Вариант 18

Вариант 18

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) введение подушной подати
Б) приглашение королевича Владислава на правление
В) набег хана Девлет-Гирея на Москву
Г) битва на реке Альте

ГОДЫ

1) 1068
2) 1571
3) 1610
4) 1649
5) 1724
6) 1762

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) разгром «Великой армады» Нельсоном
2) поход Олега на Византию
3) разгром турецкой эскадры адмиралом Нахимовым у мыса Синоп

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) борьба Москвы и Литвы за русские земли
Б) борьба за выход к Балтике
В) формирование правовой системы Русского государства
Г) участие России в наполеоновских войнах

ФАКТЫ

1) создание Русской правды
2) подписание Белградского мира
3) походы Ольгерда на Москву
4) принятие Соборного уложения
5) поражение под Аустерлицем
6) победа в Северной войне

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Орша Разгром московского войска _______________ (А)
_______________ (Б) Произнесение У. Черчиллем речи, положившей начало Холодной войне _______________ (В)
Цусимский пролив _______________ (Г) 1900-е
_______________ (Д) _______________ (Е) 900-е
Пропущенные элементы:

1) 1940-е
2) сожжение русских кораблей греческим огнём
3) 1570-е
4) осада города Олегом Вещим
5) сокрушительное поражение русской эскадры
6) Константинополь
7) 1520-е
8) Фултон
9) Нюрнберг

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) развенчание культа личности Сталина
Б) крестовый поход против половцев
В) свержение Лжедмитрия I
Г) Кавказская война

УЧАСТНИКИ

1) Н.С. Хрущёв
2) П.И. Багратион
3) А.П. Ермолов
4) В.И. Шуйский
5) Владимир Мономах
6) Л.П. Берия

6 Прочтите отрывок из документа.

«Перед переправою за Дунай Скобелев-отец лишен был командования дивизиею, так что сын остался решительно ни при чем, между небом и землею. Во время переправы он, на свой страх, пристроился к генералу Драгомирову как ординарец и тут буквально поразил всех своим хладнокровием и бесстрашием; гуляя в огне как на бульваре, разнося приказания, присматривая за ходом битвы, ободряя молодых офицеров и солдат, он вел себя поистине блистательно, как вполне опытный боевой офицер, и это – по отзыву самого генерала Драгомирова, репутация которого у нас была и есть очень высока. Умный, правдивый генерал этот сознавался, что успехом переправы много был обязан Михаилу Дмитриевичу, ободрившему его в то время, когда он начинал уже сомневаться в успехе. Какой же нагоняй был потом Скобелеву от высшего начальства за то, что он суется туда, «куда его не спрашивают».

В первые же дни своего пребывания в Систово я посетил тот уголок дунайского берега, где переправлялись на лодках под градом ядер и гранат русские войска с Драгомировым и Скобелевым во главе. Всё Систово, ещё бывшее под обаянием великого события, которое принесло ему свободу, рассказывало чудеса о геройской неустрашимости и самопожертвовании русских воинов на волнах Дуная и на берегах его…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Одним из союзников России в войне, о которой идёт речь, была Румыния.
2. В ходе военной кампании, о которой идёт речь в отрывке, состоялась оборона Шипкинского перевала.
3. Одним из активных участников войны, о которой идёт речь в отрывке был П. С. Нахимов
4. В период военных действий, описанных в отрывке, Россия не могла иметь военный флот на Чёрном море.
5. Одним из противников России в войне, о которой идёт речь, была Франция.
6. Современником описанных в отрывке событий был Отто фон Бисмарк.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Донская богоматерь
Б) “Путешествие из Петербурга в Москву”
В) “Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах”
Г) стихотворение “Жди меня”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Произведение создано в честь победы на Куликовом поле.
2) Произведение посвящено борьбе Руси с половцами.
3) Произведение создано в годы Великой Отечественной войны.
4) Автор – Авраамий Палицын.
5) Автор – А.Т. Твардовский.
6) Автор произведения описывает события и явления XVIII в.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Монета посвящена офицерам, к задачам которых относилось политическое воспитание личного состава подразделений РККА. Напишите название этой воинской должности.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Назовите название города, обозначенного на карте цифрой 5, который татаро-монгольские захватчики прозвали «злым».

10 Назовите имя главнокомандующего монгольских войск в битве, обозначенной на карте специальным символом.

11 Прочтите текст о событиях, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте, обозначенное на схеме цифрой 3.

