Вариант 10

Вариант 10

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) Первый крымский поход Голицина
Б) создание Первого Ополчения во время Смуты
В) нападение угров на Киев
Г) издание Стоглава

 

ГОДЫ

1) 898
2) 1551
3) 1611
4) 1612
5) 1687
6) 1695

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) присоединение Грузии к Российской империи
2) Реформация в Германии
3) Ялтинская конференция

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) княжеские междоусобицы
Б) политика первых киевских князей
В) помощь народам Балкан в освобождении от Османского ига
Г) русско-японская война

ФАКТЫ

1) оборона Шипки
2) оборона Порт-Артура
3) взятие Киева Юрием Долгоруким
4) договор Руси с Византией
5) взятие Казани
6) Нерчинский договор

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

  Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
  _______________ (А) Окружение армии Петра I 1710-е
  Новочеркасск Расстрел демонстрации рабочих _______________ (Б)
  _______________ (В) Разгром РККА польскими войсками _______________ (Г)
  Кашлык _______________ (Д) _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) разгром крымского войска опрично-земским войском
2) 1920-е
3) 1580-е
4) осада русских казаков Кучумом
5) Варшава
6) 1960-е
7) река Прут
8) Львов
9) 1930-е

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) создание Кондиций
Б) денежная реформа
В) стояние на реке Угре
Г) разгром 6-й армии Фридриха фон Паулюса

УЧАСТНИКИ

1) хан Ахмат
2) Д.М. Голицын
3) Р.Я. Малиновский
4) А.Д. Меншиков
5) хан Улу-Мухаммед
6) Е.Ф. Канкрин

6 Прочтите отрывок из документа.

«И сказал Блуд Ярополку: “”Видишь, сколько воинов у брата твоего? Нам их не победить. Заключай мир с братом своим””, – так говорил он, обманывая его. И сказал Ярополк: “Пусть так!”, И послал Блуд к Владимиру со словами: “Сбылась-де мысль твоя, и, как приведу к тебе Ярополка, будь готов убить его”. Владимир же, услышав это, вошел в отчий двор теремной, о котором мы уже упоминали, и сел там с воинами и с дружиною своею. И сказал Блуд Ярополку: “Пойди к брату своему и скажи ему: “Что ты мне ни дашь, то я и приму””. Ярополк пошел, а Варяжко сказал ему: “Не ходи, князь, убьют тебя; беги к печенегам и приведешь воинов”, и не послушал его Ярополк. И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк. Варяжко же, увидев, что Ярополк убит, бежал со двора того теремного к печенегам и долго воевал с печенегами против Владимира, с трудом привлек его Владимир на свою сторону, дав ему клятвенное обещание, Владимир же стал жить с женою своего брата – гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей. Потому-то и не любил Святополка отец его, что был он от двух отцов: от Ярополка и от Владимира.»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В отрывке упомянут князь, проводивший языческую реформу.
2. Описываемые в отрывке события относятся к первой княжеской усобице на Руси.
3. К периоду описываемых в отрывке событий относится существование Триумвирата русских князей.
4. В отрывке упомянут князь, получивший прозвище Окаянный.
5. Описываемые в отрывке события относятся к началу XI века.
6. В период описываемых событий Русь уже была христианским государством.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) картина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”
Б) “Юности честное зерцало”
В) Церковь Вознесения в Коломенском
Г) кинофильм “Белое солнце пустыни”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Создание данного памятника культуры связано с рождением Ивана IV.
2) Автор – Н.С. Михалков.
3) Данный памятник культуры создан в XVIII в.
4) Автор – И.Е. Репин.
5) Данный памятник культуры посвящён событиям Великой Отечественной войны.
6) Данный памятник культуры посвящён событиям, произошедшим в период окончания Гражданской войны.

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Укажите год, когда советскими войсками был окончательно освобождён город, в честь которого выпущена монета. Ответ запишите цифрами.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите город, в котором состоялось подписание мирного договора, завершившего эту войну.

10 Во время войны погиб адмирал, командовавший русской эскадрой в битве у мыса, обозначенного на карте цифрой 4. Напишите его фамилию.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название реки, которое пропущено в этом тексте.

«После перехода через _______________ важнейшей задачей русской армии стала необходимость захвата Силистрии, которая находилась на этой реке и располагалась на северо-востоке Болгарии. Не взяв этой крепости, русские войска не могли вести серьёзных наступательных действий. Захват Силистрии закреплял за Россией Валахию. Казалось, что судьба Силистрии предрешена. Омер-паша, который стоял в Шумле, страшился прямого столкновения с русской армией. Англо-французских войск в Варне ещё не было. Крепость же не могла долго держаться без внешней помощи».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В результате событий, указанных на карте, Россия потеряла контроль над территорией Крымского полуострова.
2. Союзниками Турции в этой войне выступили племена Северного Кавказа.
3. Цифрой 4 на карте показано место сражения, закончившегося победой России.
4. Одним из участников указанных на карте событий был прославленный адмирал Ф.Ф. Ушаков.
5. На карте обозначена битва, в которой русские войска бились бок о бок с болгарскими ополченцами.
6. В ходе битвы за город, обозначенный цифрой 2, были затоплены корабли русского военного флота.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

«Итак, коротко, что происходило в США.

