольют они теплые их молитвы, да вседействующая Его сила предъидет храброму воинству Нашему в дальнейших его подвигах, да благословить и увенчает оружие Наше успехами, и отстранит от пределов отечества Нашего бедствия, коими враги потрясти его искали.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В отрывке упомянута территория, которой была дарована Конституция тем же правителем, при котором издан данный манифест.
2. Описанные в отрывке события произошли после присоединения России к Континентальной блокаде Великобритании.
3. Война, в результате которой был издан манифест, относится к периоду правления Петра Великого.
4. Одним из современников издания данного манифеста был М. М. Сперанский.
5. В период правления того же императора, при котором был издан данный манифест, произошла кодификация законов Российской империи.
6. В 1830-1831 годах на территории, о присоединении которой идёт речь в манифесте, произошло мощное восстание.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) опера “Князь Игорь”
Б) “Слово о полку Игореве”
В) фильм “Летят журавли”
Г) “Задонщина”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор был членом художественного объединения “Мир искусства”.
2) Сюжет относится к российской истории XIV в.
3) Произведение создано в эпоху “оттепели”
4) Описываемые события произошли в XII в.
5) В основу сюжета произведения положены события Гражданской войны.
6) Автор входил в творческое содружество “Могучая кучка”.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год события, которому посвящена медаль. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите год завершения войны, которая отражена на данной карте.

10 Укажите название города, обозначенного на карте цифрой 1, которое он носил на момент развития отражённых на карте событий.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите имя человека, которое пропущено в этом тексте.

«”_______________ принял решение стать во главе армии. Это было единственным выходом из создавшейся критической обстановки. Каждый час грозил гибелью. Верховный Главнокомандующий и его сотрудники не справлялись больше с положением — их надлежало срочно заменить.».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство, обозначенное на карте цифрой III, в ходе войны выступило на стороне Антанты.
2. Обозначенное на карте цифрой II государство вступило в войну на стороне Центральных держав.
3. В ходе войны, которая показана на карте, произошёл Брусиловский прорыв.
4. На карте цифрой 2 обозначен город, в котором состоялось подписание договора, завершившее войну, которая изображена на карте.
5. В ходе войны, которая показана на карте, произошла операция «Сатурн».
6. Российская империя участвовала в войне, изображённой на карте, до её окончания.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из мемуаров современника.

«Когда кубинские контрреволюционеры организовали нападение на Кубу и высадили там десант, здравомыслящему человеку было ясно, что это сделано с благословения США …

Хотя контрреволюционеры потерпели поражение при высадке своего десанта на Кубе, надо было оставаться совершенно нереалистичным человеком, чтобы считать, что на этом все кончилось …Тем более что от нас до Кубы 11 тысяч километров, а США от Кубы отстоят в нескольких десятках миль. А если принять во внимание мощную американскую базу на Кубе, то можно сказать, что США уже находятся на Кубе …

Сложилась тяжелая ситуация. США всегда рассматривали Кубу как свой штат, только юридически не оформленный таковым. Кубинский диктатор Батиста был подставным лицом и выполнял волю США: он сам грабил свой народ и давал возможность грабить его империалистам США. США были убеждены в незыблемости своей власти на Кубе. Они считали, что правительства могут там меняться, но реальная власть, власть американских монополий, всегда сохранится…

Надо было что-то придумать. Что? Очень сложно найти вот это что-то, что можно было противопоставить США. Естественно, сразу напрашивалось такое решение: США окружили Советский Союз своими базами, расположили вокруг нас ракеты. Мы знали, что ракетные войска США стоят в Турции и Италии, а про Западную Германию и говорить нечего! Мы допускали, что, возможно, есть они и в других странах. Они нас окружили военно-воздушными базами, и их самолеты находятся на расстоянии радиуса действия от наших жизненных промышленных и государственных центров. А самолеты эти вооружены атомными бомбами. Нельзя ли противопоставить им то же самое? Однако все это не так просто! Я как Председатель Совета Министров СССР и Первый секретарь ЦК партии должен был так решить вопрос, чтобы не вползти в войну … Нам надо так сделать, чтобы сохранить свою страну, не допустить войны, но и не допустить, чтобы Куба была разгромлена войсками США. Нужно добиться, чтобы сохранилось то положение, которое существует сейчас, и способствовать дальнейшему его развитию в сторону укрепления и развития социалистического строительства на Кубе. Нужно сделать Кубу факелом, притягательным магнитом для всех обездоленных народов латиноамериканских стран, которые ведут борьбу против эксплуатации их американскими монополиями».

