Вариант 12

Вариант 12

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) учреждение Верховного тайного совета
Б) поход опричников на Новгород
В) Соляной бунт
Г) принятие “Табели о рангах”

ГОДЫ

1) 1547
2) 1571
3) 1648
4) 1653
5) 1714
6) 1726

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) война Алой и Белой розы в Англии
2) распад триумвирата Ярославичей
3) антиордынское восстание в Твери

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) освоение русскими Сибири и Дальнего Востока
Б) Большие стройки в СССР
В) церковная реформа Патриарха Никона
Г) борьба Москвы с осколками Золотой Орды

ФАКТЫ

1) строительство БАМ
2) поход Ерофея Хабарова
3) экспедиция Лазарева и Белинсгаузена
4) битва при Молодях
5) Соловецкое восстание
6) строительство ДнепроГЭС

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Подписание мирного договора с Речью Посполитой 1610-е
Река Угра _______________ (Б) _______________ (В)
_______________ (Г) Первое признание СССР _______________ (Д)
Гангут _______________ (Е) 1710-е
Пропущенные элементы:

1) Раппало
2) Деулино
3) подписание мирного договора со Швецией
4) 1380-е
5) 1920-е
6) остров Даманский
7) 1480-е
8) победа русского флота над шведской эскадрой
9) освобождение Руси от татаро-монгольского владычества

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Венский конгресс
Б) разорение Киева
В) издание “Манифеста о незыблемости самодержавия”
Г) Швейцарский поход Суворова

УЧАСТНИКИ

1) Андрей Боголюбский
2) П.И. Багратион
3) К.В. Нессельроде
4) Святослав Игоревич
5) К.П. Победоносцев
6) Ф.М. Апраксин

6 Прочтите отрывок из документа.

«Я вот уже сколько лет нахожусь на положении неработающего пенсионера: особых дел у меня нет, в настоящем и будущем у меня особых вопросов не возникнет, поэтому я и живу анализом пройденного пути, а путь, пройденный мною, хороший, и я его не только не стыжусь, а горжусь им. Карибский кризис является украшением нашей внешней политики, в том числе моей как члена того коллектива, который проводил эту политику и добился блестящего успеха для Кубы, не сделав ни единого выстрела. Как далее развивался кризис, когда мы приняли решение о том, что целесообразно поставить ракеты с атомными зарядами на территории Кубы и таким образом поставить США перед фактом, что если они решатся вторгнуться на Кубу, то Куба будет иметь возможность нанести сокрушительный ответный удар? Это был бы, конечно, не разгром США. Но им были бы нанесены очень большие разрушения. Отсюда мы сделали вывод, что эта перспектива удержит власть имущих в США от вторжения на Кубу. К такому выводу все мы пришли после двукратного или трёхкратного обсуждения моего предложения».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Президентом США в период описываемого в отрывке кризиса был Джон Кеннеди.
2. Автор отрывка считает, что поддержка СССР Кубы была излишней.
3. Описываемые в отрывке события завершили период так называемой “разрядки”.
4. Автор гордится своим участием в разрешение Карибского кризиса
5. Упомянутое в отрывке событие произошло в 1962 году.
6. Президентом США в период упомянутого кризиса являлся Роберт Никсон.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

А) повесть “Сын полка”
Б) “Слово о полку Игореве”
В) фильм “Летят журавли”
Г) “Задонщина”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор был членом художественного объединения “Мир искусства”.
2) Сюжет относится к российской истории XIV в.
3) Произведение создано в эпоху “оттепели”
4) Описываемые события произошли в XII в.
5) В основу сюжета произведения положены события Гражданской войны.
6) Автор произведения работал военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Вставьте пропущенное в тексте слово.

«Военачальник, который изображён на марке, свою последнюю битву провёл, штурмуя город _______________».

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите правителя, в период правления которого произошло данное восстание. Ответ запишите словом.

10 В восстании, которому посвящена карта, активное участие принимали башкиры. Напишите имя и фамилию лидера восставших башкир.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.

«У Яицкого городка к восставшим примкнул отряд во главе с Андреем Витошновым. Отсутствие артиллерии не позволило им взять Яицкий городок. Восставшие двинулся вверх по Яику в расчёте на пополнение войска, ставя своей целью захват Оренбурга, являвшегося оплотом царского правительства на юго-востоке страны. Повстанцы шли по Яику, не встречая сопротивления. В начале октября ими был взят _______________ (где на сторону восставших перешёл отряд Тимофея Подурова), Кирсановский и Гниловский форпосты и Сакмарский городок. Гарнизоны и жители встречали повстанцев хлебом и солью, колокольным звоном».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Цифрой II на карте обозначено место пленения лидера восстания.
2. Обозначенные на карте события относятся к первой четверти XVIII века.
3. Одной из цифр на карте обозначена Астрахань.
4. Римской цифрой I на карте обозначена переименованная после восстания река.
5. Участниками восстания на первых его этапах были казаки.
6. Лидер восстания выдавал себя за Павла I.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического документа.

