Вариант 14

Вариант 14

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) казнь протопопа Аввакума
Б) XX съезд КПСС
В) Пражская весна
Г) отмена кормлений

ГОДЫ

1) 1549
2) 1556
3) 1682
4) 1956
5) 1961
6) 1968

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) путешествие Афанасия Никитина в Индию
2) пленение Салавата Юлаева
3) падение Западной Римской империи

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) внешняя политика Ивана Грозного
Б) вторжение Тамерлана в пределы Руси
В) внутренняя политика XVIII века
Г) национально-освободительная борьба украинских казаков

ФАКТЫ

1) присоединение Крымского ханства
2) “Хованщина” в Москве
3) присоединение Астраханского ханства
4) перенос столицы из Москвы в Петербург
5) разорение Ельца
6) Белоцерковский мир

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Новгород _______________ (А) _______________ (Б)
_______________ (В) Принятие Левобережной Украины в состав России _______________ (Г)
Яицкий городок _______________ (Д) 1770-е
_______________ (Е) Убийство Святослава печенегами 970-е

Пропущенные элементы:

1) 1650-е
2) поход опричного войска
3) Москва
4) пороги Днепра
5) 1470-е
6) начало крупного народного восстания
7) передача Екатериной II казакам бывших турецких земель
8) окрестности Доростола
9) 1570-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Создание первого ополчения
Б) Тамбовское восстание
В) Осада Киева уграми
Г) Штурм Измаила

УЧАСТНИКИ

1) Кузьма Минин
2) Олег Вещий
3) А.С. Антонов
4) А.И. Деникин
5) А.В. Суворов
6) П.П. Ляпунов

6 Прочтите отрывок из документа.

«Вследствие сего е.в. император назначил нижеподписавшегося, снабженного им самыми широкими полномочиями, войти в соглашение по настоящему вопросу с их превосходительствами уполномоченными е.в. императрицы всероссийской, … равным образом снабженными необходимыми полномочиями; каковые уполномоченные, по зрелом обсуждении предложений, сделанных с той и другой стороны, и находя их вполне согласными с намерениями их августейших государей, согласились на следующие пункты:

1

Что часть, которая должна идти по разделу е.в. императору римскому, определяется следующим образом: к западу, начиная от оконечности Галиции и следуя по новой прусской границе, как она была определена трактатом, подписанным в Гродно 25 сентября 1793 г., до пункта, где она встречает реку Пилицу, и продолжая отсюда правым берегом Пилицы до ее впадения в Вислу, следуя от этого пункта по правому берегу Вислы до слияния ее с Бугом, отсюда следуя по левому берегу Буга до того места, где эта река составляет в настоящее время границу Галиции, так что все земли, владения, провинции, города, местечки и деревни, заключающиеся в вышеозначенной линии, будут присоединены на вечные времена к Австрийской монархии и спокойное и неоспоримое владение этими землями будет за ней и будет ей гарантировано достоверным и торжественным образом е.в. императрицей всероссийской.

2

Что впредь границы Российской империи, начинаясь от их настоящего пункта, будут простираться вдоль границы между Волынией и Галицией до реки Буга; отсюда граница направится, следуя по течению этой реки до Брест-Литовска и до пограничной черты воеводства этого имени и Подляхии; затем она направится по возможности по прямой линии границами воеводств Брестского и Новгородского до реки Немана напротив Гродно, откуда она пойдет вниз по этой реке до места, где она вступает в прусские владения, а потом, проходя по прежней прусской границе с этой стороны до Полангена, она направится без перерыва до берегов Балтийского моря на нынешней границе России близ Риги, так что все земли, владения, провинции, города, местечки и деревни, заключающиеся в вышеозначенной черте, будут присоединены навсегда к Российской империи и спокойное и неоспоримое владение будет за ней и будет ей гарантировано достоверным и торжественным образом е.в. императором римским».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Описанные в отрывке территориальные изменения происходили в период правления Екатерины II.
2. В отрывке упомянут населённый пункт, в котором в 1807 году был подписан мирный договор, завершавший боевые действия России и Франции.
3. Описанные в отрывке территориальные изменения произошли в результате третьего раздела Речи Посполитой.
4. Описанные в отрывке территориальные изменения происходили в период правления Павла I.
5. В отрывке упомянут населённый пункт, в котором в 1918 году был подписан мирный договор, завершавший участие России в Первой мировой войне.
6. Описанные в отрывке территориальные изменения произошли в результате Семилетней войны.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) здание Московского университета на Воробьёвых горах
Б) Успенский собор во Владимире
В) церковь Покрова в Филях
Г) здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В росписи внутренних помещений принимал участие Андрей Рублёв.
2) Построен в стиле ампир.
3) Возведён в память о взятии Казани.
4) Построен в стиле конструктивизм.
5) Построен по предложению И.В. Сталина.
6) Является памятником “Нарышкинского барокко”.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите название системы передачи Советскому Союзу вооружений и других грузов со стороны союзников, доставляемых морским путём в город, в честь которого выпущена монета.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 В одном из обозначенных цифрами городов во время Гражданской войны был расстрелян Верховный правитель России, укажите его фамилию.

