Вариант 13

Вариант 13

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Ледовое побоище
Б) присоединение Новгорода к Московскому государству
В) Неврюева рать
Г) создание Священного Синода

ГОДЫ

1) 1240
2) 1242
3) 1252
4) 1478
5) 1510
6) 1721

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) взятие Плевны
2) окончание Реконкисты в Испании
3) вступление России в войну за Польское наследство

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) правление Ивана Грозного
Б) внешняя политика царевны Софьи
В) Отечественная война 1812 года
Г) экспансия России в Закавказье

ФАКТЫ

1) присоединение Финляндии
2) битва у мыса Синоп
3) Чигиринские походы
4) присоединение Грузии к Российской империи
5) венчание на царство
6) гибель князя Багратиона

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
Область войска Донского Казачье восстание под руководством К. Булавина _______________ (А)
_______________ (Б) Сожжение протопопа Аввакума _______________ (В)
Измаил _______________ (Г) 1790-е
_______________ (Д) _______________ (Е) 1800-е

Пропущенные элементы:

1) Подписание мирного договора между Россией и Францией
2) 1660-е
3) Тильзит
4) Взятие крепости российскими войсками
5) 1700-е
6) Пустозёрск
7) Героическая оборона города от турок
8) Новый Иерусалим
9) 1680-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) пленение Василия Тёмного
Б) подписание Туркманчайского мирного договора
В) заключение Портсмутского мира
Г) XX съезд КПСС

УЧАСТНИКИ

1) С.Ю. Витте
2) хан Ахмат
3) Н.А. Булганин
4) А.С. Грибоедов
5) С.М. Киров
6) хан Улу-Мухаммед

6 Прочтите отрывок из документа.

«Враги наши в последнее время старались внести раздор в междусоюзные отношения, распространяя вздорные слухи, будто Россия готова заключить сепаратный мир с срединными монархиями. Текст прилагаемого документа лучше всего опровергает подобные измышления. Вы усмотрите из него, что высказанные Временным правительством общие положения вполне соответствуют тем высоким идеям, которые постоянно высказывались вплоть до самого последнего времени многими выдающимися государственными деятелями союзных стран и которые нашли себе особенно яркое выражение со стороны нашего нового союзника, великой заатлантической республики, в выступлениях ее президента. Правительство старого режима, конечно, не было в состоянии усвоить и разделить эти мысли об освободительном характере войны, о создании прочных основ для мирного сожительства народов, о самоопределении угнетенных национальностей и т.п.
Но Россия освобожденная может в настоящее время заговорить языком, понятным для передовых демократий современного человечества, и она спешит присоединить свой голос к голосам союзников. Проникнутые этим новым духом освобожденной демократии заявления Временного правительства, разумеется, не могут подать ни малейшего повода думать, что совершившийся переворот повлек за собой ослабление роли России в общей союзной борьбе. Совершенно напротив, – всенародное стремление довести мировую войну до решительной победы лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого. Это стремление стало более действительным, будучи сосредоточено на близкой для всех и очевидной задаче – отразить врага, вторгнувшегося в самые пределы нашей родины. Само собой разумеется, как это и сказано в сообщаемом документе, Временное правительство, ограждая права нашей родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников. Продолжая питать полную уверенность в победоносном окончании настоящей войны, в полном согласии с союзниками, оно совершенно уверено и в том, что поднятые этой войной вопросы будут разрешены в духе создания прочной основы для длительного мира и что проникнутые одинаковыми стремлениями передовые демократии найдут способ добиться тех гарантий и санкций, которые необходимы для предупреждения новых кровавых столкновений в будущем.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Современником документа был А. А. Брусилов.
2. В том же месяце, к которому относятся описанные в отрывке события, правительство было свергнуто.
3. В состав правительства, от лица которого был издан данный документ, входил Л. Д. Троцкий.
4. В период издания данного документа министром иностранных дел являлся Н. П. Милюков.
5. Союзники России в период войны, о которой идёт речь в тексте, позднее поддержали белое движение.
6. Изданию документа предшествовал разгон Учредительного собрания.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) роман “Что делать”
Б) “Задонщина”
В) “История о великом князе Московском”
Г) роман “Поднятая целина”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор удостоен Нобелевской премии.
2) Событие, описанное в произведении, известно как Мамаево побоище.
3) Автор был одним из основателей движения народничества.
4) Автор был лишён советского гражданства.
5) Произведение является памятником общественной мысли русского государства второй половины XVI в.
6) Произведение написано современником Александра Невского.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год события, которому посвящена карта

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите год принятия новой религии на Руси, состоявшееся в исторический период, которому посвящена данная карта.

