Вариант 19

Вариант 19

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) убийство Бориса и Глеба
Б) первое летописное упоминание о Москве
В) Ништадтский мир
Г) стрелецкий бунт

ГОДЫ

1) 1015
2) 1147
3) 1215
4) 1682
5) 1721
6) 1725

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) захват Киева Юрием Долгоруким
2) начало операции «Оверлорд»
3) сражение за Шипку

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) экономическая политика Российского государства в XVII веке
Б) Внешняя политика Павла I
В) Борьба Временного правительства и Советов
Г) Отечественная война 1812 года

ФАКТЫ

1) отмена белых слобод
2) написание апрельских тезисов
3) битва под Малоярославцем
4) издание “Манифеста о свободе предпринимательства”
5) битва под Прейсиш-Эйлау
6) подготовка похода казачьего корпуса в Индию

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
_______________ (А) Ликвидация вечевого строя _______________ (Б)
Берлин _______________ (В) 1870-е
Москва _______________ (Г) _______________ (Д)
_______________ (Е) Отказ СССР от выплаты долгов Российской империи 1920-е
Пропущенные элементы:

1) Генуя
2) 1470-е
3) Тверь
4) разграбление города ордынским ханом
5) Тегеран
6) 1570-е
7) пересмотр результатов Сан-Стефанского мирного договора
8) Новгород
9) 1380-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) междоусобная война XV века
Б) Берлинская операция
В) Кровавое воскресенье
Г) издание Стоглава

УЧАСТНИКИ

1) П.Д. Святополк-Мирский
2) И.Х. Баграмян
3) Иван IV
4) Иван III
5) Дмитрий Шемяка
6) И.С. Конев

6 Прочтите отрывок из документа.

«Про вора, что называется царевичем Дмитрием Ивановичем, гетману промышлять с нами, боярами, как бы того вора поймать или убить; а как вор пойман или убит будет, и гетману со всем королевским войском от Москвы отойти. А только вор Москве похочет какое воровство или насильство чинить, и гетману против того вора стоять и биться с ним. И во всём королевичу Владиславу Жигимонтовичу делать по нашему прошенью, и по договору послов с великим государем Жигимонтом королём, и по сей утверждённой записи. А о крещении, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловать креститься в нашу православную христианскую веру и быть в нашей в православной христианской греческой вере».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Современником издания документа был патриарх Гермоген.
2. К периоду составления документа относится правление так называемой “Семибоярщины”.
3. Королевич, упоминаемый в отрывке из документа, принял все условия, упомянутые в документе.
4. Отрывок взят из документа, завершившего Смоленскую войну.
5. Документ, из которого взят отрывок, был издан в период так называемого “двоецарствия”.
6. Созданию документа предшествовала битва при Клушине.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) “Повесть временных лет”
Б) Новодевичий монастырь
В) “Медный всадник”
Г) скульптура “Рабочий и колхозница”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор – П.К. Клодт.
2) Данный памятник культуры создан в XII в.
3) Данный памятник культуры посвящён борьбе Руси с монголами в период Батыева нашествия.
4) Данный памятник культуры находится в Санкт-Петербурге.
5) Данный памятник культуры создан в честь присоединения к России Смоленска.
6) Автор – В.И. Мухина.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название месяца начала события, которому посвящена марка.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Назовите имя монарха, при котором Россия вступила в войну, которой посвящена карта. Ответ запишите словом.

10 Назовите город, отмеченный на карте буквой В.

11 Прочтите текст о событиях, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

«Генерал В.В. Фермор, назначенный новым главнокомандующим, уже в январе 1758 года беспрепятственно занял _______________ и к лету двинулся в Бранденбург – основную территорию Прусского королевства, чтобы соединиться с австрийцами для совместных действий против Фридриха II в Силезии. Фридрих решил не допустить этого. В свойственной ему решительной манере он двинулся из Силезии в Бранденбург и, переправившись через Одер, обошел русскую армию с тыла. Тем самым он отрезал ей пути к отступлению и не дал соединиться с корпусом Румянцева, который безуспешно поджидал пруссаков на другой переправе через Одер. Обходный маневр Фридриха был обнаружен, Фермор развернул армию и принял бой.»

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Все государства, отмеченные на карте, были противниками России в ходе войны, которой посвящена карта.
2.      Правителем Пруссии в исторический период, которому посвящена карта, был Фридрих Великий.
3.      Город, обозначенный буквой А – Гросс-Егерсдорф.
4.      Все завоевания России в войне, которой посвящена карта, были возвращены после смены монарха.
5.      Буквой Б на карте отмечен населённый пункт, возле которого в 1813 году состоялась Битва народов.
6.      Одним из наиболее значимых генералов войны, которой посвящена карта, являлся граф Шереметев.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«Наша партия опирается на два класса и поэтому возможна ее неустойчивость и неизбежно ее падение, если бы между этими двумя классами не могло состояться соглашения. На этот случай принимать те или иные меры, вообще рассуждать об устойчивости нашего ЦК бесполезно. Никакие меры в этом случае не окажутся способными предупредить раскол. Но я надеюсь, что это слишком отдаленное будущее и слишком невероятное событие, чтобы о нем говорить.

