Вариант 1

Вариант 1

Ответами к заданиям 1-12 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы пишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов, в соответствующем поле. Имена российских государей следует писать только буквами. Ответы из двух слов следует писать слитно (например: НиколайВторой, НижнийНовгород).

1 Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) отмена Крепостного права
Б) вывод советских войск из Афганистана
В) разгром Хазарского каганата
Г) Полтавская битва

ГОДЫ

1) 965
2) 1709
3) 1823
4) 1861
5) 1979
6) 1989

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

 

2 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

1) первое нападение викингов на Англию
2) взятие Смоленска Василием III
3) смерть царевича Дмитрия в Угличе

 

3 Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимся к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) экономическая политика СССР в 20-е годы
Б) технологические нововведения в XIX веке
В) борьба с ордынским владычеством
Г) Смута

ФАКТЫ

1. Битва при Клушине
2. Стояние на реке Угре
3. Появление первых мануфактур
4. Грюнвальдская битва
5. Строительство первой железной дороги
6. Появление концессий

4 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Географический объект Событие (явление, процесс) Время, когда произошло событие (явление, процесс)
 _______________ (А) _______________ (Б) 1770-е
_______________ (В) Переход русской армии через горы _______________ (Г)
Тверь _______________ (Д) 1340-е
Казань Взятие города русскими войсками _______________ (Е)
Пропущенные элементы:

1) 1550-е
2) карательный поход московско-татарского войска
3) набег печенегов
4) Синопская бухта
5) разгром русской эскадрой турецкого флота
6) Альпы
7) Карпаты
8) 1800-е
9) Чесменская бухта

5 Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

А) битва на реке Калке
Б) Великая Октябрьская социалистическая революция
В) месть древлянам за смерть князя Игоря
Г) подавление Венгерского восстания

УЧАСТНИКИ

1) А.П. Ермолов
2) Даниил Романович Галицкий
3) княгиня Ольга
4) Л.Д. Троцкий
5) И.Ф. Паскевич
6) Юрий Долгорукий

6 Прочтите отрывок из летописи.

«…Возгордившись от этой победы, Василий велел своему войску немедленно двинуться в глубь Литвы, а сам остался в Смоленске. Когда затем московиты захватили несколько сдавшихся им ближайших городов и крепостей, тогда только польский король Сигизмунд собрал войско и послал его на помощь осажденным в Смоленске, но было уже слишком поздно. Вскоре по взятии Смоленска Сигизмунд, узнав, что московское войско движется на Литву, примчался в Борисов, расположенный у реки Березины, и отправил оттуда свое войско под предводительством Константина Острожского. Когда этот последний подошел к Борисфену близ ______, города, отстоящего от Смоленска на двадцать четыре немецких мили, то там уже стояло войско московита числом приблизительно в восемьдесят тысяч человек, тогда как литовское не превышало тридцати пяти тысяч, хотя имело несколько пушек. 8 сентября Константин, наведя мост, переправил пехоту через Борисфен возле города ______; конница же переправилась по узкому броду под самой крепостью _____. Когда половина войска перешла Борисфен, об этом доложили Ивану Андреевичу Челяднину, которому московит вверил главное начальство, советуя напасть на эту часть войска и уничтожить ее. Но тот возразил на это: “Если мы сомнем эту часть войска, то останется еще другая часть, с которой, вероятно, смогут соединиться другие войска, так что нам будет грозить еще большая опасность. Подождем до тех пор, пока не переправится все войско, ибо наши силы настолько велики, что, без сомнения, мы без особого усилия сможем либо смять это войско, либо окружить его и гнать, как скот, до самой Москвы. В конце концов нам не останется ничего другого, как занять всю Литву”. Меж тем литовское войско [усиленное поляками и иностранными воинами] приближалось, и когда оно продвинулось на четыре мили от ______, оба войска остановились. Оба крыла московитов отошли несколько дальше от остального войска, чтобы окружить врага с тыла; главные же силы стояли в боевых порядках посредине, а некоторые были выдвинуты вперед, чтобы вызвать врага на бой. Напротив в длинном строю расположились разнообразные войска литовцев, ибо каждое княжество прислало свое войско с собственным вождем, так что в строю каждому отводилось особое место. Наконец, построив передовые отряды, московиты затрубили наступление и первыми двинулись на литовцев. Те, нисколько не оробев, стали твердо и отбили их. Но вскоре к московитам были посланы подкрепления, которые в свою очередь обратили литовцев в бегство. Таким образом несколько раз то та, то другая сторона, получая подкрепления, поражала другую. Наконец сражение разгорелось с величайшей силой. Литовцы, умышленно отступив к тому месту, где у них были спрятаны пушки, направили их против наседавших московитов и поразили задние их ряды, выстроенные в резерве, но слишком скученные, привели их в замешательство и рассеяли. Такой неожиданный боевой прием поверг московитов в ужас, ибо они считали, что в опасности находится только первый ряд, бьющийся с врагом; придя в смятение и полагая, что первые ряды уже разбиты, они обратились в бегство…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) женой упомянутого в отрывке князя была София Палеолог.
2) пропущенное в тексте слово – Орша.
3) описанная в отрывке битва произошла в 1514.
4) пропущенное в тексте слово – Андрусово.
5) в период упомянутых в отрывке событий Россия потеряла Смоленск.
6) война, о событиях которой идёт речь в тексте, закончилась победой московского князя.