10 Укажите современное название города, обозначенного на карте цифрой 1.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

«Сооружение дороги явилось успехом дальневосточной политики российского правительства, и прежде всего С. Ю. Витте. Строительство дороги формально — в целях обеспечения союзнических обязательств — было предусмотрено русско-китайским Московским договором 1896 года. Концессия на строительство и эксплуатацию дороги была выдана в соответствии со специальным договором между китайским послом и Русско-Китайским банком. Срок концессии составлял 80 лет, китайское правительство имело право выкупить дорогу через 36 лет после открытия движения; Российская империя имела право транзита своих войск по дороге как в военное, так и в мирное время. Дорога, являясь частью российской Транссибирской магистрали, начиналась в Чите и проходила через _______________, из которого шла ветка в Порт-Артур, к берегу Японского моря».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Во время Гражданской войны территория данной железной дороги контролировалась чехословацкими легионерами.
2.      Строительство железной дороги, изображённой на карте, закончилось в период правления Николая I.
3.      На карте изображена первая железная дорога в Российской империи.
4.      Город, обозначенный цифрой 5, прославился героической обороной русского гарнизона во время русско-японской войны.
5.      Цифрой 4 обозначен город, основанный императором, при котором в России отменили крепостное право.
6.      Согласно карте, ж/д пути проходили только по территории Российской империи.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

«Большинство населения поддерживало мятежников или, по меньшей мере, было лояльным к ним из-за боязни репрессий. Отмечалась исключительная жестокость мятежников, которую они проявляли к захваченным представителям народной власти и воинам афганской армии, отказавшимся воевать в их отряде …

Немаловажное значение для активизации боевых действий оппозиции против государственной власти имела пассивность афганской армии. Располагаясь в своих гарнизонах, она добровольно отдала до 80% территории страны под контроль мятежникам. При таких условиях у мятежников не было больших трудностей для подвоза из Ирана и Пакистана вооружения, боеприпасов и другого имущества, которое щедро поставлялось Египтом, Китаем, США, Саудовской Аравией и другими странами …

Следует отметить, что разведка мятежников заслуживала похвалы. В каждом кишлаке мятежники имели своих людей, от которых получали подробную информацию о действиях органов государственной власти и настроении населения…

Вокруг гарнизонов советских войск было организовано непрерывное, скрытное, круглосуточное наблюдение …

Особенности обстановки в Афганистане были для советских войск необычны. Никогда раньше им не приходилось вести боевые действия на территории противника, который широко применял партизанскую тактику…

Первые же бои подтвердили слабую горную подготовку и физическую выносливость личного состава… Если учесть, что это была война без тыла и фронта, когда противник везде, а чаще там, где его меньше всего ожидаешь, то значительно усложняли не только условия ведения боевых действий, но и само пребывание наших войск в Афганистане. Вместе с тем я не помню ни одного случая, когда бы не была выполнена конкретная боевая задача, поставленная батальону или полку».

13 Укажите десятилетие, когда СССР вступил в конфликт, о котором идёт речь в отрывке (А). Напишите, какую сторону в конфликте поддерживал СССР (Б). Укажите год, когда из Афганистана были полностью выведены советские войска (В).

14 Как автор воспоминаний характеризует действия афганскую правительственную армию? (А). Какими преимуществами обладали мятежники? Приведите не менее трёх примеров (Б). Каким автор представляет положение советских войск в Афганистане? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название города, где произошли события, которым посвящена марка. Напишите фамилию священнослужителя – организатора шествия рабочих во время этих событий.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений описывает деградацию российского политического устройства после событий, которым посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. Укажите правителя государства в исторический период, которому посвящено это произведение.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Враг цеплялся за Крым до последней возможности. Владея им, гитлеровцы могли держать под постоянной угрозой все Черноморское побережье и оказывать давление на политику Румынии, Болгарии и Турции. Крым служил фашистам также плацдармом для вторжения на территорию советского Кавказа … в ноябре 1941 года мы вынуждены были оставить большую часть Крыма. Но сражение за главную военно-морскую базу Черноморского военного флота Севастополь продолжалось … И только в июле 1942 года по приказу Верховного Главнокомандующего войска Приморской армии и корабли Черноморского флота оставили Севастополь. С потерей Севастополя и всего Крыма резко ухудшилась стратегическая обстановка для наших войск на юге советско-германского фронта и в бассейне Чёрного моря. Враг угрожал теперь захватом Кавказа, мог развивать наступательные действия с ближайшей целью выйти на нижнее течение Волги».

Б)

«13 апреля вновь взвилось наше знамя над Симферополем, Евпаторией и Феодосией. Последовало стремительное передвижение советских войск во всех направлениях на юге полуострова. Враг в панике бежал. Уже 14 и 15 апреля были освобождены Бахчисарай, Судак и Алушта … В стане врага резче наметилось разложение. Румыны предпочитали сдаваться в плен. Немцы стягивались к Севастополю. Гитлер объявил его «городом-крепостью». Это означало, что войска должны были защищать его до последнего солдата. Гитлер призывал их оборонять Крым «как последнюю крепость готов». Уж и историю он обратил себе в помощницы. Но тщетны были призывы фюрера … 10 мая столица Родины салютовала доблестным войскам 4-го Украинского фронта, освободившим Севастополь».

18 12 апреля 1877 года Россия объявила войну Османской империи. Укажите:

а) международную предпосылку этого события.
б) культурную предпосылку этого события.
в) Территориальное последствие этого события для России.

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «УРОКИ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Ивана Грозного и Ивана III по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В период норманнских завоеваний правители других земель нередко выделяли скандинавам территории в обмен на использования их сил в своих военных целях. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение этого утверждения. Приведите по одному аргументу для России и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.