“Один из Князей _______________, Ингорь, по сказанию новейших Летописцев, находился тогда в Чернигове с Боярином Евпатием Коловратом. Сей Боярин, сведав о нашествии иноплеменников, спешил в свою отчизну; но Батый уже выступил из ее пределов. Пылая ревностию отмстить врагам, Евпатий с 1700 воинов устремился вслед за ними, настиг и быстрым ударом смял их полки задние. Изумленные Татары думали, что мертвецы _______________ восстали, и Батый спросил у пяти взятых его войском пленников, кто они? Слуги Князя _______________, полку Евпатиева, ответствовали сии люди: нам велено с честию проводить тебя, как Государя знаменитого, и как Россияне обыкновенно провождают от себя иноплеменников: стрелами и копьями”.

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Город, обозначенный цифрой 5, был основан Юрием Долгоруким.
2.      Современником событий, изображённых на карте, был Всеволод Большое Гнездо.
3.      Город, обозначенный на карте цифрой 1, некогда был столицей Древнерусского государства.
4.      Специальным символом на карте обозначено место битвы на реке Сити.
5.      События, которым посвящена карта, произошли в первой половине XIII века.
6.      На момент начала событий, показанных на карте, Русь была единым государством.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«Эта государыня была любима и обожаема всей нацией, благодаря своей врожденной душевной доброте, которая проявлялась всякий раз, когда она могла принять участие в лицах, попавших в опалу и заслуживших немилость императора, к которому она питала любовь и безграничную привязанность, не расставаясь с ним ни в путешествиях, ни в самых суровых походах, ни даже в сражениях и битвах, как, например, в Персии и на Пруте. Она была поистине посредницей между государем и его подданными.
Причины, по которым сенаторы, министры и генералы предпочли ей молодого великого князя Петра Алексеевича, внука Петра Великого, могли быть следующими:
1. Эти сановники хотели управлять государством во время малолетства Петра II;
2. В последние дни жизни Петра Великого было замечено некоторое охлаждение государя к императрице по тайным причинам;
3. Министры предвидели, что императрица оставит управление государством князю Меншикову, ввиду влияния, какое он имел на нее.
Императрица, прежде чем государь почувствовал к ней привязанность, содержалась несколько лет в доме князя Меншикова; таким образом, движимая признательностью за его благодеяния и, в особенности, за блестящую услугу, которую он оказал ей, возведя на престол, она предоставила ему полную власть, так что Сенат и коллегия действовали лишь в соответствии с волей этого князя.
Герцог Голштинский, вскоре после смерти Петра Великого женившийся на великой княжне Анне Петровне, мог бы уравновесить влияние князя Меншикова, тем более что императрица нежно любила герцогиню Анну, свою старшую дочь, но насколько князь Меншиков был бдителен и настойчив, настолько герцог был высокомерен и медлителен: Меншиков являлся к императрице рано утром, и тогда герцогу и герцогине доступ к ней был запрещен.
Князь Меншиков был одним из богатейших частных лиц в Европе; у него насчитывалось до ста тысяч душ подданных в России, кроме того, он имел значительные земли в Ингрии, Ливонии и Польше; прусский король пожаловал ему округ Рюген, а император Карл VI – княжество Козельское в Силезии.
Его единственный сын, в настоящее время премьер-майор гвардейского Преображенского полка, еще будучи в школе, был произведен в камергеры императрицы и пожалован орденом Св. Екатерины и прусского Черного Орла; таким образом, все было сделано для упрочения положения молодого князя, и его заранее видели будущим обер-камергером императрицы и во главе гвардии, как только он достигнет совершеннолетия.
Князь, его отец, думал об устройстве судьбы княжон, двух своих дочерей, старшая из которых была предназначена в супруги молодому графу Сапеге, которого князь Меншиков пригласил приехать из Польши, чтобы тот осел в России; этот молодой вельможа был тотчас сделан камергером императрицы, а его отец – генерал-фельдмаршалом русской армии.
Этот план был вскоре изменен, и молодой граф Сапега, с соизволения императрицы, женился на ее племяннице графине Софье Карловне Скавронской, а старшая дочь князя Меншикова была предназначена великому князю, законному наследнику российского престола.
Именно это стало явной причиной необыкновенного возвышения и падения князя Меншикова; проект женить великого князя на княжне Меншиковой и сделать ее русской императрицей был одобрен государыней, а затем подтвержден ее завещанием, составленным графом Бассевичем, министром герцога Голштинского, и подписанным великой княжной Елизаветой от имени императрицы. В силу этого завещания герцог Голштинский должен был получить два миллиона рублей в приданое за княжной Анной Петровной, и такая же сумма назначалась за княжной Елизаветой, обрученной с братом герцога Голштинского, епископом Любекским, который умер здесь, в Петербурге, от оспы до вступления в брак. По этому же завещанию герцог и герцогиня Голштинские и княжна Елизавета назначались первыми членами регентства на время малолетства императора, а князь Меншиков, министры и сенаторы – вторыми членами…
…Управление империей в то время было не что иное, как деспотический произвол князя Меншикова.
Но скоро он стал злоупотреблять своей властью и, среди прочего, убедил императрицу подписать приговор Девьеру – генерал-полицеймейстеру, заслуженному офицеру, бывшему в большой милости у Петра Великого и даже у самой императрицы, доверивших ему обязанности воспитателя обеих великих княжон Анны и Елизаветы Петровны. Девьер был женат на сестре Меншикова, который, однако, посадил его в крепость, безжалостно обращался с ним и отправил его в ссылку. Меншиков надменно обращался со всеми сановниками империи и только и думал о том, как удалить герцога и герцогиню Голштинских. Он воспротивился завершению строительства Ладожского канала и другого, в устье Невы, который Петр Великий велел мне построить. В лице казацкого полковника Апостола он восстановил должность украинского гетмана и вообще действовал только в своих личных интересах.».

