Вариант 15

Вариант 15

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) издание указа о единонаследии
Б) взятие Плевны
В) осада Батыем Козельска
Г) введение уроков и погостов

ГОДЫ

1) 946
2) 988
3) 1238
4) 1714
5) 1853
6) 1877

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) захват Константинополя турками
2) начало Северной войны
3) образование Древнерусского государства

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) борьба с западной экспансией
Б) формирование правовой системы Русского государства
В) первые контакты русских с татаро-монголами
Г) внутренняя политика Н.С. Хрущёва

ФАКТЫ

1) Ледовое побоище
2) разгром русско-половецкой рати в битве на Калке
3) победа в Полтавской битве
4) создание правды Ярославичей
5) проведение реформы Косыгина
6) начало массового строительства типового жилья в СССР

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Азов _______________ (А) 1640-е
_______________ (Б) Подписание мирного договора с Польшей _______________ (В)
Вена _______________ (Г) 1810-е
_______________ (Д) Расстрел Верховного правителя России _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) создание антиреволюционного союза 3-х крупных европейских держав
2) 1910-е
3) штурм крепости петровской флотилией
4) Новониколаевск
5) самостоятельный захват и последующая оборона крепости казаками
6) Иркутск
7) Деулино
8) 1610-е
9) 1920-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) битва при Кагуле
Б) Февральская революция
В) основание Московского университета
Г) издание Судебника

УЧАСТНИКИ

1) Д.М. Голицын
2) П.А. Румянцев
3) И.И. Шувалов
4) А.Ф. Керенский
5) М.И. Платов
6) Иван III

6 Прочтите отрывок из документа.

««Советская власть, в полном соответствии со своими основными целями, покровительствует кооперации, торговой и производственной. До самого последнего времени, однако, производственная кооперация в деревне (колхозы) занимала очень небольшое место в сельском хозяйстве. <…> Между тем за самый последний период … [она] приняла, совершенно неожиданно для руководства, грандиозный размах. Достаточно сказать, что по плану коллективное хозяйство должно было охватить к концу пятилетия около 20 % крестьянских хозяйств. Между тем … [кооперация в деревне] захватила уже сейчас, т. е. в начале второго года, более 40 %. При сохранении этого темпа колхозы охватят всё крестьянство в течение ближайшего года-двух. Казалось бы, гигантский успех? На самом деле — гигантская опасность.
<…> Коллективное хозяйство есть, прежде всего, крупное хозяйство. Рациональные размеры хозяйства определяются, однако, характером применяемых им средств и методов производства. Из крестьянских сох и крестьянских кляч, хотя бы и объединённых, нельзя создать крупного сельского хозяйства, как из суммы рыбачьих лодок нельзя сделать парохода. [Кооперация] сельского хозяйства может быть только результатом его механизации. Отсюда вытекает, что общий объём индустриализации страны предопределяет допустимый размах … [кооперации] сельского хозяйства. На деле эти два процесса оказались, однако, в настоящее время совершенно разорваны. Как ни быстро идёт развитие советской индустрии, но она всё же является и долго ещё останется чрезвычайно отсталой».
»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Автор пишет о том, что кооперация сельского хозяйства невозможна без ускоренной индустриализации.
2. Благодаря проведению описываемой в отрывке политики удалось избежать серьёзного голода.
3. Процесс, название которого пропущено в тексте, сопровождался массовым раскулачиванием и ссылкой противников этого процесса.
4. Описанные в отрывке процессы являлись частью Новой Экономической Политики.
5. К описываемому в отрывке периоду относится термин “двадцатипятитысячники”.
6. В отрывке идёт речь о политике, пришедшей на смену политике военного коммунизма.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Е.П. Хабаров
Б) А. Никитин
В) Г.И. Невельской
Г) И.Д. Папанин

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Исследователь Дальнего Востока, установивший, что Сахалин является островом.
2) Участник работы дрейфующей станции “Северный полюс-1”.
3) Составитель “Чертежа реке Амуру”
4) Участник первого российского кругосветного плавания.
5) Путешественник и натуралист, исследователь Центральной Азии.
6) Автор путевых записок “Хожение за три моря”.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите фамилию конструктора, под руководством которого был создан самолёт, изображённый на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 После окончания сражения, которому посвящена данная схема, русская армия совершила _______________ манёвр.

10 Обороной укреплений, подписанных цифрой 1, командовал генерал, получивший в данном сражении смертельное ранение. Укажите его фамилию.

11 Прочтите текст и укажите фамилию военачальника, которая пропущена в этом тексте, но обозначена на схеме.

«С кем только он не был знаком! Он воевал с маршалом Неем, а потом жил у него в Париже. Король Пруссии Фридрих Фердинанд III наградил его орденом Красного и Черного орла, который давал потомственное дворянство. _______________ был знаком с маршалом Бернадотом, который стал королем Швеции. Тот же Наполеон хотел наградить его орденом Почетного легиона — и он стал единственным из русских генералов, отказавшимся от этой награды. Он сказал: “Награды надо получать за службу. А ему я не служил и служить никогда не смогу».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      В сражении, которому посвящена данная схема, союзником России выступила польская армия.
2.      На карте указано место ставки главнокомандующего русской армией.
3.      Битве, которой посвящена схема, предшествовало сражение за Шевардинский редут.
4.      Цифрой 2 обозначена новая Смоленская дорога.
5.      Название деревни, обозначенной буквой А – Фили.
6.      В результате сражения противник российской армии потерпел существенное поражение.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

«Дорогие друзья, дорогие мои! Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не все: сегодня я последний раз обращаюсь к вам как Президент России.

Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку.

Я много раз слышал: Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст. Это – вранье. Дело в другом. Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг, что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. И также мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы – в июне 2000 года. Это было очень важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти – власти от одного Президента России другому, вновь избранному. И все же я принял другое решение: я ухожу, ухожу раньше положенного срока.

Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми умными, сильными, энергичными людьми. А мы – те, кто стоит у власти уже многие годы, – мы должны уйти.

Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое – Россия всегда теперь будет двигаться только вперед. И я не должен мешать этому естественному ходу истории. Полгода еще держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть Президентом и с которым сегодня практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее?! Почему я должен ему мешать, зачем ждать еще полгода? Нет, это не по мне, не по моему характеру!

Сегодня, в этот необыкновенно важный для меня день, хочу сказать чуть больше личных своих слов, чем говорю обычно. Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись. И то, что нам казалось просто, – оказалось мучительно тяжело. Я прошу прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили, что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного тоталитарного прошлого в светлое, богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил: казалось, одним рывком – и все одолеем.

Одним рывком не получилось. В чем‑то я оказался слишком наивным. Где‑то проблемы оказались слишком сложными. Мы продирались вперед через ошибки, через неудачи. Многие люди в это сложное время испытали потрясение.

Но я хочу, чтобы вы знали – я никогда этого не говорил, сегодня мне важно вам это сказать: боль каждого из вас отзывалась болью во мне, в моем сердце. Бессонные ночи, мучительные переживания – что надо сделать, чтобы людям хотя бы чуточку, хотя бы немного жилось легче и лучше. Не было у меня более важной задачи.

Я ухожу, я сделал все что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем. Мне на смену приходит новое поколение – поколение тех, кто может сделать больше и лучше.»

13 Назовите автора обращения (А). Назовите год, когда прозвучало обращение (Б). Назовите преемника автора обращения на государственном посту (В).

14 Назовите 3 причины, по которым автор принял решение уйти со своего поста (А). Что автор называет своей главной задачей? (Б). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите имя русского царя, во времена правления которого было изготовлено орудие, изображённое на марке. Укажите прозвище (титул), которым именовали отца этого царя.

16 Какой из представленных ниже архитектурных памятников построен в том же веке, что и изображённое на марке орудие? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник. Укажите название мемориального комплекса, где этот памятник установлен.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Армии 3-го Прибалтийского фронта овладели Островом, Псковом и приступили к освобождению южной Эстонии; войска Ленинградского фронта взяли Нарву. В условиях широчайшего наступления перед фронтами вставали новые задачи. После неоднократных бесед с представителями Ставки и командующими фронтами Верховное Главнокомандование издало фронтам частные директивы. Заложенная в них идея заключалась в том, чтобы еще до осени создать предпосылки окончательного освобождения Прибалтики и удара по Восточной Пруссии, упрочить положение в Польше и подготовиться к освобождению Закарпатской Украины».

Б)

«Гитлеровское командование не желало даже разговаривать относительно того, чтобы сложить оружие и прекратить сопротивление. Напротив, противник спешно укреплял занятые оборонительные позиции. К тому же местность в полосе боёв создавала преимущества для обороны и затрудняла ведение наступательных операций. Заболоченные лесные массивы, покрывавшие значительную часть полуострова, пересекались множеством речек, которые у побережья Балтийского моря зачастую на протяжении всей зимы не замерзали. Использование танков в такой местности ограничивалось, сковывалось применение манёвра, а прорыв обороны, как правило, сводился к фронтальным ударам. Развитие наступательных действий Прибалтийских фронтов осложнялось слабым обеспечением боеприпасами, горючим и другими необходимыми военными материалами. Всё внимание было обращено тогда на обеспечение войск, сражавшихся непосредственно в Германии, там решался исход войны и вопрос освобождения народов Европы от фашистского режима. Войска же на Курляндском полуострове держались на «скудном пайке»: ощущалась нехватка танков, артиллерии, а действия авиации сковывалось неблагоприятными условиями погоды. Постоянная облачность, дожди, снегопады, частые туманы и лесные массивы затрудняли прицельное бомбометание. Но, несмотря на тяжелые условия для проведения наступательных операций, от Прибалтийских фронтов требовали не снижать активности, вести решительные боевые действия, чтобы не дать возможности перебросить отсюда хотя бы часть сил на Берлинское направление».

18 28 ноября 1943 года началась первая конференция лидеров стран “Большой тройки”. Укажите:

а) последствие данного события для советско-японских отношений
б) последствие данного события для хода военных действий в Европе
в) территориальное последствие данного события для СССР

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «КРЕМЛЬ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве политики Александра Невского и Ивана Калиты по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XVI-XVII веках европейские правители содержание армий полностью или частично осуществляли за счёт грабежа территорий, на которых эти армии действовали. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что такая система в указанный период имела место в России и в Европе: один аргумент для России и один – для любого европейского государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.