Вариант 16

Вариант 16

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) провозглашение России империей
Б) битва при Лейпциге
В) разгон Учредительного собрания
Г) принятие первой Конституции СССР

ГОДЫ

1) 1721
2) 1805
3) 1813
4) 1918
5) 1924
6) 1936

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) бои на реке Халхин-Гол
2) Дюденева рать
3) первая опиумная война в Китае

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) Смоленская война
Б) реформа государственного устройства Московского государства
В) военные походы первых русских князей
Г) борьба с диссидентским движением в СССР

ФАКТЫ

1) I Раздел Речи Посполитой
2) отказ Владислава Вазы от прав на московский престол
3) создание приказов
4) ссылка Сахарова в Горький
5) разгром Хазарского каганата
6) разгром войск хана Кучума

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Киев Осада города уграми _______________ (А)
_______________ (Б) Захват крепости русской флотилией _______________ (В)
Тильзит _______________ (Г) 1800-е
_______________ (Д) _______________ (Е) 1830-е

Пропущенные элементы:

1) 890-е
2) 1690-е
3) дарование конституции российским императором
4) подавление восстания войсками И.Ф. Паскевича
5) Азов
6) 910-е
7) Царство Польское
8) присоединении России к континентальной блокаде Англии
9) 1710-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) присоединение Рязани к Московскому государству
Б) первая война Руси с Польшей
В) Московская битва
Г) принятие плана ГОЭЛРО

УЧАСТНИКИ

1) Святослав Игоревич
2) В.И. Ленин
3) Василий III
4) Дмитрий Пожарский
5) Л.И. Брежнев
6) Владимир Святой

6 Прочтите отрывок из документа.

«Ваше Императорское Величество. Простите ради Бога, что так часто тревожу Вас и беспокою. Сегодня пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осуждённых преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить Вашему Величеству извращённые мысли и убедить Вас к помилованию преступников.
Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет — этого быть не может, чтобы Вы, перед лицом всего народа русского, в такую минуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого вся земля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко ропщет, что оно замедляется.
Если бы это могло случиться, верьте мне, Государь, это будет принято за грех великий и поколеблет сердца всех Ваших подданных.
Я русский человек, живу посреди русских и знаю, что чувствует народ и что требует. В эту минуту все жаждут возмездия. Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас же строить новые ковы. Ради Бога, Ваше Величество, да не проникнет в сердце Вам голос лести и мечтательности.

Вашего Императорского Величества верноподданный
Константин Победоносцев».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Император, об убийстве которого упомянуто в отрывке, был инициатором масштабных либеральных реформ.
2. По инициативе автора документа было создано III отделение императорской канцелярии.
3. Автор пишет о широчайшей поддержке действий революционеров в среде простого народа.
4. Современником описанных событий была С. Л. Перовская.
5. В отрывке речь идёт о покушении, в котором участвовал Александр Ульянов.
6. Автор письма стал одним из идеологов внутренней политики Александра III.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) икона “Троица”
Б) поэма “Хорошо”
В) “Повесть о Шемякином суде”
Г) картина “Арест пропагандиста”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Произведение посвящено октябрьским событиям 1917 г.
2) Автор произведения был удостоен Нобелевской премии.
3) Произведение создано анонимным автором XVII в.
4) В произведении отражены события российской действительности 1870-х гг.
5) Автор был современником Владимира Мономаха.
6) Автор был создателем фресок Успенского собора во Владимире.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите военную специальность участника Великой отечественной войны, изображённого на конверте.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите фамилию главы опричников, погибшего в одном из сражений в ходе войны, которой посвящена карта. Ответ запишите словом.

10 Укажите название государства, сформировавшегося во время данной войны и выступившего против России.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

“В те же годы было перемирие с Лифляндской землей, и приехали от них послы с просьбой заключить мир. Царь наш начал вспоминать о том, что они не платят дани в течение пятидесяти лет, которой были обязаны еще его деду. Лифояндцы не захотели ту дань платить. Из-за этого началась война. Царь наш послал тогда нас, трех великих воевод, и с нами других стратилатов и войска сорок тысяч не земель и городов добывать, а завоевать всю их землю. Воевали мы целый месяц и нигде сопротивления не встретили, только один город держал оборону, но мы взяли и его. Мы прошли их землей со сражениями четыре десятка миль и вышли из великого города Пскова в землю Лифляндскую почти невредимыми, а затем довольно быстро дошли до _______________, что стоит на границе их земель”.

