Вариант 17

Вариант 17

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) запуск первого человека в космос
Б) создание Священного союза
В) поездка Хрущёва в США
Г) подписание Туркманчайского мира

 

ГОДЫ

1) 1751
2) 1812
3) 1815
4) 1828
5) 1959
6) 1961

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) война за независимость США
2) разгон Учредительного собрания
3) подавление восстания Разина

 

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) формирование территории Древнерусского государства
Б) интервенция Польши в Московское царство
В) борьба с Турцией за выход к Чёрному морю
Г) борьба за власть в СССР

ФАКТЫ

1)присоединение Левобережной Украины
2) осада Смоленска
3) покорение Древлян князем Олегом
4) Голицынские походы
5) принятие Даниилом Галицким титула короля Руси
6) разгром антипартийной группы

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Оборона Малахова кургана 1850-е
_______________ (Б) Брусиловский прорыв русской армии _______________ (В)
Чудское озеро _______________ (Г) 1240-е
_______________ (Д) Совет командования русской армии _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) Севастополь
2) 1810-е
3) 1910-е
4) победа русского войска над ливонскими рыцарями
5) Фили
6) разгром шведского войска новгородцами
7) Галиция
8) Шипка
9) село Красное

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) русско-турецкая война 1877-1878
Б) издание Соборного Уложения
В) битва на реке Шелони
Г) II съезд РСДРП

УЧАСТНИКИ

1) Ю.О. Мартов
2) П.С. Нахимов
3) Э.И. Тотлебен
4) Алексей Михайлович
5) Дмитрий Борецкий
6) В.М. Молотов

 

6 Прочтите отрывок из летописи.

«Предварительно донес я вашей светлости, что крепость Измаильская храбростью порученного мне войска взята. Приступ был мужествен, неприятель многочислен, крепость к обороне способна. Отпор был сильный, и отчаянная оборона обратилась на гибель и совершенное сокрушение неприятеля.
До начала действ нужно было отправить письмо вашей светлости к сераскиру измаильскому и требовать от него сдачи. 7-го числа оное отправлено с офицером и двумя трубачами и высланными из крепости чиновниками принято вежливо. 8-го числа на вечер получен от сераскира ответ, заключавший единое упрямство и гордость неприятеля, полагавшего твердую надежду на силы свои.
9-го числа утром отправлен был на письмо сераскира словесно объявить, что пощады им не будет, и того ж утра созваны были господа генералитет на военный совет… положили быть приступу.
С 10-го на 11-е число в три часа пополуночи все войска выступили устроенными колоннами к назначенным им пунктам, а флотилия по Дунаю плыла к назначенным местам. А в пять часов с половиною все Колонны как с Сухова пути, так и водою двинулись на приступ…
Крепость Измаильская, столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из участников битвы, о которой идёт речь в отрывке, был М.В. Голенищев-Кутузов.
2) Описанные в отрывке события произошли в первой половине XIX века.
3) В этой битве российскими войсками командовал А.В. Суворов.
4) Описанные в отрывке события произошли во время войны, окончившейся Ясским мирным договором.
5) В ходе той же войны, к которой относится данное сражение, произошла и Чесменская битва.
6) Описанная в отрывке битва произошла в период правления Александра I.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Софийский собор в Киеве
Б) Собор Василия Блаженного
В) картина “Явление Христа Народу”
Г) роман “Доктор Живаго”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Этот памятник культуры создан в честь присоединения Казани.
2) Этот памятник культуры создан в честь победы над внешним врагом.
3) Автор – И.Е. Репин.
4) Описываемые события происходят в XVIII в.
5) Автору была присуждена Нобелевская премия.
6) Автор – А.А. Иванов.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год, в котором была выпущена монета. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Назовите имя атамана, возглавлявшего поход в Сибирь 1581-1585, обозначенный на карте.

10 Буквой А на карте отмечено место решающей битвы русского войска с крымским ханом, напишите его название.

11 Прочтите текст о событиях, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте, обозначенное на схеме цифрой 3.

«…Воспользовавшись приездом Екатерины в _______________, самые почитаемые мусульмане города пришли к ней и просили разрешить им построить каменные мечети. Царица Екатерина… дала свое согласие и сама указала место строительства. … Когда дело дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: „Ты хоть и дала разрешение мусульманам на строительство мечетей, но строят они высоко“. На это царица ответила так: „Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения“».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В честь взятия города, обозначенного на карте цифрой 3, в Москве возвели храм Василия Блаженного.
2. До вхождения в состав Московского государства город, обозначенный цифрой 2, принадлежал Турции.
3. Город, обозначенный на карте цифрой 4, пережил поход опричников.
4. Современником событий, которым посвящена карта, был хан Девлет-Гирей.
5. На карте отмечены военные действия Ливонской войны.
6. В исторический период, которому посвящена карта, на Руси уже было введено патриаршество.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

“Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты – до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете”.

Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей. На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мсти-славич Галицкий – они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. Тогда же крестился великий князь половецкий Басты. Василька там не было, он по молодости остался во Владимире. Оттуда пришли они в апреле месяце и подошли к реке Днепру, к острову Варяжскому. И съехалось тут с ними все кочевье половецкое, и черниговцы приехали, киевляне и смоляне и иных земель жители. И когда переходили Днепр вброд, то от множества людей не видно было воды. Галичане и волынцы пришли каждый со своим князем. А куряне, трубчане и путивльцы, каждый со своим князем, пришли на конях. Изгнанники галицкие прошли по Днестру и вышли в море – у них была тысяча лодок, – вошли в Днепр, поднялись до порогов и стали у реки Хортицы на броде у быстрины.

Дошла до стана весть, что пришли татары посмотреть на русские ладьи; услышав об этом, Даниил Романович погнался, вскочив на коня, посмотреть на невиданную рать; и бывшие с ним конники и многие другие князья поскакали смотреть на нее. Татары ушли. Юрий сказал: это стрелки. А другие говорили: это простые люди, хуже половцев. Юрий Домамирич сказал: это ратники и хорошие воины.

Вернувшись же, Юрий все рассказал Мстиславу. Молодые князья сказали: Мстислав и другой Мстислав, не стойте! Пойдем против них! Все князья, Мстислав и другой Мстислав, Черниговский, перешли через реку Днепр, к ним перешли и другие князья, и все они пошли в половецкую степь. Они перешли Днепр во вторник, и встретили татары русские полки. Русские стрелки победили их, и гнали далеко в степь, избивая, и захватили их скот, и со стадами ушли, так что все воины обогатились скотом.

Оттуда они шли восемь дней до реки ______. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки ______ встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку ______ Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: Вооружайтесь! Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда.

13 Назовите предводителя татар в период описанных событий (А). Укажите год, когда произошла битва, которой посвящён отрывок (Б). Назовите реку, имя и фамилия которой название которой пропущено в тексте (В).

14 Как половцы аргументировали необходимость вмешательства русских князей в борьбу с татарами? (А). Почему русские князья решили выступить в поход против татар в половецкую степь? (Б) Как, по словам автора, русские оценили татар при первой встрече (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название высшего законодательного органа, созданного в результате событий, которым посвящена марка. Укажите год, когда этот орган был распущен.

16 Какая из представленных ниже картин относится к событию, которому посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Укажите, какое действие изображёно на картине.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Рядом частных операций противнику удалось срезать вклинения, образовавшиеся в его обороне в ходе весенних наступательных действий советских войск. Тем самым он обеспечил себе исходное положение для начавшейся летней наступательной операции. В результате крупных просчетов, допущенных Генеральным штабом и Ставкой ВГК, инициатива опять перешла полностью в руки противника».

Б)

«В апреле 1942 года наше зимнее наступление заглохло. Причина, как уже говорилось, заключалась в отсутствии необходимых сил и средств для его продолжения. Фронты перешли к обороне. Перед нами встал вопрос о плане военных действий на следующие полгода. Он всесторонне обсуждался в Генштабе. Ни у кого из нас не было сомнений, что противник не позднее лета вновь предпримет серьёзные активные действия с тем, чтобы, опять захватив инициативу, нанести нам поражение. Мы критически анализировали итоги зимы. Теперь Ставка, Генеральный штаб и весь руководящий состав Вооружённых Сил старались точнее раскрыть замыслы врага на весенний и летний периоды 1942 года, по возможности чётче определить стратегические направления, на которых суждено будет разыграться основным событиям. При этом все мы отлично понимали, что от результатов летней кампании 1942 года во многом будет зависеть дальнейшее развитие всей мировой войны, поведение Японии, Турции и т. д., а быть может, и исход войны в целом».

18 В 1653 году в Москве прошёл Земский собор, постановивший принять украинских казаков в русское подданство. Укажите:

а) внешнеполитическую причину данного события
б) внутриполитическую предпосылку данного события
в) культурную предпосылку данного события

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ЛЕСТВИЧНОЕ ПРАВО». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях внутренней политики Александра I и Николая I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 После окончания Второй мировой войны противники СССР продолжали вооружённую борьбу. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение утверждения о том, что в 1950-е годы СССР применял военную силу для ликвидации последних очагов антисоветского сопротивления: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.