Я имею в виду устойчивость, как гарантию от раскола на ближайшее время, и намерен разобрать здесь ряд соображений чисто личного свойства.

Я думаю, что основным в вопросе устойчивости с этой точки зрения являются такие члены ЦК, как Сталин и Троцкий. Отношения между ними, по-моему, составляют большую половину опасности того раскола, который мог бы быть избегнут и избежанию которого, по моему мнению, должно служить, между прочим, увеличение числа членов ЦК до 50, до 100 человек.

Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС, отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела.

Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то раскол может наступить неожиданно.

Я не буду дальше характеризовать других членов ЦК по их личным качествам. Напомню лишь, что октябрьский эпизод Зиновьева и Каменева , конечно, не являлся случайностью, но что он также мало может быть ставим им в вину лично, как небольшевизм Троцкому.

Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение.»

13 Укажите год, когда был зачитан документ (А). Назовите автора документа (Б). Назовите государственный пост, который занимал автор (В).

14 В чём автор видит основную возможную причину раскола внутри партии в ближайшее время? (А). Какие меры предлагает автор для предотвращения возможного раскола партии? Приведите две меры (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Расшифруйте аббревиатуру названия организации, юбилею которой посвящена марка. Назовите европейское интеграционное объединение, альтернативой которому явилась данная организация социалистических стран.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений было создано после возникновения организации, которой посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Укажите фамилию руководителя государства в исторический период, которому посвящено это произведение.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Конвой P.Q. 18 в составе 40 пароходов вышел. Так как мы не можем посылать наши тяжёлые корабли в сферу действия авиации противника, базирующейся на побережье, мы выделяем мощные ударные силы из эсминцев, которые будут использованы против надводных кораблей противника, если они атакуют нас к востоку от острова Медвежий. Мы также включаем в сопровождение конвоя для защиты его от нападения с воздуха только что построенный вспомогательный авианосец. Далее мы ставим сильную завесу из подводных лодок между конвоем и германскими базами. Однако риск нападения германских надводных кораблей по-прежнему остается серьёзным. Эту опасность можно эффективно отразить лишь путем выделения для действий в Баренцевом море ударной авиации такой силы, чтобы немцы рисковали своими тяжёлыми кораблями не менее, чем мы рискуем нашими в этом районе. Для разведывательных целей мы выделяем 8 летающих лодок “Каталина” и 3 разведывательных аэрофотосъемочных подразделения “Спитфайеров”, которые будут оперировать из Северной России. С целью увеличения масштаба воздушного нападения мы отправили 32 самолета-торпедоносца … Указанные самолёты совместно с предоставляемыми Вами, как нам известно, 19 бомбардировщиками и самолетами-торпедоносцами, 42 истребителями короткого радиуса действия и 43 истребителями дальнего радиуса действия, я еще раз повторяю, будут недостаточны для того, чтобы оказать окончательное сдерживающее воздействие на противника. В чем мы нуждаемся — это в большом количестве бомбардировщиков дальнего действия. Мы полностью понимаем, что громадное давление, которое Вы испытываете на главном фронте борьбы, затрудняет предоставление большого количества русских армейских бомбардировщиков дальнего действия. Но мы должны подчеркнуть большое значение этого конвоя, в котором принимают участие 77 военных судов, которым во время операций придется использовать 15 тысяч тонн горючего. Если Вы можете временно перебросить дополнительное количество бомбардировщиков дальнего действия на Север, то прошу это сделать. Это крайне необходимо в наших общих интересах».

Б)

«Я полагаю, что, может быть, Вы желали бы знать вес бомб, сброшенных Королевскими Воздушными Силами на Германию с 1 июля с. г. Общее количество с 1 июля по 6 сентября составляет 11 500 тонн. Тоннаж, сброшенный на более важные цели, составлял: Дуйсбург — 2500 тонн, Дюссельдорф — 1250 тонн, Саарбркжкен— 1150 тонн, Бремен и Гамбург — по 1000 тонн на каждый, Оснабрюк — 700 тонн, Кассель, Вильгельмсгафен, Майнц и Франкфурт — всего около 500 тонн; Нюрнберг получил 300 тонн и многие другие объекты — меньший тоннаж. В числе сброшенных бомб было 6 бомб весом по 8 тысяч фунтов и 1400 бомб весом по 4 тысячи фунтов. Мы обнаружили, что при применении в этих бомбах мгновенно действующего взрывателя они взрываются весьма эффективно, так что парашюты не требуются».

18 В 1113 году в обход привычной для Руси лествичной системы наследования (передачи) власти на киевский престол был возведён Владимир Мономах. Укажите три причины данного события.

а) причину данного события, связанную с личными качествами Мономаха
б) социально-политическую причину данного события
в) правовое последствие данного события

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПОЖИЛОЕ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в устройстве армии Московского государства во времена правления Ивана III и в период правления Ивана Грозного по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Крымская война 1853-1856 годов стала одним из крупнейших военных конфликтов XIX века. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение мнения, что результаты войны привели к серьёзным изменениям в экономическом положении стран-участников этой войны: один аргумент для России и один – для Турции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.