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Буквами А и Б на карте обозначены территории, перешедшие к России по результатам мирных договоров.
2.      Город, отмеченный цифрой 3, оказал упорное сопротивление противнику во время войны, которой посвящена карта.
3.      Во время войны одним из наиболее результативных полководцев противника был король Стефан Баторий.
4.      Союзником России в период, которому посвящена карта, было Крымское ханство.
5.      Война закончилась подписанием Плюсского и Ям-Запольского мирного договоров.
6.      Война, которой посвящена карта, закончилась для России утратой Смоленска.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из советской декларации.

«Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.

Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю – она упразднена. Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков.

Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно. В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов – с другой. Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.

В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокации, прикрывавшейся словесными заявлениями о “свободе” и “равенстве” народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия. Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.

Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России. Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии. Исходя из этих положений, первый Съезд Советов в июле этого года провозгласил право народов России на свободное самоуправление. Второй Съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.

Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:

1) Равенство и суверенность народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования Комиссии по делам национальностей.

Именем Республики Российской

Народный комиссар по делам национальностей

_________________

Председатель Совета Народных Комиссаров

Ульянов (Ленин)»

13 Укажите год, когда была опубликована данная декларация (А). Назовите государство, получившее независимость от России в результате её публикации (Б). Назовите пропущенную фамилию (псевдоним) Народного комиссара по делам национальностей (В).

14 Как авторы документа оценивают национальную политику царского правительства и её результаты? (А). Как характеризуют национальную политику Временного правительства и её результаты? (Б). Достижение каких целей национальной политики декларируют большевики? (В) При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите высшее воинское звание, которое было присвоено изображённому на марке полководцу. Назовите произведение, автором которого является этот полководец.

16 На какой из представленных ниже картин запечатлён эпизод, связанный с военной службой изображённого на марке полководца? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Укажите название региона, где произошли описанные в картине события.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«В августе к нам на пополнение прибыла стрелковая бригада, сформированная из людей, осуждённых за различные уголовные преступления. Вчерашние заключённые добровольно вызвались идти на фронт, чтобы ратными делами искупить свою вину. Правительство поверило чистосердечности их порыва. Так и появилась эта бригада у нас на фронте. Бойцы её быстро освоились с боевой обстановкой; мы убедились, что им можно доверять серьёзные задания. Чаще всего бригаду использовали для разведки боем. Дралась она напористо и заставляла противника раскрывать всю его огневую систему. В бригаде появились отличные снайперы. Как заправские охотники, они часами подкарауливали гитлеровцев и редко выпускали их живыми. «Беспокойная» бригада воевала неплохо. За доблесть в боях с большинства её бойцов судимость была снята, а у многих появились на груди ордена и медали».

Б)

«Всех военнослужащих, осужденных военными трибуналами за воинские и другие преступления с применением отсрочки исполнения приговора до окончания войны (примечание 2 к ст. 28 Уголовного кодекса РСФСР), отправлять в штрафные части действующей армии на срок от одного до трех месяцев: красноармейцев и младших командиров — в штрафные роты, лиц командного и начальствующего состава — в штрафные батальоны».

18 В 1485 году в состав Великого княжества Московского была включена территория Великого княжества Тверского – главного конкурента Москвы в борьбе за объединение русских земель. Укажите:

а) внешнеполитическую предпосылку данного события.
б) экономическую предпосылку данного события.
в) территориально-стратегическую причину данного события.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ОПОЛЧЕНИЕ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во внутренней политике Павла I и Екатерины II по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В Средние века институт брака использовался для укрепления отношений между государствами. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что причиной крещения языческих народов зачастую становилась политическая необходимость заключения династического брака с правителями соседних христианских государств: один аргумент для России и один – для другого государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.