В период 1957 – 1959 годов созданием баллистических ракет дальнего действия занималось Агентство баллистических снарядов армии (АВМА). В состав агентства входил Редстоунский Арсенал в Хантсвилле, представлявший собой центр практических ракетных разработок. Одним из руководителей Арсенала был Вернер фон Браун, объединявший коллектив немецких специалистов, вывезенных в 1945 году в США из Германии. В 1945 году в Хантсвилле под руководством фон Брауна начали работать 127 военнопленных немецких специалистов из Пенемюнде. В 1955 году, получив американское гражданство, в США работали уже 765 немецких специалистов. Большинство из них были приглашены на работу в США из Западной Германии добровольно на контрактной основе. Первые советские спутники потрясли США и заставили американцев задать себе вопрос, действительно ли они являются лидерами развития Человечества. Советские спутники косвенным образом способствовали укреплению авторитета немецких специалистов в Америке. Фон Браун убедил американское военное руководство, что превзойти уровень Советского Союза можно только разработкой значительно более мощных ракет-носителей, чем та, которая вывела первые советские ИСЗ и первые лунники …

Первоначальные предложения по созданию тяжелых ракет в США нашли поддержку отнюдь не для осуществления мирной лунной программы. Командующий стратегической авиацией США генерал Пауэр в 1958 году, поддерживая ассигнования на космические программы, заявил: «Кто первым утвердит свое место в космическом пространстве, тот и будет его хозяином. И мы просто не можем позволить себе проиграть соревнование за господство в космическом пространстве». Достаточно откровенно высказывались и другие военные деятели США, заявляя, что кто владеет космосом, тот будет владеть Землей. Несмотря на явное нежелание президента Эйзенхауэра поддерживать истерический ажиотаж по поводу «русской угрозы» из космоса, нарастало требование общественности к принятию мер, чтобы обогнать СССР. Конгрессмены и сенаторы требовали решительных действий, пытаясь доказать, что США грозит опасность полного уничтожения со стороны СССР».

13 Укажите десятилетие, когда между СССР и США началось соревнование в области программ освоения космоса (А). Напишите, чем были потрясены американцы (Б). Укажите руководителя СССР в период, о котором говорится в отрывке (В).

14 Как, по мнению одного из руководителей американских космических программ, можно было превзойти уровень Советского Союза? (А). Что пытались доказать американские политики, требуя решительных действий в космической сфере? (Б). Почему предложения по созданию тяжелых ракет в США нашли поддержку в военных кругах? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Укажите год, когда советский Дальний Восток был полностью освобождён от белогвардейцев и зарубежных интервентов. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

16 Какое из представленных ниже литературных произведений было написано в том же десятилетии, что и событие, которому посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это литературное произведение. В каком жанре оно написано?

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А)

«Немцы неохотно шли на то, что мы присоединим к себе Латвию, Литву, Эстонию и Бессарабию. Когда через год, в ноябре 1940 года, я был в Берлине, Гитлер спросил меня: «Ну хорошо, украинцев, белорусов вы объединяете вместе, ну, ладно, молдаван, это еще можно объяснить, но как вы объясните всему миру Прибалтику?»
Я ему сказал: «Объясним».
Коммунисты и народы Прибалтийских государств высказались за присоединение к Советскому Союзу. Их буржуазные лидеры приехали в Москву для переговоров, но подписать присоединение к СССР отказывались. Что нам было делать? Я вам должен сказать по секрету, что я выполнял очень твердый курс. Министр иностранных дел Латвии приехал к нам в 1939 году, я ему сказал: «Обратно вы уж не вернетесь, пока не подпишете присоединение к нам».

Б)

«Мы думаем, что в пактах о взаимопомощи (Эстония, Латвия и Литва) нашли ту форму, которая позволит нам поставить в орбиту влияния Советского Союза ряд стран. Но для этого нам надо выдержать – строго соблюдать их внутренний режим и самостоятельность. Мы не будем добиваться их советизации. Придет время, когда они сами это сделают».

18 В 1815 году в Вене состоялся международный конгресс, положивший начало новой системе отношений в Европе. Укажите:

а) внешнеполитическую причину данного события
б) внутриполитические предпосылки данного события
в) последствия данного события для международного положения России

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ОГНИЩАНИН». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях во взаимоотношениях Москвы и Орды в первой и во второй половинах XIV века по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21В XVIII-XIX веках в ряде государств состоялся промышленный переворот, что оказало влияние на состояние правовой среды. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что промышленный переворот обусловил изменение законодательства Российской и Британской империй: один аргумент для России и один – для Британской империи. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.