Вариант 11

Вариант 11

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) сожжение флота Игоря Старого греческим огнём
Б) битва на Калке
В) издание Новоторгового устава
Г) битва на реке Сити

ГОДЫ

1) 907
2) 941
3) 1223
4) 1238
5) 1667
6) 1850

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) смерть Мстислава Великого
2) первое появление печенегов на Руси
3) венгерское восстание в Австро-Венгрии

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) экономическая политика 1990-х
Б) Смута в России
В) внешняя политика второй половины XVIII века
Г) политическая деятельность князя Голицына

ФАКТЫ

1) либерализация цен
2) Ништадтский мир
3) взятие Киева Андреем Боголюбским
4) Вечный мир с Речью Посполитой
5) Ясский мир
6) приглашение королевича Владислава на правление

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
_______________ (А) Выступление Ярослава Мудрого против отца _______________ (Б)
Москва _______________ (В) _______________ (Г)
Брест-Литовск _______________ (Д) 1910-е
_______________ (Е) Перенос столицы в новый город Петром I 1710-е
Пропущенные элементы:

1) Новгород
2) Санкт-Петербург
3) Переяславль
4) 1640-е
5) героическая оборона города от польских интервентов
6) восстание горожан из-за роста цен на соль
7) 1670-е
8) 1010-е
9) подписание сепаратного мира

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) заключение первого русско-китайского договора
Б) Куликовская битва
В) Генуэзская конференция
Г) расстрел демонстрации в Новочеркасске

УЧАСТНИКИ

1) Н.С. Хрущёв
2) Г.В. Чичерин
3) Дмитрий Донской
4) М.С. Урицкий
5) В.В. Голицын
6) Э.А. Шеварнадзе

6 Прочтите отрывок из исторического источника.

«Господь, решив усмирить …лютость [царя], подал ему знак, обрушив на Москву великий пожар. Из-за того пожара разразилось столь великое возмущение всего народа московского, что сам царь принужден был спрятаться со всем своим двором В том восстании был убит дядя царя, князь Юрий Глинский, а двор его разграблен народом…
Таким знаком Бог подал руку помощи земле христианской, дав ей возможность отдохнуть. К царю… явился протопоп родом из Великого Новгорода, и страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, а также представил ему чудеса, как бы явленные от Бога…, чтобы с их помощью пресечь его буйства и умерить неистовый нрав. …Сильвестру содействовал в этом и благородный юноша Алексей Адашев… Эти два мужа делали много добра своей сокрушённой и опустошённой земле; царь же благосклонно, со вниманием слушал их».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Один из упомянутых в отрывке мужей позднее бежал в Литву и вёл с царём переписку.
2. Упомянутые в отрывке мужи были членами созданной царём опричнины.
3. Царь, о котором говорится в источнике, – первый носитель данного титула в России.
4. Люди, о которых говорится в отрывке, входили в так называемую Избранную Раду.
5. Один из упомянутых в отрывке мужей известен как автор наиболее популярной версии домостроя.
6. В период правления царя, о котором говорится в источнике, было учреждено патриаршество.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) плакат “Ты записался добровольцем?”
Б) “История о великом князе Московском”
В) картина “Утро стрелецкой казни”
Г) “Чтение о Борисе и Глебе”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1. Автор – В.И. Суриков.
2. Произведение было создано в период руководства страной В.И. Ленина.
3. Автор – А.М. Курбский.
4. Описываемые события происходят в XI в.
5. Автор – В.И. Мухина.
6. Сюжет иллюстрирует события Смутного времени.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Рассмотрите служебное удостоверение и напишите должность его владельца на службе в ПНР.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите название реки, обозначенной на карте буквой А.

10 Укажите год событий, отображённых на карте.

11 Прочитайте текст и укажите название государства, пропущенное в тексте.