10 В период, которому посвящена карта, русским князем был основан город, подписанный цифрой 2. Укажите русское название этого города.

11 Прочтите текст о событиях, и, используя схему, укажите название народа, которое пропущено в этом тексте.

«6514 (1006 г.). Прислали _______________ (волжские) послов с дары многими, дабы Владимир (князь Владимир Святославович) позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что Владимир охотно соизволил. И дал им во все грады печати, дабы они везде и всем вольно торговали, и русские купцы с печатьми от наместников в _______________с торгом ездили без опасения; а ______________ все их товары продавать во градах купцам, и от них купить, что потребно».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1.      Город, обозначенный цифрой 2, в 882 году захватил князь, позднее получивший прозвище Вещий.
2.      На карте подписаны территории расселения в том числе финно-угорских и балтских народов.
3.      Карта посвящена походам князя Святослава.
4.      Штриховкой на карте обозначены территории, отошедшие к польскому королевству в период, которому посвящена карта.
5.      В исторический период, которому посвящена карта, произошли первые княжеские усобицы.
6.      Цифрой 1 на карте указана столица Древнерусского государства.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний зарубежного политического деятеля.

«Вечером, около половины десятого, мне позвонили из ЦК и сообщили, что посылают за мной автомашину, так как я должен немедленно туда прибыть. Беда – промелькнуло у меня в голове. Через час я был на заседании Президиума, где т. Хрущев коротко сообщил мне, что в Будапеште большие толпы выступают против партии и правительства, и, по не совсем ясным сообщениям, один батальон войск внутренней безопасности, а также один армейский полк, перешли на сторону демонстрантов или отказались повиноваться … Закончив информацию, т. Хрущев задал вопрос, что, по моему мнению, нужно сейчас предпринять. Он сразу спросил, есть ли, по моей оценке, необходимость во вмешательстве советских войск … Я считал, что правительство об этом попросит, но значительная часть товарищей не была убеждена в этом. Помню, как Каганович со злостью сказал: если они не попросят нас о помощи, тогда они самая последняя дрянь … Тов. Хрущев тут же вызвал Будапешт … он сообщил, что Советский Союз окажет любую военную поддержку в борьбе против контрреволюционеров, но об этом должна быть официальная просьба венгерского правительства».
».

13 Укажите год, когда произошли события, которые описаны в отрывке (А). Напишите название страны, о которой говорится в отрывке (Б). Назовите предшественника упоминаемого в отрывке руководителя СССР (В).

14 Какое событие обсуждается в отрывке? (А). Как СССР отреагировал на ситуацию в упоминаемой в отрывке стране? (Б). При каком условии СССР был готов оказать военную помощь в борьбе с контрреволюцией в этой стране? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Назовите город, где состоялось событие, которому посвящена марка. Укажите название казачьего войска, принимавшего участие в событии, изображённом на марке.

16 Какой из представленных ниже скульптурных памятников связан с тем же историческим событием, что и данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот скульптурный памятник. Назовите изображённого на памятнике героя.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«В каждом районе должны были действовать несколько партизанских отрядов, подчинённых начальнику и комиссару района. Командование района подчинялось Центральному штабу и командующему. Четвёртый район, куда я был назначен начальником штаба, объединял партизанские отряды: Ак-Шеихский, Ак-Мечетский, Бахчисарайский, Куйбышевский, Ялтинский и Красноармейский (последний отряд был скомплектован из военнослужащих, отставших от своих частей)». 

Б)

«Гитлеровцы прилагали большие усилия, чтобы поставить прочный барьер между их частями, штурмовавшими Севастополь, и партизанскими отрядами. Достаточно сказать, что в январе 1942 года для охраны 270 километров пути от Симферополя через Бахчисарай и Ялту до линии фронта, кроме полицейских формирований, врагу пришлось держать до десяти тысяч войск из кадровых дивизий. И всё-таки главную свою задачу – обезопасить коммуникации под Севастополем – фашисты не могли выполнить».

18 В 1380-м году на Куликовом поле русские рати под командованием Дмитрия Донского разгромили силы темника Мамая. Укажите:

а) последствия данного события для борьбы с ордынским владычеством.
б) последствия данного события для Московского княжества
в) последствия данного события для Темника Мамая

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ОПРИЧНИНА». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях между движением декабристов и движением социалистов-революционеров второй половины XIX века по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В период Второй мировой войны в странах антигитлеровской коалиции представители национальностей, склонных, по мнению властей, к сотрудничеству с противником, подвергались насильственному переселению. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение данного утверждения: один аргумент для СССР и один – для США. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.