«Об успехах советской власти в области колхозного движения говорят теперь все. Даже враги вынуждены признать наличие серьёзных успехов. А успехи эти, действительно, велики. Это факт, что на 20 февраля _____ г. уже коллективизировано 50% крестьянских хозяйств по СССР. Это значит, что мы перевыполнили пятилетний план коллективизации к 20 февраля _____ г. более чем вдвое. Это факт, что на 28 февраля этого года колхозы успели уже ссыпать семян для яровых посевов более 36 млн. центнеров, т.е. более 90% плана, т.е. около 220 млн. пуд. семян. Нельзя не признать, что сбор 220 млн. пудов семян по одной лишь колхозной линии после успешного выполнения хлебозаготовительного плана – представляет огромнейшее достижение. О чём всё это говорит? О том, что коренной поворот деревни к социализму можно считать уже обеспеченным.

Нет нужды доказывать, что успехи эти имеют величайшее значение для судеб нашей страны, для всего рабочего класса, как руководящей силы нашей страны, наконец, для самой партии. Не говоря уже о прямых практических результатах, они, эти успехи, имеют громадное значение для внутренней жизни самой партии, для воспитания нашей партии. Они вселяют в нашу партию дух бодрости и веры в свои силы. Они вооружают рабочий класс верой в победу нашего дела. Они подводят к нашей партии новые миллионные резервы.

Отсюда задача партии: закрепить достигнутые успехи и планомерно использовать их для дальнейшего продвижения вперёд.

Но успехи имеют и свою теневую сторону, особенно когда они достигаются сравнительно “легко”, в порядке, так сказать, “неожиданности”. Такие успехи иногда прививают дух самомнения и зазнайства: “Мы всё можем!”, “Нам всё нипочём!”. Они, эти успехи, нередко пьянят людей, причём у людей начинает кружиться голова от успехов, теряется чувство меры, теряется способность понимания действительности, появляется стремление переоценить свои силы и недооценить силы противника, появляются авантюристические попытки “в два счёта” разрешить все вопросы социалистического строительства. Здесь уже нет места для заботы о том, чтобы закрепить достигнутые успехи и планомерно использовать их для дальнейшего продвижения вперёд. Зачем нам закреплять успехи, – мы и так сумеем добежать “в два счёта” до полной победы социализма: “Мы всё можем!”, “Нам всё нипочем!”.

Отсюда задача партии: повести решительную борьбу с этими опасными и вредными для дела настроениями и изгнать их вон из партии.

Нельзя сказать, чтобы эти опасные и вредные для дела настроения имели сколько-нибудь широкое распространение в рядах нашей партии. Но они, эти настроения, всё же имеются в нашей партии, причём нет оснований утверждать, что они не будут усиливаться. И если они, эти настроения, получат у нас права гражданства, то можно не сомневаться, что дело колхозного движения будет значительно ослаблено и опасность срыва этого движения может стать реальностью.

Отсюда задача нашей прессы: систематически разоблачать эти и подобные им антиленинские настроения».

13 Укажите год издания статьи (А). Укажите фамилию (псевдоним) автора статьи (Б), и его должность (В).

14 Какие факты автор приводит в подтверждение эффективности политики коллективизации? (А). В чём, по мнению автора, состоит “теневая” сторона достигнутых успехов?(Б) В чём, по словам автора статьи, состоит угроза распространения антиленинских настроений?(В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название порта, в котором базировался военный корабль, изображённый на марке. Назовите войну, в которой этот корабль принимал участие.

16 Какая из представленных ниже картин написана художником, принимавшим участие в той же войне, что и крейсер, изображённый на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Назовите фамилию её автора.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«В связи с поступившими на Ваше имя телеграммами т.т. Конева и Мехлиса о действиях банд украинских националистов в районах Львовской области, НКВД СССР докладывает, что в настоящее время органами и войсками НКВД во вновь освобожденных районах Львовской, Волынской и Тернопольской областей проводятся необходимые меры по поимке и ликвидации бандитов.
На месте находится первый зам. наркома внутренних дел СССР тов. Круглов; районы, пораженные бандитизмом, усилены войсками НКВД и чекистами. Для ликвидации банд используются также пограничники, приступившие к охране границы с Польшей».

Б)

«В отношении поляков было прямое указание о физическом уничтожении всех участников «Армии Краевой» …
Красная Армия только вступала на территорию Западной Украины, видя в ней своего врага, мы переходили на нелегальное положение, создавали склады с оружием, в лесах строили «схроны», организовывали новые линии связи, меняли оуновские клички и т.п., так как готовились к активной борьбе, с новым, как у нас говорили, «оккупантом», то есть Советской властью».

18 В 1237 году земли Руси захлестнуло татаро-монгольское нашествие, в результате чего Русь оказалась в зависимом положении от Золотой Орды. Укажите:

а) внутреннюю причину данного события
б) военную причину данного события
в) экономическое последствие данного события

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ПОМЕСТНЫЕ КНИГИ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Александра I и Николая I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XIX веке в Европе начинаются массовые выступления рабочих. Используя исторические знания, приведите два аргумента в подтверждение точки зрения, согласно которой рабочее движение представляло собой классовую борьба между пролетариатом и буржуазией: один аргумент для России и один – для любого европейского государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.