7 Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) роман “Война и мир”
А) “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”
А) повесть “Один день Ивана Денисовича”
А) “Слово о законе и благодати”

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор участвовал в Крымской войне
2) Автор – участник Русско-японской войны
3) Данное произведение написано в XVII в.
4) Автор – киевский митрополит Иларион
5) Данное произведение создано в годы “перестройки” в СССР
6) Данное произведение посвящено теме сталинских репрессий

Запишите последовательно цифры, соответствующие буквам.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

8 Напишите название озера, по льду которого пролегала дорога, обозначенная на марке.

Рассмотрите схему и выполните задания 9-12.

9 Укажите век, к которому относятся обозначенные на схеме события. Ответ запишите цифрами.

10 Укажите прозвище князя, руководившего русскими ратями в битвах, обозначенных цифрами 1 и 2.

11 Прочтите текст о событиях, отраженных на схеме, и, используя схему, укажите название озера, которое пропущено в этом тексте.

«После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю псковскую, ибо уже был взят немцами город Псков. И пришли немцы к _______________ озеру, и встретил их Александр, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро _______________ множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною».

12 Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В битве, произошедшей в месте, обозначенном цифрой 2, противниками русских были шведы.
2. На карте обозначен поход войск Батыя на Русь.
3. Цифрой 3 обозначено место первого сражения русских ратей с татаро-монголами.
4. Обозначенная на карте цифрой 1 битва состоялась в 1240 году.
5. В одном из сражений, обозначенных на карте, войсками противников руководил Чингисхан.
6. Цифрой 1 на карте обозначено Ледовое побоище.

Часть 2

Задания этой части (13-21) на экзамене требуют развёрнутых ответов. Эти ответы и пояснения даны Вам для запоминания в самих заданиях.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 13 и 14. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний современника.

«Усилия, которые е.и.в. вынуждена была употребить к обузданию и прекращению мятежа и восстания, обнаружившихся в Польше, с стремлениями самыми пагубными и опасными для спокойствия соседственных Польше держав, увенчались совершенно полным и счастливым успехом, и Польша была совершенно покорена и занята войсками императрицы, и потому е.в., предусматривая подобный исход, в уповании на справедливость своих требований и в расчете на силу тех средств, которые ею приготовлены были для одержания победы, поспешила предварительно войти в соглашение с своими двумя союзниками, а именно: е.в. императором римским и е.в. королем прусским относительно принятия самых действительных мер для предупреждения смут, подобных тем, которые их по справедливости встревожили и которых зародыши, постоянно развивающиеся в умах, пропитанных до глубины самыми нечестивыми принципами, не замедлят рано или поздно возобновиться, если там не будет устроено твердое и сильное правление. Эти два монарха, убежденные опытом прошедшего времени в решительной неспособности Польской республики устроить у себя подобное правление или же жить мирно под покровительством законов, находясь в состоянии какой-либо независимости, признали за благо в видах сохранения мира и счастья своих подданных, что предпринять и выполнить совершенный раздел этой республики между тремя соседними державами представляется крайней необходимостью. Узнав об этом образе мыслей и находя его совершенно согласным со своими соображениями, императрица всероссийская решилась условиться сперва с каждым из двух вышеупомянутых высоких союзников отдельно, а потом с обоими вместе о точном определении соответственных частей, которые им достанутся по их общему соглашению».

13 Назовите лидера восстания, о котором говорится в тексте (А), укажите год завершения раздела, о котором говорится в тексте (Б). Укажите имя императрицы, от лица которой составлен данный документ (В).

14 Как автор оценивает действия императрицы по прекращению мятежа в Польше? (А). Как автор обосновывает решение иностранных правителей произвести раздел Польши? (Б). Как императрица отнеслась к идее иностранных правителей совершить окончательный раздел Польши? (В). При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.

15 Напишите название внутриполитического кризиса в России, завершившегося в год рождения научного работника, изображённого на марке. Укажите политического деятеля, занявшего пост Генерального секретаря ЦК КПСС в год выхода в свет данной марки.

16 Какой из представленных ниже скульптурных памятников относится к деятельности изображённого на марке учёного? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник. Назовите величайшее событие, в честь которого установлен данный памятник.

17 Прочтите отрывки из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Война дорого обошлась народам всех воевавших стран, и особенно советским людям, – сказал И. В. Сталин. – Мы обязаны сделать все, чтобы не допустить подобного в будущем. Эйзенхауэр с этим горячо согласился.
Тогда мне казалось, что Д. Эйзенхауэр относился с пониманием к тяжелым жертвам советского народа. Он не раз повторял: «Всю гитлеровскую шайку надо всенародно повесить и достойно наказать фашистов, проявлявших зверское отношение к людям». Последний раз с Д. Эйзенхауэром мы встретились в Берлине на нашем приеме, устроенном по случаю годовщины Октябрьской революции, в 1945 году».

Б)

Опубликованный в газете приговор немецким военным преступникам справедлив. Вполне естественным является протест Советского Союза против признания некоторых преступников невиновными, так как Советский Союз в этой великой войне потерял огромное число людей и колоссальное количество имущества».

18В 1699 году Пётр I отправился в Великое посольство в Западную Европу. Укажите:

а) последствие данного события для военной сферы
б) последствие данного события для международного положения России
в) последствие данного события для культурной сферы

19 Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ЯСАК». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.

20 Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в культуре Московского государства в XVI и XVII веках по одному или нескольким признакам. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ запишите в следующем виде:

21 Поражения в крупных военных конфликтах часто являются катализаторами проведения внутренних реформ. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение мнения, что неудачные военные кампании оказывали серьёзное влияние на внутреннюю политику государств в XIX веке: один аргумент для России и один – для любого европейского государства. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.