13 Напишите название конфликта между СССР и США, началу которого предшествовали события, изложенные в отрывке (А). Укажите год возникновения этого конфликта (Б). Назовите руководителя СССР в описываемый период (В).

14 Каким, по мнению автора отрывка, было отношение США к Кубе? Приведите не менее трёх утверждений (А). Как автор воспоминаний решил воспрепятствовать ожидаемой агрессии американских войск против Кубы? (Б). Какие задачи должны были быть решены при военной поддержке кубинской стороны? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите, какую должность на пике своей карьеры занимал чиновник, изображённый на марке. Назовите его преемника на этом посту.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений было написано в той же половине века, когда родился политический деятель, которому посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Событиям какой войны посвящено данное произведение?

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«По первоначальному проекту разграничительной линии между Первым Белорусским и Первым Украинским фронтами – Берлин должен был брать Первый Белорусский фронт. Однако по этой же разграничительной линии наше правое крыло, на котором сосредоточивалась наша главная ударная группировка, проходило в непосредственной близости от Берлина, южнее его, и кто мог сказать заранее, как будет развертываться операция, с какими неожиданностями мы столкнемся на разных направлениях и какие новые решения или коррективы к прежним решениям придется принимать по ходу дела. Во всяком случае, я уже тогда в своих мыслях допускал возможность, что при успешном продвижении войск правого крыла нашего фронта мы можем оказаться в выгодном положении для маневра и удара по Берлину с юга.
Был ли в этом обрыве разграничительной линии на Люббене со стороны Сталина как главнокомандующего адресованный обоим фронтам негласный призыв к соревнованию? Допускаю такую возможность. Во всяком случае, не исключаю ее. Это тем более можно допустить, если мысленно вернуться на двадцать лет назад и Это тем более можно допустить, если мысленно вернуться на двадцать лет назад и представить себе, чем тогда был для нас Берлин и какое страстное желание испытывали все, от солдата до генерала, увидеть этот фашистский Берлин своими глазами, овладеть им силой своего оружия».

Б)

«Как участник Берлинской операции должен сказать, что это была одна из труднейших операций Второй мировой войны. Группировка противника общим количеством около миллиона человек, оборонявшаяся на берлинском стратегическом направлении, дралась ожесточенно. Особенно на Зееловских высотах, на окраинах города и в самом Берлине. Советские войска в этой завершающей операции понесли большие потери – около трехсот тысяч убитых и раненых.
Из разговоров с Эйзенхауэром, Монтгомери, офицерами и генералами союзных войск мне тогда было известно, что после форсирования Рейна союзные войска серьезных боев с немцами не вели. Немецкие части быстро отходили и без особого сопротивления сдавались в плен американцам и англичанам. Эти данные подтверждаются крайне ничтожными потерями союзных войск в завершающих операциях».

18 В конце XVIII века прошла череда русско-турецких войн. Укажите:

а) территориальное последствие этих событий для России.
б) экономическое последствие этих событий для России.
в) последствие этих событий для России, связанное с внешней политикой.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПРОДРАЗВЁРСТКА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различии в положении России на Балканах в XIX и XX веках по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 После смерти Мстислава Великого Русь окончательно раскололась на отдельные государства. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение утверждения о том, что распад Древнерусского государства привёл к неспособности отдельных русских княжеств XIII-XV веках сохранить самостоятельность перед лицом внешних угроз: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.