«По сообщению штаба советских войск в________, с 26 июля по 5 августа советские войска прочно удерживают местность к востоку от реки Халхин-Гол, находясь в боевом соприкосновении с японо-маньчжурскими войсками. Неоднократные попытки японо-маньчжур атаковать советские войска и вклиниться в их расположение отражались артиллерийским и пулеметным огнем с большими потерями для японо-маньчжур.
В течение этих дней произошел ряд воздушных боев. 28 июля воздушной атакой советская авиация уничтожила 5 японских самолетов, не потеряв при этом ни одного своего самолета».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Цифрой 2 на карте обозначена территория государства Маньчжоу-Го.
2. Одним из командиров советских войск, принимавших участие в боестолкновениях, показанных на карте, был Г.К. Жуков.
3. Противник СССР в событиях, показанных на карте, был его союзником во Второй мировой войне.
4. Цифрой 1 на карте обозначена территория Китая.
5. В том же году, когда состоялись события, показанные на карте, началась Зимняя война.
6. В период ведения военных действий, показанных на карте, СССР официально находился в состоянии войны с Японией.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний политического деятеля.

«Статья III. Его величество шах персидский от своего имени, и от имени своих наследников и преемников, уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское… и ханство Нахичеванское…
Статья VIII. Российские купеческие суда, по прежнему обычаю, имеют право плавать свободно по Каспийскому морю… Таким же образом предоставляется и персидским купеческим судам право плавать на прежнем положении по Каспийскому морю… Относительно же военных судов, как издревле одни военные суда под российским военным флагом могли иметь плавание на Каспийском море, то по сей причине предоставляется и подтверждается им и ныне прежнее сие исключительное право, с тем, что кроме России никакая другая держава не может иметь на Каспийском море судов военных».

13 Укажите год, когда был заключён этот договор (А). Напишите название этого договора (Б). Напишите, какой вооружённый конфликт закончился подписанием данного договора (В).

14 Какие территориальные приобретения получила Россия согласно условий данного договора? (А). Какое значение имели условия договора для России? Приведите не менее двух аргументов (Б). Как в договоре сформулированы исключительные права России на использование каспийских вод? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите название торгового союза, в котором состоял город, давший название художественной школе, упомянутой на данной марке. Назовите форму государственного управления в этом городе, действовавшую до момента присоединения города к московскому государству.

16 Какая из представленных ниже картин посвящена событию, произошедшему в том же веке, когда было создано художественное произведение, изображённое на марке? В ответе запишите цифру, которой обозначена эта картина. Укажите год этого события.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«… мы стремились творчески осмыслить опыт, полученный на полях сражений. Нам очень хотелось не повторять ошибок, о которых помнили, и добиться успеха ценой малой крови. Это было очень важно ещё и потому, что в предыдущих операциях, по правде сказать, было немало случаев, когда прорыв обороны противника проходил с большими трудностями и с большими потерями. Главная причина тому — медленные темпы наступательных действий. Словом, все, что было так свежо в нашей памяти, и хорошее и плохое, мы анализировали и учитывали. Поскольку главный удар наносился с сандомирского плацдарма, основные подготовительные меры, предпринимавшиеся нами, прежде всего связывались с ним. Плацдарм заранее был заполнен, можно сказать, забит войсками».

Б)

«Готовя прорыв, мы делали ставку и на мощный артиллерийский удар … Мы стремились так спланировать артиллерийское наступление, чтобы всей мощью огня сплошь подавить всю тактическую зону обороны противника и его ближайшие оперативные резервы практически на глубину восемнадцать — двадцать километров. К этому времени у нас были собраны точные разведывательные данные, вся оборона противника заранее сфотографирована, а изменения, происходившие там в последнее время, тотчас же фиксировались … В хорошо организованном артиллерийском наступлении мы видели воплощение мощи нашей армии. Мы полагали, все, что сделаем огнём вместо штыка, — все это будет нашим большим преимуществом и убережёт войска от лишних потерь … Учитывая трудности переброски грузов через Вислу и планируемый уже в первый день операции большой расход боеприпасов, до половины всех боеприпасов было сосредоточено на сандомирском плацдарме в полевых складах».

18 В мае 1605 года на престол Московского царства был выбран Василий Шуйский. Укажите:

а) династическую причину выбора Василия Шуйского
б) причину выбора Шуйского в качестве царя, связанную с его личными заслугами
в) внутриполитическое последствие выбора Шуского царём

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «КОНТРРЕФОРМЫ». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях внутренней политики Петра III и Павла I по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 В XVI-XVII веках в европейских государствах происходили религиозные расколы, приводившие к возникновению острых социальных конфликтов. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение мнения, что в России и во Франции в этот период происходили гонения на представителей религиозных меньшинств: один аргумент для России и один – для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.