13 Назовите упомянутую в отрывке императрицу (А). Укажите год, когда она взошла на престол (Б). Укажите правителя, при котором была окончательно упразднена должность украинского гетмана, упомянутая в отрывке (В).

14 Укажите причины, по которым вельможи предпочитали кандидатуру Петра императрице, перечисленные автором (А). Что автор называет главной причиной возвышения и падения Меншикова? (Б). Как он характеризует управление империей в это время? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите фамилию предшественника руководителя СССР, изображённого на листе календаря. Укажите год смерти предшественника этого руководителя.

16 Какой из представленных ниже памятных монументов имеет непосредственное отношение к событиям, произошедшим в период руководства страной политического деятеля, изображённого в календаре? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот монумент. Укажите название города, где этот монумент установлен.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«19-я армия оказалась на высоте. Совершив по трудной местности почти 100-километровый марш, она в ночь на 12 сентября внезапно для противника, далеко обойдя его позиции, перерезала коммуникации. Одновременным прорывом на северном участке и обходом на Южном вспомогательном направлении армия поставила немцев перед угрозой разгрома. Опасаясь полного окружения, фашисты стали спешно покидать позиции. Бросая военное имущество и снаряжение, они устремились в сторону Северной Финляндии … Я ожидал приказа о боях на уничтожение окруженного врага. Но ночью мне принесли телеграмму, в которой говорилось: ни в коем случае не ввязываться в тяжелые бои с отходящими частями противника и не изнурять наши войска глубокими обходами; уничтожение фашистов вести в основном огневыми средствами, расставленными вдоль дороги, по которой те отходили … Я позвонил в Ставку и попросил разъяснить, чем вызван отказ от наступательных действий на окружение 36-го немецкого армейского корпуса. Мне ответили приблизительно так: самое главное сейчас — сохранить силы для решения первоочередной задачи в Заполярье: освободить Печенгскую область. Крайний Север имеет для Германии огромное значение. Там находятся разработки никеля и расположены важные военно-морские и авиационные базы, где сосредоточены подводные лодки и самолеты для действий на наших морских сообщениях … «Но разве я не смогу использовать имеющиеся резервы?» — спросил я. «Нет, — ответили мне, — Ставка вам ничего не даст. Наоборот, не исключена возможность, что в ближайшее время мы заберем у вас часть сил для переброски на Западное направление …»

Б)

«Оставляя арьергарды на заранее подготовленных промежуточных позициях, противник старался замедлить темп продвижения наших войск, с тем чтобы оторваться от них и выиграть время для занятия обороны на двух новых рубежах — в Северной Норвегии и в районе Никеля. Таким образом, перед нами встала двоякого рода задача: завершить разгром фашистской армии в районе Никеля, лишив немцев важнейшего промышленного района; нанести удар по базам фашистского флота в Северной Норвегии и помочь ее жителям освободиться от оккупационного гнета. Это значило, что Красной Армии необходимо было перейти норвежскую границу».

18 7 января в Петрограде произошёл массовый расстрел демонстрантов во время хода, возглавляемого попом Гапоном. Укажите:

а) предпосылку произошедшей трагедии, связанную с внутренней политикой государства
б) внешнеполитическую предпосылку произошедшей трагедии
в) последствие произошедшего события, связанное с государственным устройством Российской империи

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ВОЕННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве политики Фёдора Ивановича и Ивана Грозного по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Ускоренная индустриализация, проводимая социалистическими странами в XX веке, состоялась при участии западных производственных компаний. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение данного утверждения: один аргумент для СССР и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.